В принципе, среди украинских политиков при власти уже выработался некий стандарт поведения во время прямых телефонных линий, позволяющий им превращать любой разговор с народом в балаган. Он сводится во-первых, к демонстративному пониманию того, что происходит в стране в стиле «да такого просто не может быть? Я разберусь, и все исправлю!» и, во-вторых, к призывам быть готовым к лишениям во имя реформ. Вся эта галиматья традиционно приправляется некими ритуальными проклятиями в адрес врагов, которые не дают нормально проводить упомянутые реформы – это придает некую логику объяснениям, почему конкретные «лишения» однозначно есть, а абстрактных «реформ» нету. Вообще, этот стиль не нов и был блестяще опробован в свое время Леонидом Черновецким, который не боялся публичной политики, справедливо полагая, что формат клоуна в ней – это тоже формат. Но только ли Черновецкий ведет себя таким образом?
Как показала последняя прямая линия вице-премьера Сергея Тигипко в «Комсомольской правде», эта риторика активно используется и представителями нынешнего властного олимпа. Хотя с другой стороны, чем тот же Тигипко отличается от Черновецкого? Да в принципе ничем: та же неестественная тяга козырнуть голым торсом, популизм, обещания лишить работы всех «коррупционеров», путь в политику, пролегший через банк. Да и электорат похож – у Черновецкого это бабушки, которым хочется лишней порции гречки а у Тигипко – домохозяйки, которым хочется сделать приятное симпатичному мускулистому южному мужчине.
Если мы будем продолжать проводить параллели с Черновецким, то обнаружим, что равно, как и киевский мэр, наш «герой» не имеет никакого понимания относительно реального положения дел в стране. Правда, Черновецкий пишет письма слону, поет на ступеньках перед горсоветом, дает пресс-конференции в плавках и посещает филармонию в спортивном костюме, чем дает основания называть себя полоумным. Наш же «вечно перспективный политик» не делает настолько экстравагантных поступков, и поэтому считается, что он как бы «профессионал». Но случайные оговорки дают понять, что о ситуации в стране Сергей Леонидович знает ненамного больше, чем Черновецкий – о Киеве. То проверка обнаружит на Печерском рынке (фактически не существующем!) картошку по 3,5 и гречку по 8 гривень, то она же вдруг сделает открытие, что якобы в Киеве нет желающих занять вакансии дворников, которые якобы получают по полторы тысячи гривень. Тигипко тоже знает, что «в одном Киеве сейчас более 100 тысяч вакантных рабочих мест». Странно, что этого не знают те заработчане, которые каждое утро толпятся в поисках поденной работы около метро «Вокзальной». Зато он (как и многие другие министры) видит в Украине сплошной экономический рост. Во всяком случае, в упомянутом разговоре с читателями он говорит о нем, как о само собой разумеющемся факте.
-Специалистов сокращать не будут: есть спрос на рабочую силу, он связан с ростом экономики. Рост всегда требует новых рабочих мест. – это говорится в государстве, в которой налоговые инициативы Тигипко выгоняют людей, особенно частных предпринимателей, в тень. Тигипко легко отвечать на вопросы. Когда его спрашивают об одном, он говорит о совершенно противоположном. Сергей Леонидович умеет парировать абстрактным ответом любой конкретный вопрос. Например, такой, заданный участником прямой линии по имени Олег:
«Що робити 55-річному чоловіку з 29-річним трудовим стажем? За чинним законом, в 60 років він отримав би базову пенсію і надбавку за дев'ять років понаднормового стажу. А за новим законом, він не лише не отримає надбавки, а зменшиться його базова пенсія, бо до 35 років стажу йому не вистачить року! За кого ви маєте людей, за повних дурнів? Господь вас покарає...».
Как вы думаете, порадует ли Олега вот такой ответ:
«Плюс 21 процент поступлений в Пенсионный фонд в этом году по сравнению с предыдущим годом меня весьма обнадеживают. Я хочу заниматься реальной политикой, в отличие от популизма. Я не болтовней занимаюсь, а конкретными задачами. Уже в этом году пенсионеры почувствуют реформы, которые мы проводим».
Как на мой взгляд, учитывая поразительные итоги года работы Тигипко. Последняя фраза должна была бы очень сильно насторожить наших пенсионеров. Правда, по словам Сергея Леонидовича, он готов бороться с крупными пенсиями. Тем более, что на встречах «люди буквально кричат: почему у нас пенсия 800 гривен, а у "них" - по 100 тысяч? И фамилии мне сразу называют, известные фамилии». Правда, при этот борец за высокий пенсионный возраст категорически отказывается назвать фамилии самых «жирных» украинских пенсионеров, а вопрос о пенсии президента его вообще «не интересует». И это человека, который тут же заявляет, о готовности к сокращению чрезмерно крупных государственных выплат, если ему, конечно, позволят, парламентарии.
-По настроениям депутатов, по разговорам я понял, что вряд ли удастся провести решение об уменьшении сверхбольших пенсий, - стенает борец за пенсионную справедливость Сергей Тигипко. - Депутаты ссылаются на пояснения Конституционного суда, на здравый смысл...
То есть, именно депутаты – это враг номер один, стоящий перед реформаторскими задумками Сергея Тигипко. В таком случае по своей независимости от власти украинский парламент может даже потягаться с белорусским! Там тоже время от времени президент передает на рассмотрение Верховному Совету договора то о границе с Украиной, то о признании Южной Осетии, а строптивые депутаты все проваливают. И ничего не может сделать Александр Григорьевич с депутатским корпусом, потому что – демократия. Вон и в Туркмении депутаты один раз выступили против Саппармурада Ниязова – когда он подал в парламент прошение об отставке. И уж конечно, в Украине, где свято чтится принцип разделения властей, законодатели могут запросто забаллотировать любую кабминовскую инициативу. Это где-то в другой стране депутаты голосуют по велению руки главы фракции, и чужими карточками. У нас в Украине царит просто беспредел демократии, когда депутаты в том числе и большинства ну совсем не слушают инициатив ни президента, ни правительства. И чтобы исправить положение, как очень логично выводит мысль Сергей Леонидович, в Верховной Раде не хватает для полного счастья именно фракции «Сильной Украины». Потому что «просто политик-одиночка» не так эффективен, как если бы в парламенте сидело тридцать похожих на него «одиночек». И уж, конечно, Тигипко стоит стеной против переноса выборов парламента на 2015 год – не потому, ясный пень, что до того времени от «Сильной Украины» может и не остаться ничего. Он, оказывается, очень боится падения международного рейтинга Украины.
Кстати, о рейтингах. Вице-премьер говорит, что в рейтинге своей политсилы он «не очень ориентируется», что очень показательно, как для политика, чей предвыборный ролик на президентских выборах начинался словами «уже сейчас ясно, что Тигипко выходит во второй тур...» По-своему это тоже симптом. Тут непонятно, как три процента-то набрать...
По материалам
Досье