В ДЕТАЛЯХ

2010.08.18

Формируемую Януковичем команду разрушают изнутри

Упоминать страницы биографии Бахтеевой имеет смысл ровно постольку, поскольку считается, что в те годы, на заре украинской независимости она сблизилась с только проклевывавшейся из мутной воды бандитских войн новой донецкой элитой. По слухам, это произошло благодаря связям мужа Алимжана Идяятовича, с которым Бахтеева сейчас в разводе. Так или иначе, но украинская пресса прочно связывает Бахтееву с группой Рината Ахметова. Надо отметить, наша героиня, скромно трудясь на благо Отчизны, первой из всей этой команды приблизилась к вершинам властного Олимпа...


И у людей в чинах
С плутами та ж беда: пока чин мал и беден,
То плут не так еще приметен;
Но важный чин на плуте, как звонок:
Звук от него и громок и далек.
И. Крылов

Есть такая тенденция: чем дольше Татьяна Бахтеева возглавляет Комитет Верховной Рады по вопросам здравоохранения, тем громче выступает с публичными обвинениями, регулярно разоблачая врагов любой новой власти. В прошлом политическом сезоне она активно боролась против министра Василия Князевича, в этом принялась за Зиновия Мытника. Власть пока безмолвствует. Но если при Ющенко это молчание объяснялось общей атмосферой хаоса, в которой политическая вражда стала обычным делом, то при Януковиче, вознамерившемся создать монолитную команду работающей власти, ситуация выглядит странно.

По Бахтеевой, вся медицинская верхушка всегда - ворье, растаскивающее бюджетные средства и разрушающее остатки системы здравоохранения. Но когда журналисты однажды поймали главу парламентского комитета на слове, спросив, не лучше ли ей самой возглавить Минздрав, та шарахнулась, как черт от ладана: «Нет, мне уже предлагали эту должность, и если предложат еще раз, я однозначно откажусь».

Чего же хочет Бахтеева, за что борется? И ради чего делает множество обвинительных заявлений, на которые прокуратура до сих пор не обратила внимания, вероятно, только по той причине, что "звонкий плут" в данном случае надежно защищен депутатским иммунитетом?
Ответ на этот вопрос недавно дал, хоть и не прямо, премьер-министр Николай Азаров, пояснив, что начавшаяся в прессе информационная кампания против очередного главы Минздрава связана отнюдь не с заботой о здоровье рядовых граждан, а с борьбой за доступ к финансовым потокам. "Некоторым силам, которые деньги зарабатывают на лекарствах, как ни странно, на медицине, им очень не нравится нынешний министр. И они его грязью поливают и поливают", -сказал глава правительства, хотя и воздержался от того, чтобы назвать инициаторов длящихся годами скандалов вокруг Минздрава.

Сдержанность Азарова может объясняться разве что партийной солидарностью. Ведь Бахтеева, традиционно мечущая камни в министра и министерство, тоже считается членом команды Виктора Януковича. Если в период оранжевой власти активность руководителя парламентского комитета была на руку оппозиционной Партии регионов, то сейчас, получается, Бахтеева разрушает стройную систему власти, которую с таким трудом формирует Янукович. Сама же руководитель парламентского комитета, похоже, не часто задумывается о стратегии и тактике ее партийных руководителей, а действует ситуативно-прагматично.

Зигзаги политической линии

Чтобы подтвердить это предположение, достаточно проследить ее политическую линию. И для начала вспомнить дифирамбы, которые Бахтеева еще недавно пела в адрес Ющенко. В одном из интервью она рассказала, как встречала бывшего главу государства в Донецке с букетом и подобострастными словами: "Донбасс кого любит, тому только белые розы дарит". "Да он (Ющенко -ред.) и меня розой называет, - похвалилась журналисту Бахтеева, уточнив, - У нас ведь и раньше теплые отношения были, о семье он (Ющенко - ред.) много рассказывал. Мы как-то сидели в сессионном зале Верховной Рады: с одной стороны Сафиуллин Равиль, а с другой — Сергей Бубка. Виктор Андреевич подошел, меня обнял и говорит, обращаясь ко всем: "Як вам повезло, як вам повезло. Ви поряд з такою трояндою будете чотири роки сидіти". Кстати, с супругой Ющенко Бахтеева долгое время занималась печально известным проектом "Детская больница будущего", но в контексте расследований вокруг этого проекта ее имя пока не упоминается. Заводить знакомства и избегать ответственности - высокое искусство, которым владеет не каждый.

Теперь-то, конечно, представительница Партии регионов предпочитает не вспоминать то интервью и те времена, концентрируясь на восхвалении новой власти. Но, делая слишком много публичных заявлений, то и дело попадает впросак. Скажем, сообщает, что команда Януковича-Азарова стала первым составом украинской власти, эффективно наводящим порядок в системе здравоохранения (в актив новой власти депутат записала даже зарегистрированное повышение в этом году рождаемости!). И - другому журналисту - рассказывает о новом министре Мытнике: "Мы с Зиновием Николаевичем знакомы с 1997-го года и никогда не ссорились, у нас есть общие друзья, дни рождения которых мы посещаем". А затем, не смущаясь очевидного противоречия, обрушивает огонь критики и на ситуацию в медицине, и на коррумпированность министерства, которое было назначено, говорит Бахтеева, как и при Ющенко, по принципу "кумовства".

Впрочем, противоречиями и откровенной несуразицей изобилуют почти все комментарии депутата. В открытых источниках можно без труда найти заявления Бахтеевой в защиту трамадола, препарата, который ранее производился в Украине в невероятно огромных количествах и получил широкое распространение среди подростков в качестве наркотика. «В медицине немало препаратов, передозировка которых может вызвать эффект, подобный наркотическому. Это и парацетамол, и даже корвалол», - убеждала еще недавно Бахтеева. - Есть закон, который категорически запрещает применение, продажу, распространение, употребление наркотиков. Но трамадол не имеет такого определения!". Позже, когда производство трамадола усилиями Минздрава и МВД все же было ограничено, а его продажа стала жестко контролироваться, депутат признала-таки, что является акционером компании "Стирол", в свое время поставлявшей на украинский рынок тот самый трамадол.

И тут же Бахтеева, столь яростно защищавшая "не-наркотик", делает новое заявление, чудовищное по своему цинизму: в Украине менее 50% подростков могут считаться хотя бы условно здоровыми. Виноват, по словам Бахтеевой, конечно же, министр здравоохранения! Не производители, завалившие рынок доступным "детским наркотиком", не продавцы, сформировавшие в Украине подростковую наркоманскую сеть, не политики, прикрывавшие этот смертельный бизнес своими успокоительными заявлениями. А лично министр. Не важно, как долго он занимает этот пост, не важно даже то, что Бахтеева, по ее же словам, подает министру руку и сидит за одним столом в гостях.

Важно, видимо, только то, что пока не было в Украине министра, связанного с главой парламентского комитета по здравоохранению или, тем более, зависящего от Бахтеевой. Информированные источники утверждают, что назначение на эту должность Мытника стало неприятной неожиданностью для депутата, которая много месяцев лоббировала на пост главы Минздрава удобную ей кандидатуру коммуниста Юрия Гайдаева. Недавно Бахтеева в очередном интервью признала, что добивается замены Мытника именно на Гайдаева: "Юрий Гайдаев, который работал в правительстве Виктора Федоровича Януковича, профессионал и человек с большим опытом. Сейчас могут говорить, что у нас были какие-то общие дела и интересы, но это неправда".

Журналист, между прочим, ни словом не обмолвился об "общих делах и интересах", Бахтеева сама проговорилась. Впрочем, в Верховной Раде не является тайной, что Гайдаев при Бахтеевои играет роль "верного оруженосца" - как в свое время Владимир Марченко при Наталии Витренко. Назначив его в кресло главы Минздрава, руководительница парламентского комитета получила бы возможность управлять многими процессами в отрасли, не неся за это никакой ответственности, поясняют депутаты. Они же уверяют, что Азаров был прав, когда сказал, что за всеми этими интригами кроются меркантильные интересы и лоббирование проектов отдельных фармацевтических компаний, приближенных к Бахтеевой.

Слухов о компрометирующих главу комитета бизнес-связях так много, что ей не однажды пришлось оправдываться. В частности, в момент, когда выяснилось, что протеже Бахтеевой, фирма "Горал" в период осенней "гриппозной лихорадки" выиграла тендер на поставку в страну масок, резиновых перчаток и отдельных видов медоборудования, депутат пояснила, что дружит не с владельцем фирмы Германом Фисталем, а с его отцом Эмилем Фисталем - руководителем Донецкого ожогового центра Института неотложной восстановительной хирургии им. Гусака Академии медицинских наук Украины. "Он (Фисталь-старший - ред.) - гениальный врач, об этом знает вся страна, мы дружим последние 30-40 лет. Не ведем дела, а дружим. И я, конечно, знаю его сыновей. Именно поэтому общего бизнеса у нас не было. Да и стала бы я опускаться до лобби кого-то? Вы шутите...", - оправдывалась Бахтеева перед журналистами.

Она так и не объяснила, по каким причинам в начале эпидемии обвинила власть в недостаточном количестве медицинского оборудования и лекарственных средств, спустя примерно месяц заподозрила неладное в госзакупках на том основании, что цены в отдельных контрактах были ниже (!) рыночных, а еще через полгода выступила с обвинительными заявлениями, сказав, что закуплено всего было слишком много. Единственное, что могло бы в данном случае объяснить зигзаги женской логики, - это тот факт, что, несмотря на усилия многих лоббистов, фирмы, связанные косвенными дружескими связями с Бахтеевой, так и не стали монопольными поставщиками дорогостоящего медоборудования. А продажа оптовых партий пресловутых масок по цене на 20-30 копеек дороже рыночной, возможно, улучшила финансовые показатели "Горала", но не более.

Ничего не известно о том, чтобы глава парламентского комитета извинилась перед компанией, которую с легкостью обвинила в попытке нажиться на беде. Татьяне Бахтеевой не впервой играть словами вокруг вопросов жизни и смерти. Помнится, она по полной программе использовала смерть мальчика в Краматорске, чтобы обвинить Минздрав и Всемирную организацию охраны здоровья в поставках в Украину некачественной вакцины. Практически ни одно слово из обвинений Бахтеевой впоследствии не подтвердилось. А скандал не только окончательно испортил имидж страны, представив украинцев миру как дремучих дикарей, но и действительно привел к средневековой боязни прививок среди населения. И сегодня тратятся огромные усилия и средства для возвращения доверия населения к вакцинации.

Но уже спустя год после тех трагических событий, цинично использовавшихся противниками министра Князевича для его отставки, Бахтеева публично заламывает руки: украинцы массово отказываются от прививок, а это грозит невиданными по масштабам эпидемиями. О том же, кстати, говорили медики и год тому назад, когда Бахтеева подливала масла в огонь всенародной истерии. Но позиция главы парламентского комитета изменилась отнюдь не по причине искреннего раскаяния. Просто изменились коммерческие интересы близких к Бахтеевой структур. Источники, осведомленные о ситуации на украинском фармрынке, утверждают, что госпожа Бахтеева сегодня активно лобирует интиресы росийских фармпроизводителей путём изменения национального календаря вакцинаций (одного из самых современных в Европе), а также децентрализацией закупок вакцин.

И вот на недавней коллегии в Минздраве руководитель парламентского комитета прозрачно намекнула: "Из года в год закупается только то, что выгодно кому-то, а не то, что нужно населению. Нужно регионально подходить к эпидемической обстановке, изучать ее, и каждому региону занять какую-то самостоятельность в закупке вакцины, а не покупать это шаблонно". Второй вопрос, который больше всего беспокоил Бахтееву – это допуск ее и ее соратников к процессу организации тендеров на поставку медтехники и лекарственных средств. "Мы, народные депутаты, имеем физическую законную возможность присутствовать на тендерных заседаниях Министерства здравоохранения. Народные депутаты искренне проявляют свою инициативу без категорического лоббирования никаких личных интересов", - гремела Бахтеева на коллегии, давая понять, что физического присутствия мало. Не участвуя в принятии решений, невозможно лоббировать интересы.

Кредо: контролировать, а не нести ответственность

Впрочем, даже коллеги Бахтеевой говорят, что если ей что-то и дал медицинский вуз, то преимущественно умение находить и выгодно использовать связи с "нужными людьми".

Практикующим врачом после окончания в 1977 году Донецкого мединститута Бахтеева поработала всего несколько лет - ровно столько, сколько в период СССР требовалось, чтобы отработать вложенные государством средства на обучение. Если кто помнит, была такая система — вместе с системой распределения. Кстати, первое рабочее место нашей героини -должность терапевта больницы №2 станции "Ясиноватая" Донецкой железной дороги - может косвенно свидетельствовать о том, что звезд с неба она не хватала. По крайней мере, так говорят опытные врачи, прошедшие советский путь кадрового роста.

Они же уверяют, что последующие места работы Бахтеевой могут свидетельствовать не о таланте врача, а о наличии влиятельного покровителя: заместителя главврача по трудовой экспертизе Донецкой городской больницы №3; председатель областной экспертной комиссии по осмотру ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС; ответственная за оздоровление детей на Кубе, а с 1994 по 1997 годы-главврач Донецкого областного лечебно-оздоровительного центра по обслуживанию лиц, пострадавших при ликвидации последствий аварии ЧАЭС. Вот и весь трудовой путь "Заслуженного врача Украины" - как видим, больше напоминающий непыльную тропу бюрократа от медицины. Логично, что в новых реалиях эта роль трансформировалась в статус лоббиста коммерческих интересов.

Упоминать страницы биографии Бахтеевой имеет смысл ровно постольку, поскольку считается, что в те годы, на заре украинской независимости она сблизилась с только проклевывавшейся из мутной воды бандитских войн новой донецкой элитой. По слухам, это произошло благодаря связям мужа Алимжана Идяятовича, с которым Бахтеева сейчас в разводе. Так или иначе, но украинская пресса прочно связывает Бахтееву с группой Рината Ахметова. Надо отметить, наша героиня, скромно трудясь на благо Отчизны, первой из всей этой команды приблизилась к вершинам властного Олимпа. Бахтеева уже восемь лет возглавляет парламентский Комитет по вопросам здравоохранения, регулярно напоминая, что ее дело - только контролировать, а не нести ответственность.

Хотя должность обязывает ее заниматься законотворчеством, но даже беглое знакомство с результатами этого труда наводит на тревожные размышления. Можно воспринимать - как анекдот - недавно обнародованный законопроект, которым предполагалось запретить украинцам курить у себя дома. Документ свидетельствует разве что о пещерном уровне правосознания его авторов, депутатов с большим стажем, которые должны были бы прочитать Конституцию или иметь хоть общее представление о Гражданском кодексе и тьме иных основополагающих документов, гарантирующих гражданам права и свободы, в том числе - право на частную жизнь и неприкосновенность жилища.

Оставим также в стороне вопросы плагиата, хотя многие опытные чиновники Минздрава возмущены тем, что комитет Бахтеевой время от времени присваивает себе разработанные специалистами законопроекты, не доводя дело до их утверждения или извращая их суть. Скажем, рекламируемый сейчас Бахтеевой документ о введении в Украине страховой медицины, по словам авторитетных экспертов, долго и тяжело прорабатывался сотнями людей. А тот "упрощенный вариант", который предложен на рассмотрение Верховной Рады, направлен преимущественно на централизацию финансовых потоков. Ведь если у парламентских дельцов выгорит, речь может идти о миллиардах гривен...

Проблема в другом: комитет Бахтеевой подал 74 законопроекта, но ситуация в медицине ни на миллиметр не сдвинулась с мертвой точки, ничуть не изменилась к лучшему. Поскольку изначально ставятся другие задачи - получить полный контроль над отраслью, которая позволяет зарабатывать сверхприбыли. «Это катастрофа. В стране три структуры, отвечающие за качество лекарств!», - говорит Бахтеева, которая, как мы помним, очень переживала именно о качестве. Логично думать, что три структуры, контролирующие друг друга, это большая гарантия безопасности для пациентов, нежели одна структура, которая может подцепить вирус коррупции. Но если посмотреть на ситуацию с точки зрения коррупционных возможностей, то одна структура, конечно же, лучше. И желательно, чтобы ее возглавлял некий управляемый чиновник. Не потому ли Бахтеева уже несколько месяцев ведет войну против нового руководителя Государственного фармакологического центра Минздрава Украины? И даже не скрывает, что с ней не посоветовались при этом назначении, принципиальном для многих друзей депутата.

Что говорить, если человек, в течение восьми лет имеющий непосредственное отношение к утверждению расходных статей госбюджета, все это время лишь сокрушается, что денег мало, что у врачей неприлично мизерная зарплата, что медперсонал бежит из больниц: "Замечательные профессионалы давно устали ждать нормальных условий работы и покинули медицину. Что очень грустно и больно. Когда врач уходит работать в такси или на автозаправку, то выводы сделать несложно". Ясно, что у каждого свои выводы. Некоторые граждане вправе прийти к мнению, что отраслевой Комитет Верховной Рады, увлекшись бизнес-разборками и войной с Минздравом, не отстаивает интересы подведомственной отрасли и ничего не делает для оздоровления системы здравоохранения. Не по чину? Но, как говорил классик, в столь высоких чинах плут уж сильно заметен - "звук от него и громок и далек", а толку никакого.
Больше новостей из этой рубрики

Читайте Также

все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ