В ДЕТАЛЯХ

2010.12.08

Цушко на публику борется с коррупцией, а в реальности продолжает возрождать «тендерную палату»?

В марте этого годы практически все эксперты и наблюдатели единогласно оценили назначение Цушко министром экономики как первый шаг к реставрации «тендерной палаты». Этот тезис подтвердили и последующие шаги внутри министерства: назначение на ключевые должности людей «крестного отца тендерной палаты» Антона Яценко, создающих фундамент для строительства новой коррупционной пирамиды в сфере государственных закупок...

Недавний скандал с главой Госценинспекции Татьяной Рудь послужил поводом говорить о скорой смене руководства Министерства экономики и одновременно спровоцировал новые слухи о коррупционной составляющей другого хлебного направления деятельности ведомства Цушко – государственных закупок.

Что ж на самом деле происходит сейчас в государственных закупках и какова роль в этом министра Цушко?

В марте этого годы практически все эксперты и наблюдатели единогласно оценили назначение Цушко министром экономики как первый шаг к реставрации «тендерной палаты». Этот тезис подтвердили и последующие шаги внутри министерства: назначение на ключевые должности людей «крестного отца тендерной палаты» Антона Яценко (в том числе и Татьяны Рудь), подписание в апреле 2010 года скандального разъяснения о ценовых справках заместителем министра Юрием Витренко, подготовка целого ряда проектов нормативных документов, создающих фундамент для строительства новой коррупционной пирамиды в сфере государственных закупок.

Вместе с тем, события майских праздников с кулачными боями министра Цушко и депутата Яценко основательно запутали не только экспертов и политологов, но и представителей правящей элиты. В начале мая 2010 Цушко в течение одного дня уволил из министерства экономики всех «функционеров Яценко», оставив на своих должностях только главу Госценинспекции Татьяну Рудь и главу Госпотребстандарта Олега Поволоцкого. На протяжении всего этого времени, начиная с мая, действия министра экономики ставили больше вопросов, чем ответов. Цушко с завидной регулярностью стал создавать образ «эдакого человека от земли», борющегося с казнокрадами в интересах простого народа. Особой темой Василия Петровича стали государственные закупки, об искоренении коррупции в которых он не перестает повторять в каждом интервью. На недавней конференции по госзакупкам, Цушко прямо признал коррупцию в его ведомстве и пообещал искоренить ее в ближайшее время.

Тем временем, в поле зрения общественности не попадали события в самом сердце системы госзакупок – департаменте государственных закупок министерства экономики. После скандального изгнания в мае 2010 года Юрия Витренко с должности заместителя министра, а Виктории Суховой – директора департамента государственных закупок, их места заняли Александр Сухомлин и Владислав Миленький соответственно. Первый практически 20 лет жизни до прихода в министерство экономики занимался бизнесом в сфере ликероводочной и табачной промышленности, одно время возглавлял концерн «Укрспирт». Именно в это время и пересеклись его пути с нынешним министром Цушко, который имеет давний интерес к ликероводочному бизнесу Одесской области. Миленький известен тем, что был заместителем министра семьи, молодежи и спорта, президентом федерации гандбола, близок с некогда могущественной СДПУ(о). В департамент госзакупок был пролоббирован коммунистами, в квоту которых попало министерство экономики.

Известно, что Миленький и Сухомлин сразу же не нашли общий язык. Причина банальна – не смогли правильно поделить сладкий пирог государственных закупок. Ведь отчисления в партийную кассу компартии, щедро обещанные Антоном Яценко, никто не отменил. По недавним сообщениям в прессе, затраты Петра Симоненко растут последнее время в геометрическом прогрессе. А тупо пахать на «идею мировой революции пролетариата», становясь героями оперативных сводок правоохранительных органов, никто из них не хотел. Конфликт внутри министерства закончился в пользу Сухомлина – Миленький был уволен, а департамент был поставлен под его полный контроль. Недавно, в департаменте снова произошли изменения: директором назначен стопроцентный человек Сухомлина – Абасов, а его замом – Зубарь, «региональный вариант Антона Яценко в миниатюре» в пределах города Харькова.

Проработавший 20 лет в бизнесе Александр Сухомлин, получив в свое полное распоряжение сферу государственных закупок, организовал работу по принципу максимизации прибыли и минимизации затрат. С его же слов «главной задачей департамента является увеличение кривой согласований у одного исполнителя подобно увеличению кривой количества проданных сигарет». Конечно, мягко говоря, странный подход для чиновника высокого ранга в стране, Президент которой «каленым железом» собрался выжечь всю коррупцию. В департаменте были забыты «бесперспективные» направления, а вся его работа сосредоточена на процедуре закупки у одного исполнителя.

Например, в связи со вступлением в августе в силу закона «Об осуществлении государственных закупок», до сих не подготовлены нормативные акты, регулирующие осуществление контроля в сфере госзакупок и обучение членов тендерных комитетов распорядителей государственных средств. Оно и понятно. Зачем вводить и регламентировать контроль в сфере госзакупок, если можно сослаться, что его просто нету, или зачем обучать членов тендерных комитетов проводить конкурентные процедуры, если всех можно планомерно загонять под одного исполнителя.

Опять-таки до сих пор не разработано ни единого закона, которыми должны регулироваться особенности государственных закупок, что предусмотрено Законом «Об осуществлении государственных закупок». И уже прошло пять месяцев со дня принятия закона и четыре – со дня вступления его в силу. Хотя переходные положения закона предусматривали, что все это будет сделано на протяжении месяца. Этот факт тоже легко объясним. Зачем придумывать какие-то особенности государственных закупок для более десяти различных отраслей экономики, если можно тоже направить на единственно правильную особенность – закупку у одного исполнителя.

Сама по себе закупка у одного исполнителя – это фактически лазейка, которая позволяет в течение 10 лет существования законодательства о государственных закупках избегать проведения открытых конкурентных торгов (тендеров). Когда распорядитель государственных средств не может по ряду причин (а часто просто не хочет из-за сильной прозрачности и сложности процедуры) провести открытые конкурентные торги, он на свой страх и риск самостоятельно выбирает участника (исполнителя) договора. Понятно, что в наших реалиях этот самостоятельный выбор подкреплен определенным интересом обеих сторон.

Министерство экономики играет в этой схеме ключевую роль. Прежде чем распорядитель средств подпишет договор с единым исполнителем, он должен получит разрешение в министерстве экономики. Формально вся процедура строго регламентирована постановлением Кабмина, но фактически в ней отсутствуют прямые нормы, указывающие, где согласовать, а где отказать. Это не удивительно, ведь ее проект писался под четким руководством Сухомлина. Таким образом, именно от его подписи зависит, состоится обход конкурентных процедур закупок или нет. Ясное дело, что и распорядитель, и исполнитель, уже договорившиеся о распиле государственных средств, готовы пойти на любые жертвы во имя получения соответствующего разрешения Министерства экономики.

За время кураторства Сухомлиным государственных закупок его пожелания об увеличении кривой согласований были успешно реализованы. Количество подписанных им с мая 2010 года разрешений на одного участника, превысило количество, выданных министерством экономики на протяжении 2009 года. И это при том, что основное количество процедур у одного исполнителя придется на декабрь 2010 года, поскольку в законе о госзакупках срок отрытых торгов составляет около двух месяцев, исключая при этом проведение сокращенных процедур. Естественно, что распорядители государственных средств будут стремиться изо всех сил освоить до наступления 2011 года деньги, выделенные на 2010 год. Иначе сумма неосвоенных в 2010 году средств будет списана в государственный бюджет.

По коридорам министерства экономики уже давно ходят слухи о схемах выдачи департаментом госзакупок разрешений на проведения процедур у одного исполнителя. В связи с большим количеством задействованных лиц по всей властной вертикали, величина отката колеблется от 3% до 4% от суммы закупки. С приходом Сухомлина непосредственно процесс выдачи разрешений осуществляет Абасов, которого несколько недель назад, видимо, за успешное выполнение плана повысили с заместителя директора до директора департамента госзакупок. Кроме этого, Абасов уже прославился в министерстве тем, что, как утверждают злые языки, предпочитает общаться исключительно криком и матом с приходящими на прием представителями распорядителей государственных средств. Видимо, ему так легче указывать всем на единственно правильный путь получения согласования у одного исполнителя.

А что же руководитель министерства Василий Цушко? Он следует верному принципу «Лучшая защита – это нападение». Начиная с мая, в СМИ постоянно появляются его гневные комментарии о коррумпированности системы госзакупок и желании навести порядок в этой сфере. Достается и департаменту госзакупок министерства, сотрудников которого прямо обвиняют в получении откатов. Удивляет, правда, одно: если во всем виноваты работники министерства, неужели так трудно за восемь месяцев своего руководства их уволить и набрать честные проверенные кадры?

Похоже, что схему Яценко, в которой Цушко был «классическим терпилой», он с успехом применил сам. Только теперь роль этого «терпилы» исполняет Сухомлин. Параллельно Министерство экономики создает классическую «дымовую завесу», выступая с рядом революционных законодательных инициатив. Недавно были разработаны и вывешены на сайт проекты изменений к закону о госзакупках, которые на первый взгляд, ломают коррупционную схему процедуры у одного исполнителя.

Но опять-таки возникает вопрос: не легче ли побороть коррупцию путем реализации и внедрения норм уже действующего закона, разработкой до сих пор не разработанных подзаконных актов, чем внесением изменений в сам закон? Ответ ясен: конечно, так было бы правильнее и проще. Но истинная причина состоит в другом: зачем резать курицу, которая несет золотые яйца. И Цушко, и его окружение прекрасно понимают, что вносить изменения в закон можно месяцами, а то и годами, бесконечно рассуждая о необходимости наведения порядка, искоренения коррупции, переводя при этом стрелки на Верховную Раду, которая тянет с рассмотрением изменений в закон.

Интересно и другое. Рудь, которую последний месяц стараниями Цушко делают символом успешной борьбы с коррупцией в Министерстве экономики, тоже долгое время трудилась на благо родины и партии (уже даже двух партий с переходом Василия Петровича в социалисты), как сейчас трудится Сухомлин. Конечно, когда деятельность Рудь вышла за рамки приличий, то Цушко добросовестно сдал ее правоохранительным органам.

Такая система позволяет Василию Петровичу убивать двух зайцев. Обеспечивать финансирование партийной кассы (или касс), а, дойдя до критической точки, сдавать своих «терпил», уводя от себя всяческие подозрения и формируя имидж борца за справедливость и порядок.

Возможный переход Василия Цушко в Антимонопольный комитет только подтверждает правильность моих выводов о том, что госзакупок без Василия Цушко не бывает.

Ведь Антимонопольный комитет принимает активное участие в организации госзакупок. АМК – это орган, где рассматриваются жалобы на госзакупки.

Так что жизнь продолжается. Что будет дальше – посмотрим.

По материалам «Фраза»
Больше новостей из этой рубрики

Читайте Также

все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ