В ДЕТАЛЯХ

2010.03.02

Исторические войны: империи наносится ответный удар

При всем уважении, но они не соответствуют современным требованиям и вызовам, не выдерживают критики ни по качеству, ни по художественному содержанию. Где украинские «бандеровские» блокбастеры, боевики? Где украинские «Спасти рядового Райна», «Сталинград» и т.п.? Я уже молчу об украинском варианте компьютерной игры «Call of Duty». Исторические монографии любого количества, качества и тиража никогда не будут иметь такого эффекта как эти «попсовые средства» для широкой общественности

В украинские прессе часто встречаются публикации историков, публицистов, аналитиков о реанимации концепции "Великой Победы" российским государством как одного из элементов восстановления своего влияния на постсоветском пространстве, стремления отодвинуть в тень великое поражение, которым закончилась для СССР "холодная война". За 18 лет независимости мы хорошо научились выявлять «следы и руку империи», но так и не можем грамотно отвечать и противодействовать ей. В условиях формирования национального сознания и единства, крайне необходимо построить собственную целостную концепцию взгляда на историческое прошлое Украины.  
 
Во-первых, нужно отказаться от идеи «великого подвига советского народа» (в нашем случае украинского). Странно выглядит ситуация, когда бывший Президент Виктор Ющенко сначала чтил честь воинов УПА на 14 октября, награждал посмертно Романа Шухевича орденом «Герой Украины» и одновременно упоминал об «освобождении Киева от немецко-фашистских захватчиков». Почитание вторых нивелирует подвиг первых. Тогда против кого и за что они воевали?  
 
Вызовы современности требуют четкого определения в ценностных ориентирах. Независимость - это большое достижение и безусловное достояние украинской нации. Так что все, кто за нее боролся и умирал - герои, а кто прямо или косвенно способствовал ее ликвидации не имеют морального права на подобное именование. Да, возможно они «герои СССР» и никто не собирается лишать их этого статуса, но никогда они не будут героями Украины. Должно быть четкое определение: уважение и почитание подвига, мужества украинцев, находившиеся в составе Красной армии, против агрессии национал-социалистической Германии и ее союзников, но одновременно признавать тот факт, что они были «пушечным мясом» для тоталитарного, античеловеческого государства . И также признавать факт, что красноармейцы с 1944 года плавно превращались из «освободителей» на «оккупантов». Не должно праздноваться на национальном уровне так называемых «советских освобождений» Киева и Украины.  
   
В контексте выше сказанного, следует показать историко-генетическую связь воинов УПА с армией УНР, Сечевыми стрельцами, Гайдамаками, гетманом Мазепой, Богданом Хмельницким и восстанием Наливайко (при желании можно и дальше углубиться). Это была борьба не за деньги и интересы немецкой империи, а многовековое стремление украинского народа (а потом уже и нации) к государственной независимости.  
 
Во-вторых, следует говорить: выбор многих украинцев, обитавших в советском государстве, - воевать в рядах Красной армии, формировался под строгим влиянием лживой пропагандистской машины СССР, тотальной информационной блокады (отсутствия возможности адекватно и объективно оценивать советские реалии). Этот фактор современные историки из ХХ века почему-то не учитывают, когда идут дискуссии вокруг вопроса: «почему же украинцы пошли воевать в ряды армии СССР?"  
 
В-третьих, активизировать освещение преступлений карательных органов СССР, советских партизан, красноармейцев против местного населения. Таким образом, нивелируется ореол святости освободителей, который целенаправленно создает Москва.  
 
В-четвертых, приложить усилия и средства к изучению и освещению деятельности других антисоветских движений и коллаборационистских военных формирований в республиках Советского союза. Классический взгляд на события Великой отечественной войны (который Кремль стремится экстраполировать на толкование событий и Второй мировой войны): шла борьба антигитлеровской коалиции (добра) с национал-социалистической Германией и ее союзниками (зло). Однако нельзя так однозначно трактовать тот исторический период, ибо он намного сложнее. Рассмотрение роли антисоветских движений и формирований покажет существование третьей силы, которая стремилась к независимости своих стран: «лесные братья» Литвы, белорусские формирования, РОНА, РОА, 15-й Казачий Корпус т.д. Почему такие фигуры как Краснов, Власов, Кононов, Витушко и другие выбрали путь борьбы с большевиками? Какое было отношение русского зарубежья и Православной церкви к этой борьбы?  
 
Кстати, последний аспект почти не изучен даже в российской историографии. Например, Румынская Церковь была тогда убеждена в справедливости войны против богоборцев. Болгарская Церковь также одобрительно отнеслась к наступлению немецких войск. Финская Православная Церковь была полностью убеждена в справедливости войны против безбожников, также эту войну понимало тогда и все финское общество. В Элладской Православной Церкви были чрезвычайно сильны симпатии к немецкой армии на территории России. Митрополит Солунский призвал свою паству молиться «за всех тех, кто сейчас стоит на восточном фронте с оружием в руках в борьбе против безбожного большевизма, и позволяет греческому народу исповедовать христианскую веру». Одобрительно относительно присутствия немецкой армии в России высказывался и первоиерарх Элладской Церкви архиепископ Дамаскин. Во время войны он посещал оккупированные территории России и участвовал в богослужениях с духовенством РПЦ. Подавляющее большинство священнослужителей, окроплявшие части Вермахта, кстати, принадлежали к Московскому патриархату и поминали своих правящих архиереев.

Я не собираюсь оправдывать или толковать поступки конкретных лиц. Хочу лишь акцентировать внимание, что тщательное рассмотрение всех этих случаев и последующее широкое обсуждение откроют глаза на неоднозначность оценки «Великой победы» и тех, кто ее ковал.  
 
Отдельного исследования достойна деятельность послевоенного сопротивления Советской власти. Например, «украинский» Антибильшовистський блок народов (АБН) и «русский» Народно-трудовой союз (НТС).  
 
В-пятых, мы крайне нуждаемся в примирении по историческим вопросам внутри украинской нации. Наивно надеяться о примирении современников противостояния - ветеранов с обеих сторон. Их надо оставить в покое. Целевая аудитория - следующие поколения. С ними надо говорить так: «мы, прежде всего, украинцы и судьба так сурово с нами повела себя, что брат проливал кровь брата».  
 
Это все предложения по выстроению целостной стратегии противодействия мифу о «Великой победе». Возникает следующая проблема - воплощение ее в жизнь. Нет смысла перечислять все современные возможности и инструменты. Я лишь остановлюсь на кинематографе. Россияне в последнее время сняли огромное количество фильмов о войне: как плохих, так и качественных. А сколько фильмов можно вспомнить о тех самых «бандеровцах»: «Железная сотня», «Непокоренный», «Атентат»? При всем уважении, но они не соответствуют современным требованиям и вызовам, не выдерживают критики ни по качеству, ни по художественному содержанию. Где украинские «бандеровские» блокбастеры, боевики? Где украинские «Спасти рядового Райна», «Сталинград» и т.п.? Я уже молчу об украинском варианте компьютерной игры «Call of Duty». Исторические монографии любого количества, качества и тиража никогда не будут иметь такого эффекта как эти «попсовые средства» для широкой общественности.  
 
Вывод. Процесс очищения сознания нации не будет безболезненным. Когда неправильно срастается кость руки – то ее ломают. Чтобы не быть нацией-калекой с эклектичным мировоззрением, нам нужна эта ломка. Тогда уже не будет необходимости писать статьи о мифах «Великой победы». Тогда «совместная борьба против захватчиков» уже не будет иметь такой геополитической веса на Украину.  
Изложение мыслей хочу закончить одним красноречивым примером. У одного моего львовского товарища бабушка (связная УПА) была в ссылке в Сибири. Там рядом с«украинским поселением» были пленные японцы. Через некоторое время им разрешили репатриацию на родину. Когда судно с недавними соседями бабушки моего знакомого вошло в японские вод, то свои же его утопили. Уже когда он учился в Львовской политехнике, то решил спросить об этом случае у одного японского преподавателя. На вопрос чего это они убили своих соотечественников, он со спокойствием самурая ответил: «Так они же стали советскими».
Больше новостей из этой рубрики

Читайте Также

все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ