О ЧЕМ ГОВОРЯТ

2009.12.08

Украина в плену у коррупции

Как только идет подчинение какой-то системе власти, борьба с коррупцией заканчивается, и не имеет значения, это подчинение Верховной Раде, или президенту, или правительству, или любому другому органу власти…

Завтра в мире отмечается Международный день борьбы с коррупцией. Этот день призван заставить всех задуматься над тем, каких масштабов сегодня достигла коррупция, что можно было бы сделать для возрождения надежды большинства людей в мире относительно прекращения такого явления. Борьбе с коррупцией, предупреждению этого явления и контролю над ним и было посвящено заседание Кабинета Министров, которое состоялось сегодня в Киеве.

По словам участников заседания, особенностью коррупции в Украине является то, что это явление проникло практически во все области нашей жизни, несмотря на громкие заявления политиков об успехах в борьбе с ним. По словам премьер-министра Украины, в стране, которая после провозглашения независимости получила колоссальную промышленную и государственную собственность, недра, все, что только имела Украина, за 18 лет вместо того, чтобы служить народу, борьбе с последствиями бедности, все это пошло в карманы и чиновников, и олигархических групп.

Но проблема не столько в самой коррупции, как в невозможности ее искоренить.

Как утверждает Тимошенко, Контрольно-ревизионное управление «отработало все коррупционные аферы во всех органах власти до 2008 года и составило 6597 актов, которые подтверждают прямое ограбление государственных и бюджетных средств, государственных ресурсов. Это акты, которые подписаны КРУ и за которые КРУ непосредственно отвечает.

Могу вам сказать, что в этих актах миллиарды долларов. Это не просто копейки, это не просто какая-то маленькая афера, это – миллиарды долларов. Вы знаете, что КРУ не может возбуждать уголовные дела, это не его компетенция. КРУ по назначению передает эти акты в силовые структуры Украины. Но в то же время и не все силовые структуры Украины могут возбуждать уголовные дела против должностных лиц. И по результатам проверок и составления этих актов, из 6597 актов на эту минуту возбуждено лишь 769 уголовных дел, причем большинство из них даже близко не доведено до суда. Вот так сегодня складывается ситуация, так сегодня складывается жизнь в Украине», - заявила Тимошенко.

Наибольшего размаха, по мнению участников заседания правительства, коррупция достигла в таких областях, как газовый сектор, рынок земельных отношений, а также в сфере государственных закупок.

«Мы делаем все возможное для борьбы с коррупцией, устанавливая новые порядки, как, например, в вопросе с выдачей земельных актов, которые людям не выдавались последние, как минимум, 10 лет, сегодня в ручном режиме закрываем коррупционные схемы и хотя бы стараемся построить честную и прозрачную систему.

Также мы можем говорить о газовом секторе, где мы просто своими силами как Правительство, не обращая внимание на то, что все остальное вокруг было саботировано, и, кстати, и до сих пор никто не притянут к уголовной ответственности из должностных лиц, которые грабили Украину в газовом секторе, я могу сказать, что мы в силу правительственных возможностей, безусловно, это делаем, но этого категорически недостаточно.

Поэтому в Украине существует необходимость разработки и формирования Стратегии Стокоррупционной политики, а также создания единого органа по борьбе, предупреждению и контролю за коррупцией – Стокоррупционного бюро и формирование под него необходимой законодательной базы.

Как заявила Тимошенко в своем выступлении во время заседания правительства, «сегодня мы вашему вниманию представляем 14 нормативных актов, которые делают еще один фундаментальный шаг, чтобы непросто бороться с последствиями, а для того, чтобы не допустить дальнейшего продолжения этих коррупционных схем, коррупционного развращения и коррупционной безалаберщины».

«Первый документ – Стратегия Стокоррупционной политики, а другими словами – принцип Стокоррупционной политики. Здесь есть два элемента, которые, на мой взгляд, являются не декоративными, а практическими и прикладными.

Первое. Мы хотим внедрить в Украине опыт многих стран мира, создав специальное, независимое от любых ветвей власти Стокоррупционное бюро, которое будет заниматься как раз расследованием и привлечением к ответственности коррупционных чиновников, которые, безусловно, должны понести ответственность за свои коррупционные поступки, и чтобы это зависело исключительно от следствия и экспертизы Стокоррупционного бюро, решения суда и больше ни одного препятствия», - сказала Тимошенко.

Главное в этом вопросе - создания Стокоррупционного бюро как отдельного независимого органа, который никому не подчинен из системы власти.

Поскольку, как считает Тимошенко, как только начинается подчинение, сразу заканчивается эффективность действия: «как только идет подчинение какой-то системе власти, борьба с коррупцией заканчивается, и не имеет значения, это подчинение Верховной Раде, или Президенту, или Правительству, или любому другому органу власти.

Как только становится в систему и ветвь какой-либо власти это Стокоррупционное бюро, нужно просто ставить на нем крест, потому что оно действовать не будет.
Я хотела бы, чтобы мы, принимая сегодня такое решение, действительно осознавали, что пришло время в Украине применять опыт тех стран, которые создали такое бюро и которые существенно поборолись с коррупцией».

«На базе этих принципов Стокоррупционной политики мы будем предлагать сегодня в каждом органе центральной исполнительной власти, включая и министерства, создать специальный орган, который как раз и будет инструментом Уполномоченного по вопросам борьбы с коррупцией, чтобы контролировать до того, как будет осуществлен любой шаг, контролировать, по каким ценам идут государственные закупки, какие акты, приказы подписываются, какие решения принимаются, какие соглашения подписываются, для того, чтобы предупреждать коррупцию на подходах.

Мы будем создавать такую сквозную систему и будем отслеживать каждое действие, каждое движение, потому что то, что сегодня Украина имеет вследствие абсолютной беззубости борьбы исключительно правильными, конституционными инструментами с теми чиновниками и должностными лицами-коррупционерами, мы не имеем сегодня действенной машины и действенной системы, ведь все делится на своих и чужих, а лучше вообще никого из влиятельных людей не трогать – это такая философия и такая концепция. Именно поэтому, я думаю, то, что может делать Правительство, – это упреждать, не допускать и предупреждать», - заявила Тимошенко.

Также особое внимание во время заседание уделялось злоупотреблениям в сфере государственных закупок. Тимошенко вспомнила, как она закупала аппараты искусственной вентиляции легких: «под моим контролем закупили, представьте себе, втрое дешевле, чем те самые аппараты в 2007 году, когда было Правительство Януковича, и это при том, что есть еще и курсовое различие. Я думаю, что это один из мощнейших сигналов того, что государственные закупки в Украине просто превратились и давно, не сегодня, в мощное отмывание денег».

Основной проблемой, по мнению премьера, остается отсутствие законодательной базы в этом вопросе: «Мы раньше приняли постановление Правительства «О порядке государственных закупок». Парламент, к сожалению, никак не может принять фундаментальный закон, который предотвращает коррупцию в государственных закупках. Но для того, чтобы двигаться дальше и делать эти процедуры более чистыми и прозрачными, мы сегодня вносим еще более жесткие изменения во все документы о государственных закупках, и мы будем предусматривать там следующие шаги.

Во-первых, закупку смогут осуществлять за государственные средства исключительно, я подчеркиваю, у производителей. Потому что когда предусмотрели в предыдущем постановлении, что могут быть задействованы так называемые дилеры, дистрибьюторы, агенты – это была самая большая ошибка, которую допустило наше Правительство. Или производители будут работать с нами напрямую как иностранные, так и отечественные, украинские производители, или нам таких партнеров не надо. Нам не надо подсовывать посредников, какие-то искусственные структуры, которые накручивают цены, и поэтому первое – это исключительно у производителей»

«Второе. Нам уже практика подсказала, как происходят злоупотребления. Это, когда происходит тендер, когда происходят якобы прозрачные тендерные процедуры, определяют того, кто выиграл по самой дешевой цене на товары и услуги, а потом, когда завершился тендер, благополучно дается право пересматривать условия контракта. Так скажите мне, зачем кому-то нужна такая профанация, когда после государственных закупок, после тендеров кто-то может подправить этот контракт? И именно поэтому сегодня, когда мы будем голосовать, предлагается четко и прямо, императивно запретить любой пересмотр контрактов после проведения тендера. Ни курс доллар-гривна не имеет значения, ни любой другой аспект. Если уже тендер выиграли, так эта тема и фиксируется. Если надо пересматривать – объявляйте новый тендер. Это второе существенное изменение, которое, на мой взгляд, закроет еще один пласт злоупотреблений. И действовать будет императивно, нормами прямого действия.

Следующее, на что я хотела обратить внимание. Мы возвращаемся к процедуре редукциона. Это значит, когда идет тендер, идет аукцион, то допускается ведение торга на снижение цены на материалы, работы, услуги, которые мы закупаем за государственные средства. Это значит, если вышли с какой-то ценой, то потом все участники тендера будут иметь право предложить более дешевую цену. На сегодняшний день это, вообще, было запрещено, что выходит за все пределы здорового смысла и понимания», - подытожила премьер.

Больше новостей из этой рубрики

Читайте Также

все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ