27 июля в 08.30 по местному времени глава РПЦ прибудет в аэропорт «Борисполь». Его официальный визит продлится до 5 августа включительно. О планах и задачах пребывания одного из первых лиц России на территории нашего государства RUpor`у рассказал специалист по украино-российским отношениям, киевский политолог и политический психолог Владимир Цыбулько
Следующие две недели пройдут в Украине под знаком Русской Православной Церкви и Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. К кому на самом деле едет Патриарх Кирилл? Почему визит запланировано именно сейчас? Чем или кем определен маршрут передвижения Кирилла по Украине? Удастся ли ему выполнить всю намеченную программу?
Судя по комплексу мероприятий и текста программы, можно сказать о том, что этот визит в год выборов украинского президента является скорее всего политтехнологическим. Визит призван произвести ревизию избирательных ресурсов РПЦ на территории нашей страны, а также спроектировать разные модели влияния Русского Православия на избирателя. По-сути, это исключительно политтехнологические задания.
Предварительно ряд право-радикальных и право-центристских политических сил заявили о своем намерении воспрепятствовать передвижению Кирилла. Что здесь имеется ввиду?
Воспрепятствовать воли Патриарха – это еще и воспрепятствовать волеизъявлению определенной части украинского общества. Поэтому, я считаю данные заявления слишком эмоциональными.
Пытаясь объективно оценить смысл визита Патриарха, необходимо учитывать несколько факторов.
Во – первых, в последнее время в Российской Федерации усилилось неестественное сращивание Церкви и государства. Россия постепенно превращается в такой себе православный Иран.
Расшифруйте, будьте добры.
Обратите внимание хотя бы на факт постоянного сотрудничества Патриархии с Государственной Думой по процедуре утверждения текущих законопроектов. Церковь, в таком случае, не просто становится не отделенной от государства, а Церковь в России становится элементом государственной машины. Элементом пропагандистским. Если моделировать реинкарнацию советской действительности, то Церковь в современной Российской Федерации может смело претендовать на отдел пропаганды ЦК КПСС. И в этом смысле, визит Кирилла переполнен разного рода внутренними противоречиями.
О каких противоречиях идет речь?
Повальное оправославливание населения РФ сложно соединить с миссией возрождения Империи. И создание моды на Сталина, моды на НКВД, и ущемление свободы слова – все это не вписывается в образ новой православной России. Ее руководство хотело бы совокупить несовокупляемое – христианские гуманистические ценности и государство атеистического просоветского типа.
В согласии с Уставом РПЦ, возглавить ее может только русский, то есть гражданин Российской Федерации. Соответственно, гражданин России, тем более на такой высокой должности, является патриотом своей страны, патриотом России. Но является ли современный российский патриотизм - одновременно патриотизмом Украины? Это принципиальная вещь. Быть пастором для Единой Церкви – значит находится НАД интересами одного отдельного взятого государства, быть выше этих интересов. Выше российских государственных интересов. Однако, Патриарх Кирилл не из тех, кто интересы России поставит ниже интересов своих верующих. Ему не разрешат этого сделать российские власти.
Поэтому, учитывая определенную неосталинизацию политического процесса внутри России и происходящий там существенный перекос в диалоге между Церковью и государством, можно говорить о том, что этот визит является ничем иным как экспортом неосталинизма в Украину. Кирилл стремится быть Патриархом как украинцев, так и россиян, однако Российское Государство перешло в режим жестких тоталитарных условий. Украина же как была, так и остается демократической. Не будет ли в таком случае его духовное служение здесь в Украине признаком навязывания политической моды на сталинизм и восточную деспотию? Мне кажется, украинская паства Кирилла имеет совершенно иные запросы.
На эти противоречия накладываются и чисто украинские перипетии. Их суть заключается в том, что в государстве Украина национальная самоидентификация приобретает черты универсальности. В отличии от России, у нас национальная самоидентификация не зависит от религиозного окраса. Украинцами быть не просто модно, украинцами становятся в согласии с внутренним этическим выбором, не из-под палки. Ради единства Церкви верующим нужно жертвовать украинской идентичностью – дабы быть «православными», а не просто «украинскими православными». Выходит, что Архипастырь, как должны воспринимать Кирилла прихожане Украинской Православной Церкви, может поставить под сомнение украинскую идентичность. И вопрос здесь в том – каким образом, и в какой мере Русская Церковь способна поддержать украинскую идентичность.
Позитивным сигналом для украинского общества и свидетельством его лояльности по отношению к Украинскому государству был бы призыв к иерархам УПЦ Московского Патриархата украинизироваться. Если же он этого не делает, то тогда, я считаю, его визит может стать импульсом для совершенно иных процессов. У нас как минимум 55% граждан Украины идентифицируют себя в качестве прихожан Киевского Патриархата, в то время как, например, имея большинство приходов на территории нашей страны, Московский Патриархат не имеет такой же сильной внутренней самоидентификации у своих людей. Предваряющее визит Патриарха его заявление о том, что автокефалии Украинской Церкви желает всего лишь «небольшая прослойка журналистов и политиков», по-сути является ничем иным как чрезмерно эмоциональным всплеском политических пристрастий гражданина России по фамилии Гундяев, а не добрым словом Архипастыря. Это заявление свидетельствует о том, что Московский Патриархат проигрывает Украину и поэтому посредством визита руководителя Церкви пытается сохранить свою немногочисленную паству, которая теперь скорее будет не паствой Церкви украинской, а Церкви русской. Не Московского Патриархата, а, собственно, РПЦ. И, судя по всему, зерна такой тенденции обязательно будут сеяться в умы и сердца украинских граждан.
Именно поэтому сюда и едет Кирилл.
Как этот визит воспримут в Константинополе?
Что касается оси Константинополь-Москва, то известно следующее: представительство Вселенского Патриарха в Украине непременно будет открыто. Поэтому Кириллу нужно не просто произвести ревизию УПЦ-МП, а сделать все от него возможное для ожидающегося в скором будущем построения РПЦ на территории нашей страны.
Начавшаяся украинизация Московского Патриархата кем-либо из вне, даже самим Кириллом, преодолена не будет. Ее можно прекратить только с помощью политического фактора и грубого вмешательства государства, но иного, не украинского. Украинское государство пытается всячески дистанцироваться от формирования церковных и конфессиональных настроений.
Поэтому для того чтобы оценить общественно-политические последствия визита владыки нужно учесть целый комплекс вопросов.
Первый - будет ли со стороны Кирилла предпринята попытка дать положительный сигнал украинскому этническому элементу?
Второй – автокефалия. Ничего положительного о будущей автокефалии мы не услышим.
Если этот прогноз окажется верным, то тогда нельзя исключать того, что этот визит продиктован не потребностью в церковной самоорганизации, а текущими политическими потребностями Российского государства в год президентских выборов на территории соседнего государства.
Если визит Патриарха Кирилла фактически подтвердит, что он является ни кем иным, как российским государственным пропагандистом, то тогда стоит ожидать нового витка расколов внутри Московского Патриархата. Украинскому этническому элементу внутри УПЦ-МП срочно понадобится больше этнической идентификации, иначе паства будет отходить, отходить и отходить.
Кто из украинского топ-политикума придет на встречу с Патриархом? Кто будет его встречать? Это будет только Виктор Янукович или еще кто-то?
Учитывая корректность украинских властей, я думаю, что весь украинский истеблишмент так или иначе поприветствует визит Архипастыря. Но если приветствие от президента будет воспринято как приветствие от президента, равноудаленного от церквей, то приветствия от потенциальных кандидатов в президенты будут восприняты исключительно как политические, а не религиозные жесты. На сегодняшний день Патриарха Московского станут встречать кандидаты в президенты, а не просто лидер оппозиции, глава правительства. Их кандидатский статус делает их достаточно манипулируемыми и корыстными. Поэтому большой радости от общения с кандидатами в президенты, а не с обычными украинскими политиками или госслужащими, для самого Кирилла не будет. Он будет банально вытягивать из них нужные ему обещания, на которые так плодовиты сейчас кандидаты на пост №1 в государстве. Это его технологическая миссия и к ней нужно относится с пониманием, поскольку каждому кандидату очень нужен первоклассный церковный избирательный сервис.
Продолжение следует
Перевод с украинского