Долгое время российский рынок считался одним из самых привлекательных на постсоветском пространстве. Привлекали производителей более высокая рентабельность и, конечно же, емкость. Как говорили участники рынка, Россия выпьет и съест всё. Однако все чаще продукты питания становились заложниками политических разборок. Производителям, привыкшим к стабильному сбыту, пришлось переориентироваться на другие рынки и учиться работать по-другому. Китай же со своим миллиардным населением долгое время оставался недоступным. Но, наконец, маркетологи нашли подход и к нему.
Запрещенная Россия
Россия все чаще идет на запреты и ограничения экспорта продуктов из Украины, если та не идет на уступки в переговорах. В январе 2006 г. был введен запрет на ввоз украинской мясной и молочной продукции. В конце декабря 2010 г. Россельхознадзор разрешил 11 украинским предприятиям поставлять животноводческую продукцию в Россию. С 1 июля 2010 г. ведомство отменило запрет на ввоз мяса птицы из Украины, с 5 марта того же года был отменен запрет на ввоз в Россию украинских говяжьих консервов. А с 8 июля Россия ввела на три года заградительную пошлину на импорт украинской карамели. Последним стало очередное июльское ограничение на ввоз мясомолочной продукции из Украины. А на днях Россия предложила ввести пошлину на импорт карамели, которая действует с 8 июля в РФ и в остальных странах Таможенного союза – Беларуси и Казахстане. Именно Таможенный союз стал камнем преткновения между странами.
Тем не менее, винить РФ исключительно в политической предвзятости, наверное, не совсем справедливо. Если говорить о молочной промышленности, то в Украине до сих пор львиная доля молока производится в частных хозяйствах и, соответственно, невысокого качества. Да и тот продукт, который производится на предприятиях, также может быть испорчен уже по пути к переработчику. Украинские предприятия также грешат использованием различных добавок и заменителей.
Например, сыр, в котором россияне нашли «пальмовое» масло, по многим исследованиям, действительно содержит растительные, а не молочные жиры. «Объем производства молока в Украине не растет, но почему-то объем производства сыра растет гигантскими темпами, при этом Украина у нас – самый крупный импортер пальмового масла в мире. Соответственно, у нас есть серьезные вопросы по качеству украинских сыров», - заявлял перед запретом предправления российского «Союзмолока» Андрей Даниленко.
Пожирающий дракон
В то время как Россия ограничивает поставки украинских продуктов, будь то по политическим причинам или по причинам низкого качества, в Азии просыпается аппетит.
Китай с традиционным для него рыбно-рисовым меню распробовал и мясо, и сыр, и даже наш алкоголь пришелся по вкусу.
В последние десятилетия, и особенно начиная с 1980-х гг., потребление продуктов животного происхождения в развивающихся странах быстро росло. Темпы роста потребления животноводческой продукции на душу населения заметно превысили темпы роста потребления пищевых продуктов, относящихся к прочим основным группам продовольственных товаров. Животноводческий сектор быстро растет под действием таких факторов, как увеличение доходов, рост численности населения и урбанизация.
В частности, в Китае потребление мяса на душу населения увеличилось в четыре раза, молока – в десять раз, яиц – в восемь раз. Сегодня уже более 50% жителей Поднебесной потребляют фастфуд, а рекордный рост цен на вина Chateau Lafite Rothschild до $23 тыс. за ящик, почти $2 тыс. за бутылку, был вызван именно спросом Китая. Кроме того, почти 300 млн. китайцев регулярно употребляют в пищу молоко и молочные продукты.
Как отмечает руководитель аналитического отдела одной из консалтинговых компаний Мария Колесник, украинские производители вполне могут наладить сбыт своих продуктов. По примеру Молдовы, которая активно наращивает поставки своего «запрещенного Россией» вина в Поднебесную. «Китайский рынок емкий, а требования по качеству не такие строгие, как в ЕС или в ТС», - отмечает она.
По материалам «
Экономических известий»