Сегодня, 13 апреля, православный мир вступает в последнюю неделю перед Светлым Христовым Воскресеньем. Эта неделя получила название Страстной. Она посвящена воспоминаниям последних дней земной жизни Иисуса Христа, его страданий и смерти.
На Страстной неделе православные соблюдают самый строгий пост и уделяют посещению храмов и молитве больше времени, чем во все дни Великого поста.
Это время подготовки к Пасхе, которая в этом году приходится на 19 апреля.
В последнюю неделю Великого поста предписывалось есть только сухую пищу, избегать развлечений, прекращать работу и дела в судах, освобождать узников. Все богослужения Страстной недели отличаются глубиной переживаний и последовательно "воспроизводят" последние дни жизни и страдания Иисуса Христа.
Поэтому во время Страстной недели не празднуются дни памяти святых, не совершаются поминовения усопших и таинства брака и крещения (за исключением особых случаев). Каждый день Страстной недели называется "великим".
В богослужении Великого Понедельника вспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф Прекрасный, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов - истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.
В Великий Вторник воспоминается обличение Иисусом фарисеев и книжников, а также притчи, произнесенные Им в Иерусалимском Храме: о дани кесарю, о воскресении мертвых, о Страшном суде, о десяти девах и талантах.
В Великую Среду воспоминается грешница, которая, омыв слезами и помазав драгоценным миром ноги Христа, подготовила Его таким образом к погребению.
В богослужении Великого Четверга воспоминаются четыре события, которые по евангельскому преданию совершились в этот день: Тайная вечеря, на которой Христом было установлено таинство Евхаристии, омовение Христом ног Своим ученикам в знак смирения и любви к ним, молитва Христа в Гефсиманском саду и предательство Иуды.
День Великой Пятницы посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Иисуса Христа. По традиции Восточной церкви в конце вечерни Великой Пятницы совершается вынос Плащаницы - изображения Иисуса Христа запечатленное на ткани, в которую, по преданию, завернули тело Христа, после его смерти. Плащаница устанавливается для поклонения перед алтарной частью храма. В западной традиции совершается выставление Святого Креста и поклонение Гробу Господню.
В Великую Субботу совершается воспоминание погребения Иисуса Христа, пребывания Его тела во гробе, сошествия в ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, ожидавших Его пришествия, и воспоминание о благоразумном разбойнике, призванном в рай. Богослужения в этот день начинаются с раннего утра, продолжаются до конца дня и сливаются с началом торжественной пасхальной заутрени. Еще до зари в храмы начинают сходиться люди.
В течение всего дня проводится освящение блюд пасхальной трапезы (куличей, яиц, творожной пасхи, соли, мясных продуктов, и т.д.).
Подготовка дома к Пасхе
Что касается самого приготовления к Пасхе, то основные работы принято делать в четверг. Наши предки совершали основные приготовления к празднику, в том числе уборку и побелку домов именно в Страстной четверг.
Женщины пекли пасхальную паску, красили и расписывали яйца, вылепливали из теста пасхальных птиц, готовили мясные блюда, которые освящали в церкви в первый день Пасхи. А мужчины в течение Страстной недели занимались заготовкой дров для пасхального костра, запасали корма для скота и т. д.
А вот в пятницу нельзя ни работать, ни тем более веселиться. С закатом солнца до окончания пасхального богослужения существует традиция воздерживаться от пищи.
В наше время Страстная неделя имеет такое же большое значение для христиан. Поэтому, к примеру, во многих западных странах последние ее дни (прежде всего, Страстная Пятница) объявляются выходными.
После освящения куличей и других продуктов, по традиции за богатым столом собирается вся семья. Родственники соревнуются в разбивании крашенок, пьют свяченое вино и, конечно, угощаются блюдами, от которых воздерживались во время поста.