Сейчас много говорится о некой активизации праворадикального политического сегмента в Украине. Но для начала стоило бы разобраться с классификацией и выяснить, что же является праворадикальным, а что леворадикальным. Силы, ориентированные на Гитлера, назвать праворадикальными сложно, поскольку он был скорее социалистом, чем кем-либо иным. В украинской ситуации странностей еще больше. Правыми считаются люди, которые по своим идеологическим ценностям больше тяготеют к христианской демократии, а по экономическому мировоззрению отдают предпочтение социализму. Отсюда и берутся правые популисты. В отличии от своих классических аналогов, они не защищают право частной собственности, они защищают право нации. Собственность не становится для них определяющим.
Поэтому говорить о радикализации правых экстремистов в Киеве было бы необъективно. Есть крайне правые, например, партия «Свобода». Но в чем их привлекательность? В том, что акцент они делают на реабилитации украинской нации, пострадавшей от причиненных советским коммунизмом и российской оккупации травм.
Что же касается разного рода провокационных структур, то адекватного объяснения появлению тех, кто именует себя «национал-социалистами» в Украине не существует. Им ничего не предшествовало. Скорее всего эти структуры инспирированы с целью постепенного превращения их в спойлерские проекты, которым на выборах нужно будет оттенять конкурентов своего заказчика. Пугать избирателей и загонять их в стойло той или иной политической силы. Их создают только с этой целью.
Рождению реально действующих право-радикальных структур препятствует суровая экономическая проза. Для их существования нужны огромные деньги. Деньги на аренду спортзалов, деньги на униформу, деньги на флаги и т.д. Посчитайте и стоимость оплаты труда необходимого числа инструкторов. Материальной базы для всех этих вещей сейчас в Украине нет. Поэтому ожидать появления настоящих, неиспирированных, неимитированных движений не стоит.
Все, что появляется, появляется только на уровне политпроектов. И сразу же клонируется. Достаточно вспомнить пресловутое «Геть усіх» («Всех прочь» укр.), когда тут же начали появляться похожие структуры. Поэтому мы имеем дело исключительно с проектной возней, а не с настоящими неонацистами.
Реальной силы, реальной праворадикальной структуры нет. Не хватает оснований. Хотя благодатная почва есть – это футбольные фанаты. Но они у нас очень корректные и толерантные.
Если говорить о том, кто сейчас больше всех заинтересован в появлении разного рода спойлерских структур, то это, несомненно, Блок Юлии Тимошенко. Они идут не на базар, а с базара. И, чувствуя приближение выборов и часа ответственности за положение дел в стране, «бело-сердечным» крайне необходимо удержать начавшийся отток избирателей, падение рейтинга. Лучше всего это делается путем запугивания сторонников, но запугивания чужими руками, чужими политическими акциями. Мол, вы видите, куда катиться Украина, и вот эти люди готовятся прийти к нам на смену. Избиратель шарахается и загоняется назад в стойло.
Партии регионов поступать так незачем. У нее свой нерушимый электорат, не подвластный рейтингам и модным тенденциям. Он четко ограничен ментально, ограничен географически и культурно. У БЮТ всего этого нет.