Чем объяснить неожиданное сближение БЮТ и ВО «Свобода». С начала 2005 года это были самые непримиримые оппоненты в постреволюционной политической среде украинских партий? На этим и другие вопросы RUpor попросил ответить эксперта Школы политической аналитики Максима Побокина
Я думаю, что это попытка Юлии Тимошенко разыграть национальную карту, и таким образом собрать за собой всех недовольных действиями нынешней власти в области культуры и этнополитики. Тем более, что поводы есть — соглашения с Россией по поводу ЧФ, ценность которых для Украины в целом сомнительна, крайне неосторожные действия Дмитрия Табачника, разрешение властей Запорожья на установку памятника Сталину и прочие «ответные перегибы» по отношению к шагам прошлой власти. Так как сильных экономических аргументов, которые можно противопоставить нынешней власти, у нее нет, Юлия Владимировна будет вынуждена использовать аргументы национального или культурного характера. Тем более, что ораторские способности Тимошенко это позволяют. Другое дело, что тут может начаться конкуренция между Тимошенко и Тягнибоком за нишу национально–ориентированного электората. И в случае победы Юлия Владимировна может не заметить, как потеряет и свой «ядерный» электорат (который пересекается с электоратом Тягнибока, но не везде) и маргинализуется. Да и конкуренты могут использовать против нее эти вещи — например, могут сказать, что она, как этническая армянка с девичьей фамилией Григян не имеет морального права возглавлять движение, опирающееся на этнических украинцев и защищающее их интересы. Дело в том, что в Украине мало кто разбирается в тонкостях различия между этническим национализмом и политическим национализмом. У нас принята в основном версия этнического национализма, когда считается, что не важно, какой человек как профессионал и как личность, важно, чтобы он был украинцем по происхождению, носил вышиванку на праздники ит.д. Политический же национализм подразумевает именно сплочение всех этносов в одну нацию (просто на основе гражданства и готовности работать на всеобщее благо) на основе какой–то одной идеи — допустим, построения «государства благосостояния». Я думаю, что они вдвоем пойдут по пути этнического национализма, а это шаг назад…
Можем ли мы говорить о неких договоренностях между Юлией Тимошенко и Олегом Тягнибоком? В чем их смысл?
В нашей политической реальности нельзя исключать даже договоренностей между Олегом Тягнибоком и Петром Симоненко — например, о взаимном пиаре. Поэтому и тут не исключено… Я думаю, что это чисто ситуативное сближение, которое может как прекратиться в ближайшие дни, так и общий политический проект на почве защиты этнических ценностей. По крайней мере, до парламентских выборов, если раньше не распадется, такой союз имеет право на существование…
Не отпугнет ли он умеренных нац-демократов от ЮВТ, например, НУ, ЗаУ, НРУ и т.д.?
Да, может и отпугнуть.
Россия во время минувшей президентской кампании постоянно была близка к диалогу с ЮВТ. Что теперь будет с этим диалогом, если рядом с нею находится Тягнибок, которого российские власти и общественно-политические. деятели именуют не иначе как «фашистом» и т.д.
Реакция может быть какой угодно. От сдержанных намеков на ошибочный союз БЮТ со «Свободой» вплоть до обзывания предательницей и фашисткой самой Юлии Владимировны. Все зависит от двух вещей — от риторики самой Тимошенко, которая вполне способна «заговориться» и от того, насколько реалистично российская элита будет оценивать угрозу для своих интересов в Украине от такого объединения. Если те испугаются, то может реально начаться травля Тимошенко...