Был во времена Советского Союза такой анекдот: “Татары направили жалобу в Президиум Верховного Совета СССР на обидную для них поговорку “Незваный гость хуже татарина”. Президиум принял Указ, по которому отныне полагается говорить “Незваный гость лучше татарина”. Я никоим образом не хочу оскорбить эту уважаемую и достойную нацию, давшую миру танцора Р.Нуриева, поэтессу Б.Ахмадулину, оперного певца Р.Ибрагимова, актёра С.Шакурова и многих других выдающихся людей. Но, к большому сожалению, есть люди, которые своими действиями просто позорят свой народ, заставляя всё чаще вспоминать его “незлым, тихим словом”.
Речь идёт о татарских акционерах (ОАО “Татнефть”) ЗАО “Укртатнафта”, созданного на базе нашего Кременчугского НПЗ. И хотя предприятие считается совместным, с 1994 по октябрь 2007 года именно они полностью контролировали его и безраздельно на нём хозяйничали, благодаря чему получили сотни миллионов долларов. В то же время, “Татнефть” так и не удосужилась выполнить предусмотренные договором инвестиционные обязательства по поставкам нефти на Кременчугский НПЗ на сумму $2,53 млрд. Кроме этого, нашими правоохранительными органами в тот период было зафиксировано большое количество серьёзных нарушений в финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Откровенным блефом оказались и неоднократно звучавшие грандиозные планы по модернизации завода – последняя новая установка на нём была введена в действие ещё в 2001 году.
Грязные помыслы татарских нефтяников
Такое поведение акционеров из Татарстана объясняется их изначальным нечистоплотным замыслом – попросту отбрать у Украины Кременчугский НПЗ. Сначала была предпринята попытка продать 18,3% акций “Укртатнафты” за “пустые” векселя оффшорным компаниям “Sea Group” и “AmRUZ” (долгое время полностью контролировались первым заместителем Гендиректора “Татнефти” Н.Магановым, позднее были выкуплены “Татнефтью”), что обернулось убытками на $56,3 млн. В 2008 году Хозяственный и Аппеляционного хозяйственный суды Киева признали эту сделку незаконной.
Затем татарские акционеры решили “организовать” “Укртатнафте” крупные долги, после чего обменять их на акции компании и передать “Татнефти”. Для этого в 2007 году тогдашний директор завода С.Глушко заключил фиктивные договора о поставках нефти с подконтрольными Н.Маганову МЧП “Авто”, ООО “Таиз” и ООО “Техно-Прогресс”. Небольшая часть нефти поступила-таки, при этом, не были выполнены обязательства на 2,7 млрд. грн. Но долги “Укртатнафта” признала своими, и С.Глушко, назначенный на свой пост татарской стороной, подписал соответствующие документы. После этого все три фирмы передали эти фиктивные долги некоему российскому ООО “Компания “Сувар-Казань””, которое обратилось в суд с требованием вернуть ей фактически несуществующий долг.
Согласно Устава ЗАО “Укртатнафта”, все споры между акционерами компании должы решаться только в судах, расположенных на территории Украины. Тем не менее, аферисты из “Татнефти” делают это только на “своей территории”. Во-первых, украинским законодательством предусмотрено, что для передачи долга необходимо согласие самого должника. Им, согласно подложных документов, является “Укртатнафта”, своего согласия на это не дававшая и уже успешно оспорившая договор уступки права требования в украинских судебных органах. Во-вторых, на всех уровнях суды в Татарстане открыто и безоговорочно поддерживают своих земляков, не желая даже рассматривать доводы украинской стороны. Так, 5 сентября 2008 года судья Арбитражного суда Республики Татарстан И.Г.Никулина приняла решение (дело №А65-9070/2008) о взыскании с “Укртатнафты” $507,25 млн. за якобы поставленную на Кременчугский НПЗ нефть, а 24 ноября 2008 года 11-й Арбитражный Апелляционный суд Республики Татарстан оставил его в силе (председательствующий Е.Я.Липкинд).
В качестве обеспечения иска “Сувар-Казани” был наложен арест на имущество “Укртатнафты” в России – права на 73,92% акций в ОАО “Татнефтепром” (они были переданы Украине в обмен на долю Татарстана в “Укртатнафте”), являющееся самой перспективной в республике компанией по разработке, добыче и переработке нефти и по своей стоимости в несколько раз превышающее стоимость самой “Укртатнафты”. Совет директоров “Татнефтепрома” возглавляет всё тот же С.Глушко, который в октябре 2007 года решением украинских судов был отстранён от руководства “Укртатнафтой”. Благодаря его деятельности, только в IV квартале 2008 года с баланса “Татнефтепрома” в пользу подконтрольных “Татнефти” фирм было выведено активов и имущества почти на 600 млн. руб. Украинских же представителей физически (в прямом смысле слова) не допускают на общие собрания акционеров компании. Зато 19 марта 2009 года Федеральный арбитражный суд Поволжского округа России санкционировал процесс изъятия у “Укртатнафты” указанного пакета акций “Татнефтепрома”.
Смысла в существовании СП больше нет
Подобным образом наши бывшие партнёры пытаются украсть у нашей страны то, что ещё возможно, стремясь получить в счёт погашения несуществующего долга имущество “Татнефтепрома”. Этим самым достаточно давно занимаются в Украине и следователи из МВД Татарстана, разыскивающие имущество “Укртатнафты”, которое можно арестовать и изъять в пользу “Татнефти”. Все действия татарской стороны на протяжении 2007-2009 годов ясно и чётко показывает, что они больше не рассматривают “Укртатнафту” как совместное предприятие.
Тем временем, нынешнему руководству “Укртатнафты” всё-таки удаётся найти сырьё для работы Кременчугского НПЗ, несмотря на организованную “Татнефтью” полную блокаду поставок нефти из России. Да, в январе–феврале этого года поставки “чёрного золота” на завод сократились на 34%, но в условиях мирового кризиса потребление нефти снижается, а, следовательно, и цена на неё, что мы и наблюдаем каждый день. В условиях падения спроса на нефть, желающих поставлять это сырьё на Кременчугский НПЗ в избытке. Так что в сложившейся ситуации нахождение “Татнефти” в составе акционеров “Укртатнафты” просто теряет всякий смысл. А о том, что можно прекрасно обходиться и без лже-партнёров из Татарстана, свидетельствует начало производства в марте этого года на Кременчугском НПЗ дизтоплива стандарта “Евро-3” и подготовка к выпуску уже осенью этого года дизтоплива стандарта “Евро-4”.
13 марта 2009 года Хозяйственный суд Полтавской области признал незаконной покупку правительством Татарстана 28,8% акций “Укртатнфты”. Если к этому прибавить упомянутые выше решения Хозяйственного и Апелляционного судов Киева и, особенно, поведение татарских акционеров, то можно с полной уверенностью сказать: Украина имеет все моральные и материальные права считать, что “Укртатнафта” больше не существует как совместное предприятие, значит, Кременчугский НПЗ является собственностью только нашей страны.
Свои ошибки надо уметь признавать. Такой крупной ошибкой, безусловно, стало приглашение в 1994 году к партнёрству ОАО “Татнефть”, которое оказалось в сотни раз хуже любого незваного гостя. Поэтому, украинскому руководству нужно как можно быстрее выполнить все судебные решения, после чего организовать конкурс по отбору нового, но только ответственного и добросовестного партнёра. “Татнефтью” мы уже сыты по горло.