В ДЕТАЛЯХ

2009.07.15

Если не СПелись, то пора менять название

Воруют ли руководители ОАО «Татнефть» у своего государства нефть, но у Украины практически украли ее активы в Татарстане. Тем самым доказав, что больше не хотят совместно работать с украинскими коллегами. В Республике Татарстан практически закончилась судебная тяжба, в результате которой татары изымут украинскую собственность...

«Как вы яхту назовете, так она и поплывет» - пел капитан Врунгель. Но сегодня чаще бывает, что, как не назови компанию, завод, фабрику, частное предприятие (нужное подчеркнуть), но если в конечном итоге собираешься обмануть своих партнеров, то кампания «утонет» в любом случае, называйся она, хоть «Посейдон», хоть «Победа», хоть «Успех». Пресловутый человеческий фактор будет всегда довлеть над кажущимся успешным или фартовым названием. Особенно это касается тех компаний, которые находятся в разных странах, но имеют совместный бизнес. Сразу оговорюсь, существует много совместных предприятий, которые ценят и берегут своих партнеров во чтобы то ни стало. В идеале, целью СП является наиболее полное использование потенциала каждой из сторон, а также максимум полезного эффекта от их деятельности.

Тогда Победа этому СП обеспечена. Но, как бывает в жизни, если одна из сторон начинает, мягко говоря, объегоривать своего партнера, тогда у «Победы» отваливаются первые две буквы. В общем, беда в виде убытков обеспечена для одной из сторон совместного предприятия.

Когда создавалось совместное предприятие ЗАО «Укртатнафта», украинцы со своей стороны внесли в качестве взноса Кременчугский нефтеперерабатывающий завод. Татарские акционеры в лице ОАО «Татнефть» имени В.Д. Шашина взяли на себя обязательства поставлять бесперебойно нефть в строго определенном количестве, а также были переданы права на 73% акций в ОАО «Татнефтепром» в обмен на долю в СП.

Если бы министр нефтяной промышленности СССР (1965-1977) Валентин Дмитриевич Шашин знал, что его именем назовут предприятие, руководители которого не чисты на руку, то наверняка бы в завещании строго настрого запретил использовать свое имя. Хотя убрать из названия компании имя Шашина могут родственники члена ЦК КПСС и депутата Верховного Совете Татарской АССР 4-х созывов. В итоге останется просто ОАО «Татнефть». Если разложить по полочкам и вспомнит, что слово «тать» в древнерусском обозначало «вор», тогда получается ОАО «Ворнефть» и всё становится на свои места. Капитан Врунгель таки был прав.

Теперь перейдем из области этимологии к фактам, которые подтверждают слова капитана Врунгеля. Не знаю, воруют ли руководители ОАО «Татнефть» у своего государства нефть, но у Украины практически украли ее активы в Татарстане. Тем самым доказав, что больше не хотят совместно работать с украинскими коллегами. В Республике Татарстан практически закончился судебная тяжба, в результате которой татары изымут украинскую собственность.

Но, всё по порядку. Татарские акционеры давно паразитировали на «Укртатнафте» благодаря лояльному к ним руководителю Сергею Глушко. Для этого татары придумали бесхитростную схему. Три компании МЧП «Авто», ООО «Таиз» и ООО «Техно-Прогресс», которые были полностью подконтрольны татарской стороне якобы поставляли сырье. Небольшая часть для замыливания глаз действительно поступала, но большая часть поставок была только на бумаге. Сергей Глушко подписывал фиктивные документы, тем самым наращивая фиктивный долг перед поставщиками. Таким образом, создалась фиктивная задолженность в размере 2, 5 млрд. гривен.

В начале 2008 года три подконтрольные татарам компании - МЧП «Авто», ООО «Таиз» и ООО «Технопрогресс» по договору уступки требования эти долговые обязательства передали в пользу другой подконтрольной татарским акционерам «Укртатнафты» компании ООО «Компания «Сувар-Казань». Стоит отметить, что уступка права требования может совершаться исключительно при наличии согласия самой «Укртатнафтой», но татарские акционеры и здесь нарушили закон. Чтобы не было проблем при оформлении уступки, татары оформили сделку у частного нотариуса в Москве.

После того, как частный нотариус поставил печать, «Сувар-Казань» 5 сентября 2008 года подала иск в Арбитражный суд Республики Татарстан с требованием вернуть долг в размере 2,5 млрд. грн. Конечно о том, что долг фиктивен в иске не написали. Однако, «Укртатнафта» успешно оспорила в Хозяйственном суде Полтавской области договор уступки права требования от «Авто», «Таиз» и «Техно-Прогресс» в пользу «Сувар-Казань». Поскольку согласно законодательству Украины уступка требования может осуществляться только при согласии должника, которым якобы является «Укртатнафта». Естественно, что «Укртатнафта» не дала бы согласия на подобную «уступку», поскольку долг сформирован фиктивно, а значит, нет темы для обсуждения.

Отметим, что сначала 8 октября 2008 решение Полтавского хозсуда было оставлено в силе Киевским межобластным хозяйственным судом, а потом 22 января 2009 года уже Высший хозяйственный суд Украины признал незаконной уступку прав требования в пользу «Сувар-Казань». И наконец, Верховный Суд Украины 26 марта 2009 года вынес окончательный и не подлежащий обжалованию вердикт – договора уступки права требования к «Укртатнафте» от МЧП «Авто», ООО «Таиз» и ООО «Техно-Прогресс» в пользу ООО «Компания «Сувар-Казань» признаны недействительными.

Но татары и не думали прекращать судебную тяжбу и с помощью 11-ого Арбитражного Апелляционного суда Республики Татарстан (дело № 11АП-6815/2008), который оставил в силе решение Арбитражного суда Республики Татарстан об оплате «Укртатнафтой» фиктивного долга, и в качестве меры по обеспечению иска был избран арест имущества «Укртатнафты» в России. Таким образом, на 73% акций компании «Татнефтепром», которая является самой перспективной компанией на территории Татарстана по разработке, добыче и переработке нефти, были арестованы и переданы в качестве уплаты фиктивного долга.

19 марта 2009 года Федеральный Арбитражный суд Поволжского округа РФ санкционировал процесс изъятия у «Укртатнафты» 73% акций «Татнефтепрома». Практически через два месяца 20 мая 2009 года судебный пристав-исполнитель Казанского межрайонного СП УФСП России Е. Коротихина предписала Росимуществу продать с торгов похищенный у Украины пакет акций «Татнефтепрома» в размере 73%, которые оценили в 96 млн. долларов, что в почти в 5 раз меньше реальной цены акций.

Вероятно цену «опустили» специально для «Татнефти», чтобы татарам не ударила по карману покупка украденного у Украины актива. Думаю, что Украину вряд ли допустят даже к аукциону, что еще раз доказывает о том, что татарские акционеры давно перестали воспринимать украинцев, как партнеров. Нет сомнений - компания «Укртатнафта» уже фактически перестала существовать, как совместное предприятие. Что ж, украинская сторона может с легким сердцем убрать из названия даже намек на «тать» и переименоваться, к примеру, в «Кремень-нафта».

Кстати, два года назад тогдашний министр топлива и энергетики Юрий Бойко заявлял, что «Укртатнафта» в форме СП фактически не существует. А после изъятия 73% акций «Татнефтепрома», которые собственно говоря, и являлись единственным реальным взносом татарской стороны в СП, взнос татарской стороны в «Укртатнафту» стал равен нуль целых нуль десятых.

Больше новостей из этой рубрики

Читайте Также

все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ