Случайные и не всегда понятны как подчиненным, так и обычным избирателям, фигуры глав органов государственной власти в Украине стали появляться с введением в 2002 году смешанной, т.е. пропорционально-мажоритарной системы парламентских выборов. 50 на 50 ... 50 на 50 непрофессионалов, однако беспрекословно преданных, особенно в первые годы службы, совершенно далеких от сферы собственной компетенции, без должного образования и опыта работы сразу заняли далеко не последние места в государстве. Власть акционировалась и растягивалась инвесторами различных политпроектов на паи.
Общедемократическая революция 2004 года стала пиком процессов политического акционирования должностей и полномочий, поэтому и состоялась в качестве общедемократической. Парламентские выборы 2006 года окончательно закрепили это явление, поглотив даже такие, казалось бы, непригодные официальной коммерциализации и распаеванию ведомства как МВД, СБУ и Минобороны. И МВД при этом упало первым. Демократизация а-ля Евросоюз с гражданским министром в комплекте сделали свое дело.
Как ни странно, но начиная с Оранжевой революции, в определенной мере антикоммунистической по своей сути, главное милицейское ведомство страны принадлежало к квоте Социалистической партии Украины. Должность главного министра попала сначала к сыну первого секретаря Ровенского обкома партии Юрию Луценко, потом к едва образованному председателю колхоза из Одесской области Василию Цушко, и снова к Луценко. При этом те старые генералы-профессионалы, правда, с очень большим запасом навыков подавления демократических акций протеста, которые изъявили готовность сотрудничать с относительно новым политическим режимом оставались в неизменном статусе. Демократическая среда до сих пор не простила господину Луценко организационно-кадровое братание с многолетним кучмовским начальником милиции общественной безопасности, генералом Александром Савченко. Как утверждает один из современных политзаключенных, депутат Днепровского районного совета в г. Киеве Олег Бойко, Савченко остался в должности заместителя министра в обмен на то, что после массовых беспорядков 9 марта 2001 («Украина без Кучмы») отказался арестовать Юрия Луценко, давшего ему «нужные» показания на своих соратников.
Ключевой фигурой в Министерстве в отличие от политика-хулигана Луценко, стал старый кучмовский оперативник, генерал Геннадий Москаль. При Василии Цушко функцию «серого кардинала» взял на себя народный депутат от Партии регионов и тоже генерал Николай Джига.
После победы Виктора Януковича во втором туре нынешних президентских выборов позапрошлый президент Леонид Кучма восторженно воскликнул: «Все возвращается ... Все обнулилось». Под «возвращением», как доказали события последующих дней, он имел в виду восстановление на занимаемых должностях, а то и повышение, своих бывших кадров в системе МВД. Понятие «ноль», видимо, говорит о присущем данной категории специалистов уровне партийности или собственных политических предпочтений.
Глава ведомства - беспартийный. Начальники главных и областных управлений в демократическим партиям вообще никакого отношения не имеют. Их партия - «Ноль», Система, Власть. Партия власти, собственно.
Начнем с фигуры нового министра. Анатолий Могилев - бывший начальник Крымского главка, а еще перед тем Донецкого областного. Начал с декларации о решительной декомерциализации органов.
Могилев
«Те, кто пришли в милицию заниматься бизнесом, различными его видами: уголовными или легальными, должны уйти из милиции. Кто не хочет этого делать, того выгоним, а то и жестче сделаем », - подчеркнул глава МВД, невольно напоминая законопослушным гражданам публикации о якобы лоббировании Луценко Юрием Витальевичем коммерческих интересов телекоммуникационной фирмы своей жены (т.е. своей собственной фирмы).
Также в ходе встречи с личным составом крымской милиции министр назвал недостаточное реагирование на заявления одним из недостатков в работе МВД. «Я вот уже неделю сижу в (министерском) кресле в Киеве, смотрю на уровень работы милиции, и он у меня вызывает грусть. Полностью нарушена система управления милицией », - сказал Могилев. Демократию «обнулённый» министр обещает не трогать, даже издал специальное распоряжение о «немедленном» прибытии на место совершения преступления против журналистов, представителей СМИ.
Теперь Могилеву надо еще принять какое успокаивающее постановление для крымских татар, в борьбе с «самовольной застройкой» которых в течение предыдущих лет им были достигнуты особые успехи. Меджлис обвиняет министра разве что не в «расизме» и обещает дойти до Европарламента.
Аналитики по вопросам рынка недвижимости полуострова по «расизм» отрицают, мол, не о мировоззрении ментовском говорится, а о строительных организация близких к Могилеву депутатов Верховной Рады от Партии регионов (компания «Консоль» Рината Ахметова, например) и их ближайших партнеров.
Попков
Первым заместителем министра внутренних дел стал Сергей Попков, тот самый который во время Оранжевой революции 2004 года привел в полную боевую готовность подотчетные ему Внутренние войска и приказал выдать боевые патроны военнослужащим в центре Киева. От кровавой бани Украину тогда спас склонный к компромиссам с оппозицией Леонид Кучма. Как утверждают наши источники, на многочисленных заседаниях СНБО Украины он постоянно повторял, что «главное - не допустить крови».
Как бы разворачивалась ситуация в случае первого выстрела, догадаться несложно. В своем первом интервью новый (уже оранжевый) глава СБ Украины Александр Турчинов, во время Революции отвечал за сотрудничество с силовиками, намекнул: «мы были готовы к различным вариантам событий».
На все упреки в недемократичности собственной позиции в 2004 году господин Попков отвечает коротко: «Действовал по приказу министра». Степень законности указа, как того требует действующая Конституция, им явно не оценивалась.
Белоконь
В свою очередь тогдашний глава МВД Николай Белоконь, который был сторонником жестких мер, включая введение чрезвычайного положения в стране, возвращаться на государственную службу не собирается. Вероятно, его хорошо проинформировали, что в Украине до сих пор не могут забыть его реплику «Президент, отдайте приказ! Я ничего не боюсь, у меня руки в крови ». Подлинность этого высказывания неоднократного подтверждал сам экс-министр. С того времени вместе с Игорем Бакаем, бывшим руководителем Государственного управления делами при президенте Украины и одним из неофициальных спонсоров первой президентской кампании Виктора Януковича, он скрывается в Москве.
Недавно в интервью газете «Сегодня» Белоконь рассказал, что спонсорскую поддержку ему оказывает российский мультимиллиардер, владелец ФПГ «Система» Владимир Евтушенков. То есть, тот самый Евтушенков, за счет которого был проведен печально известный съезд сепаратистов по созданию Юго-Восточной Украинской Автономной Республики (укр. ПИССУАР). Из трех вождей съезда один человек трагически погиб (Е. Кушнарев), еще двое были арестованы, однако, в новом правительстве заняли должности вице-премьер-министров (С. Тихонов, Б. Колесников.
На наш взгляд, Белоконь не возвращается еще и из-за того, что правительство не может предоставить ему соответствующие гарантии безопасности. Кроме рекомендаций позапрошлого президента для работы на первых должностях в МВД, необходимо иметь проверенные временем отношения с кем-то в руководстве Партии регионов или его ближайшем окружении. Анатолий Могилев, например, этим «требованиям» отвечает безукоризненно, поскольку уже более 20 лет поддерживает тесные контакты со своим земляком, бывшим ведущим кооператором города Макеевка Донецкой области, а ныне премьер-министром Автономной Республики Крым Василием Джарты. Сразу отметим, что господина Джарты уволенный министр внутренних дел Юрий Луценко называет не иначе как «криминальный авторитет Вася Бита», напоминая о его бывшем «боевом» прошлом.
Варцаба
Далее по списку. 22 марта главным милиционером Ивано-Франковской области назначен Василий Варцаба, которого за причастность к фальсификации результатов выборов городского головы в городе Мукачево Закарпатской области и организацию массовых беспорядков в 2005 году объявили в международный розыск.
Находясь в политической эмиграции на территории Российской Федерации Варцаба в 2006 году баллотировался в Верховную Раду, будучи 26-ым номером в партийном списке ПСПУ Наталии Витренко, которую по словам упоминавшегося выше генерала Москаля «финансировал ныне покойный криминальный авторитет Курочкин».
«Уголовное дело по нему было завершено Генеральной прокуратурой и направлено в суд. Суд дело закрыл, но Генпрокуратура опротестовала это решение, потому что он - организатор похищения всех избирательных документов во время выборов мэра Мукачево, усиленного связыванием сторожа мукачевской горсовета и его избиением », - вспоминает Москаль.
Русин
Бывший первый заместитель Варцабы на имя Виктор Русин возглавил милицию в Закарпатье.
Ему было предъявлено те же обвинения, что и Варцабе.
По сообщениям СМИ, в 2004 году Варцаба и Русин были непосредственно связаны с закарпатскими криминальными авторитетами «Чалым» и «Чубирко, вооружали их, управляли преступными действиями банд формирований.
23 марта стало известно о назначении еще четырех областных руководителей - в Херсонской, Винницкой, Черкасской и Ривненской областях. Двое из них - фигуранты уголовных дел. Кроме того, Черновицкую милицию возглавил полковник, который несколько месяцев содержался в СИЗО.
Сало
Вернулся в органы экс-председатель Львовского ГУ МВД, успешный бизнесмен и любовник топ-модели Влады Литовченко Олег Сало. Теперь он возглавляет Ровенский главк.
2006 г. - 24-ый номер в партийном списке ПСПУ.
«Сало прославился тем, что собирал открепительные талоны, а работники МВД под его руководством подбрасывали взрывчатку в помещение СМИ и гражданской организации «Пора», перебили кабель, который транслировал выступление тогда оппозиционного кандидата в президенты Ющенко, отличился рядом финансовых махинаций и другим», - объясняет Москаль .
Заведенное на него дело направили из Генпрокуратуры во Львовскую прокуратуру, и там оно как это часто бывает «растворились».
По нашим данным, именно Сало передал заказчикам и организаторам убийства Георгия Кирпы информацию об утечке данных через Львовское УСБУ. Отвечавший за безопасность Кирпы сотрудник управления вскоре был найден в своей квартире.
Ноник
Валерий Ноник назначен начальником Главного управления МВД в Винницкой области.
До 2005 года работал начальником УМВД Кировоградской области.
Проходил по уголовному делу знаменитого 100-го избирательного округа, где во время президентских выборов 2004 года было зафиксировано рекордное количество фальсификаций и нарушений. «Следствие по делу 100-го округа не закончено до сих пор. Ноник проходил по уголовному делу в связи с избиением одного из членов оппозиционной тогда партии», - говорит Москаль.
Калинин
Новый глава милиции Херсонской области Александр Калинин привлекался прокуратурой Херсонской области к уголовной ответственности за контрабанду автомобилей и других правонарушениях.
«Благодаря связям пошел - его перевели в Крым, и после Крыма он работал в Кировограде», - замечает Москаль.
Крым, вообще, в биографиях большинства наших героев выполнял роль некоего «отстойника».
После Революции те, кто не попал в Москву, спасались на полуострове.
Рудяк
Полтавское ГУ МВД отдан Александру Рудяк. Герой ряда коррупционных скандалов.
Ранее был уволен из органов. После этого, как утверждает Москаль, работал водителем «крымского криминального авторитета Александра Мельника (ОПГ«Сейлем»).
В 2007 году, когда Рудяк работал заместителем у Могилева, тогдашнего руководителя ГУ МВД в Крыму, Геннадий Москаль обнародовал аудиозапись якобы свидетельствовал о связях Рудяка с депутатом Александром Мельником, которого Москаль считал «одним из лидеров крымского криминалитета».
По словам Москаля, запись подтверждает, что бывшее руководство милиции Крыма принимало решения о назначении на должности по указанию представителей криминального мира.
В свою очередь, Могилев назвал эту запись сфальсифицированным.
Рудяк был уволен в конце 2007 года и некоторое время он оставался в резерве МВД Украины. В середине марта 2010 его временно восстановили в должности первого заместителя - начальника криминальной милиции Главного управления МВД в Крыму. Кроме того, приказом МВД от 15 марта на него временно возложено исполнение обязанностей руководителя ГУ МВД в автономии после увольнения с этой должности Москаля.
Дерновый
Руководителем ГУ МВД в Черкасской области был назначен Валерий Дерновый.
В 1998-2000 годах он возглавлял черкасский областной УБОП, а впоследствии занял пост руководителя Мукачевского горотдела УМВД в Закарпатской области.
В апреле 2005 года он был задержан Главным следственным управлением Генпрокуратуры во время следствия по уголовному делу по фактам правонарушений, связанных с повторными выборами мэра Мукачево.
Следствие тогда установило его причастность вместе со служебными лицами государственной власти к подлога избирательных документов и хищений в особо крупных размерах.
Несколько раз он находился под стражей в ужгородском СИЗО. Позже был полностью оправдан.
Харабара
Новый начальник Черновицкого ГУ МВД Николай Харабара также был фигурантом уголовного дела, возбужденного в 2005 году. В свое время, когда Харабара еще работал начальником Черновицкой городской милиции, его подчиненные «заставляли признаться в совершении преступления невиновного жителя Черновцов, засовывая ему в задний проход милицейскую дубинку». После этого Харабару сняли с должности и он некоторое время работал в Киеве, однако накануне выборов-2004 снова вернулся в Черновцы на должность заместителя начальника УМВД Украины в Черновицкой области.
В этой должности работал до 2005 года. После освобождения несколько месяцев находился в Ивано-Франковском СИЗО по подозрению в организации провокаций во время президентских выборов 2004 года против представителей оппозиции и в срыве работы избирательных участков в Черновцах и области во время голосования.
В его защиту выступили депутаты Черновицкого городского и областного советов. Харабару освободили из-под стражи за отсутствием состава преступления. В марте 2006 года избран депутатом Черновицкого областного совета по списку Партии регионов. На выборах 2010 года был доверенным лицом кандидата в президенты Виктора Януковича в избирательном округе № 204 (город Черновцы).