Вооруженное противостояние Украины с РФ закончится плачевно для последней. Об этой угрожающей тенденции и о многих других последних веяниях международной политик в интервью радио «Эхо Москвы» рассказал член теневого правительства США (Counsil of Foreign Affairs - CFA), советолог украинского происхождения Ариэль Коэн
(…)
Россия - огромная страна. Говорить о том, что не хватает земельных угодий, когда в Сибири плотность два человека на квадратный километр – смешно об этом говорить. Природные ресурсы не освоены. Мы были у господина Миллера в «Газпроме», рассказывал, планов громадье осваивать газ на севере. Так что людей не хватает на самом деле, а не территорий. Зачем нужна другая территория. С Крымом и с Грузией, Абхазией?
С грузинами разругались навек, как минимум три поколения пройдет, пока договорятся. Если договорятся. Разговоры о том, что Грузия вообще не страна, Украина вообще не страна, а такие разговоры постоянно идут и в прессе, и на высоком уровне. Путин Джорджу Бушу объяснял в Бухаресте, что Украина это не страна. Это опасно. И в Европе были прецеденты, и добром это не кончилось. Я не говорю, что украинцы будут с оружием в руках воевать за Крым. Но черт его знает. Эти украинцы то самолет гражданский сбили, то еще чего-то плохое произошло. Зачем рисковать? Во время грузинской кампании, когда вошли корабли НАТО в Черное море, достаточно было одному пьяному матросу русскому или украинскому, американскому не на ту кнопку нажать, не ту ракету пустить, не в тот корабль попасть – и бог его знает, что бы было. Сегодня оружие очень разрушительное у всех, поэтому это очень опасно. Такие игры очень опасны. И карту менять мне кажется не нужно.
Нужно договариваться и жить полюбовно. Когда человек становится главнокомандующим или премьер-министром, у него расширяется чувство крутизны собственной. Особенно если в руках есть ядерная кнопка. Но на самом деле это очень опасные игры, и российская армия показала, что она Грузию может, завалить, и завалила в прошлом году. Что будет в Украине, я не знаю, но в какой-то момент, если это не остановить, то проснется и Европа, и Америка, и добром это все не кончится.
Россия откроет Венесуэле кредитную линию в объеме 2,2 млрд. $ на закупку вооружения, - сообщает агентство «Блумберг» со ссылкой на телеобращение президента Венесуэлы Уго Чавеса. «Правительство России одобрило выдачу кредита на военные цели», - сказал Чавес. Он перечисляет, какие конкретно будут вооружения закуплено. И к тому же он отметил, что «приобретаемое оружие призвано защитить нефть и природный газ страны от атак любой другой страны». Скажите, пожалуйста, против кого может быть использовано российское оружие?
Если речь идет об Уго Чавесе, то, скорее всего против Колумбии. Это такая страна, которая находится рядом с Венесуэлой. Колумбия уже давно ведет войну против наркотерроризма, там банды такие интересные, там происходит сращивание марксистско-ленинистских партизан с наркобаронами. И США поддерживают Колумбию, потому что кокаин льется большой рекой в США и по всему миру. Наверное, не дай Бог, и до Москвы доходит. Уго Чавес поддерживает этих наркотрафиканто, как они называются по-испански, против правительства Колумбии. И с Колумбией время от времени у него происходят всякие стычки. Но вообще в принципе Уго Чавес сегодня стал таким современным Фиделем Кастро, только с огромным количеством денег и нефти. Правда, деньги у него все время исчезают. Почему он сейчас за танки не заплатил? Это вообще начинает все больше напоминать кредиты, которые раздавались в советское время то Сирии, то Ливии, то еще кому-то за бесплатно. А потом народ стоял в очередях и бубнил, жаловался, что мы всем помогаем, а кушать самим не хватает. И когда на дворе такой кризис, почему дается кредит в 2 млрд.? Ну естественно, правительству виднее. Ответ простой – это делается, чтобы поддержать друга Уго против американцев, потому что он заноза у всех в боку, у американцев. Он поддерживает боливийцев, никарагуанцев, Эквадор. В общем, он выстраивает свою боливарскую империю. … Представьте себе, Америка выдает на 2 млрд. долларов кредит Украине на закупку американского оружия?!
Что произошло с перезагрузкой? Вообще осталось ли в России что-то, что можно перезагрузить?
Очень хороший вопрос. Потому что я этот вопрос сам задавал господину Лаврову. Говорил: господин Лавров, вот администрация Барака Хусейна Обамы пошла на какие-то уступки. О чем Россия постоянно, пару лет жестко заявляла? Например, уберите противоракетную оборону. Всего 10 перехватчиков было, не такая уж была большая ПРО. И российский мощный ядерный щит она никак не могла сбить. Но, тем не менее, Россия уперлась, чтобы убрали из Чехии, Польши. Вроде Обама убирает. Россия требовала, чтобы вернулись к столу переговоров по ядерному разоружению. Позиция администрации Буша, что мы вообще не враги, холодная война закончилась. Коммунизма больше нет. И не нужны никакие договоры. Администрация Обамы возвращается к столу переговоров, как этого хотела Россия. За это, ожидала администрация, Россия пойдет на какие-то встречные шаги по Ирану. Потому что Иран сейчас это главная наша боль. Иран это новость сегодняшнего дня. И вчерашнего, и завтрашнего.
Как всегда, МАГАТЭ не знает, что там на самом деле происходит?
Да знают они, просто не хотят стол переворачивать. Не хотят пугать. Администрация США ожидала. И не получила абсолютно ничего. И Владимир Владимирович Путин, и господин Лавров сказали однозначно, что по Ирану ни жестких санкций, ни помощи по жестким санкциям в Совете Безопасности, ни тем более какой-то поддержки военных мер не будет. А время-то идет. Из песочных часов песочек высыпается. А Васька слушает да ест, и строит себе ядерную программу военную. И ни у кого нет никаких по этому делу вопросов. Потому что российские представители нам в рамках Валдая говорили, что даже если у них будет ядерное оружие, Россия будет последней страной, на которую нацелят иранцы ядерное оружие. У Солженицына в «ГУЛАГе» это называлось: ты умри сегодня, а я завтра.
Это единственная аргументация по этому вопросу, которую вы слышали на Валдае?
Нет, там есть еще всякая аргументация типа того, что они же нам сейчас не портят дело на Северном Кавказе. А если мы будем плохо себя вести, они могут там и в Дагестане, и в Ингушетии, и Чечне начать кашу заваривать. То есть боятся. Это еще одна аргументация. Третья аргументация – что, а у нас с ними много экономических дел. И я был очень рад услышать от Путина Владимира Владимировича, премьер-министра, что, например, иранская риторика по Израилю, он сказал: вплоть до уничтожения государства абсолютно неприемлема. И иранское руководство должно разъяснить Израилю и всем остальным свою позицию. Я был очень рад это услышать. У меня в Израиле мама живет. Но, а что будет делать Россия конкретно для того, чтобы эту позицию иранское руководство для удовлетворения всех разъяснило? Первый вопрос. И второй вопрос – не дай бог, иранцы действительно накрутят эти боеголовки, создадут их и поставят на те ракеты, которые уже имеются, которые долетают и до территории РФ сегодня, и покрывают радиус, вот представьте себе, от иранской границы 2 тысячи км, 2,5. И напрягают они не только израильтян и не только американцев. Весь суннитский, арабский Ближний Восток от Саудовской Аравии до Египта и Турция, кстати, тоже суннитская – все стоят на ушах. Если у них будет это ядерное оружие, на Ближнем Востоке будет ядерная гонка вооружений. Я вам не рассказываю тут страшилки, я разговаривал и с турецкими генералами, и с арабами. И с израильтянами. Это будет очень нестабильная система. Я не вижу, как Россия от этого выиграет, честно говоря. Повторяю, что эксперты говорили: мы от Ирана ожидаем какие-то проблемы с их ядерным оружием, если и когда оно будет, в последнюю очередь. То есть это будет направлено, скажем, против американских интересов, американских союзников на Ближнем Востоке, и все говорят уже как будто это решенное дело, что Иран становится ближневосточной региональной сверхдержавой. А где это написано, что он должен ей стать? Там чуть революция сейчас ни произошла. Это нестабильное государство, так же как в Пакистане очень серьезная опасность того, что ядерное оружие может не в те руки попасть. Иранское государство может развалиться. Потому что та клика, фракция, которая сегодня держит власть, она потеряла легитимность. Они убили больше 150 человек. Они пересажали кучу народа в тюрьмы. Все более-менее прагматичное крыло этих исламских руководителей Рафсанджани, Хатами, бывших два президента, Мусави, который сейчас баллотировался – это все серьезные очень тяжеловесы в иранской политике, в исламской политике, им угрожают судом, расправой и обвинениями в национальном предательстве.
P. S. По данным
ЕЖ, Ариэль Коэн — известный советолог, эксперт в области внешней политики, безопасности и международных отношений. Сферы его профессиональной экспертизы — экономическая и финансовая политика России, российско-американские отношения, проблемы добычи и транспортировки нефти в зоне Каспийского моря, этнические конфликты, а также отношения России со странами СНГ.
Ариэль Коэн — иммигрант из Украины (родился в Ялте). Жил в Израиле, где в 1986 г . получил образование в области права в Университете Bar Ilan University и работал журналистом. Переехав в США, в 1989 г . получил степень магистра, а затем, в 1993 г. — доктора права в Университете Тафта. С 1992 года работает сотрудником Института международных исследований Дейвиса при фабрике мысли Heritage Foundation, где ведет исследовательскую программу по России и СНГ. Член Совета по Международным Отношениям (Counsil of Foreign Affairs - CFA), Международного института стратегических исследований (Лондон), Национального института публичной политики, а также Американской ассоциации развития славянских исследований.
Работал консультантом Агентства по Международному развитию США, Всемирного банка, Сената и Правительства США и Радио Свобода. Читал курсы лекций в ЦРУ США и принимал участие в многочисленных правительственных конференциях. Ариэль Коэн часто выступает перед различными комитетами Конгресса США и участвует в телевизионных программах и ток-шоу.