В Украине наблюдается опасное переплетение авторитаризма с коррумпированным капитализмом. Об этом в статье, опубликованной на сайте
Die Welt, пишет политолог Венского университета Татьяна Журженко.
«Оранжевая революция», свершившаяся в Украине семь лет назад, дала надежду на то, что страна возьмет курс на демократическое развитие. Однако с тех пор демократические свободы были ограничены, экс-премьер и один из лидеров революции Юлия Тимошенко посажена за решетку, а режим президента Януковича оказался в международной изоляции. Украина трещит по швам», - пишет украинский эксперт.
Сегодня, продолжает Журженко, власть держат в своих руках несколько приближенных к Януковичу олигархов - именно они контролируют СМИ и формируют госинституты в соответствии со своими экономическими интересами.
Тимошенко, по ее словам, оказалась за решеткой не за какие-то преступления, она находится в тюрьме из-за того, что потеряла власть. Получается, что «победитель берет все, проигравший оказывается за решеткой».
При этом, замечает Журженко, пока довольно сложно судить о том, подействует ли на Януковича международное давление: президент сам стал заложником своего решения, вероятнее всего, не предполагая с самого начала, к каким последствиям может привести этот арест: «С каждым следующим месяцем, проведенным Тимошенко за решеткой, ее статус мученицы лишь укрепляется, в результате чего Януковичу все сложнее принять решение о ее освобождении».
«В подобной ситуации в 2003 году оказался тогдашний президент Владимир Путин: тогда в открытый конфликт с Путиным вступил нефтяной магнат Михаил Ходорковский, арест которого привел к всплеску международных протестов. Подобно Януковичу, давление Запада испытывает и Путин, от которого требуют выпустить его врага. Однако политический риск слишком велик», - констатирует автор.
Цели Януковича неясны, замечает политолог. Президент не реагирует на международное давление, несмотря на то, что благодаря более тесной интеграции с ЕС Украина только бы выиграла. Возможно, Евросоюз вызывает у него неприятные ассоциации, поскольку в свое время приветствовал победу «оранжевой революции». А может, исходя из опыта белорусского президента Лукашенко, он понимает, что Брюссель фактически не имеет влияния на внутреннюю политику государств, не являющихся членами Евросоюза.