Вера власти в админресурс и всесильность денег является непреодолимой. Такую суровую правду политического закулисья обнажили обнародованные разоблачения Романа Забзалюка, «бютовца», побывавшего в штабе «врага».
Почти два месяца Роман Забзалюк считался «тушкой», перебежчиком, предавшим БЮТ. Но, в итоге, стал героем. Как оказалось, все пассажи Забзалюка из родной фракции в другую и обратно в свою – не более чем спецоперация красносердечных с целью добычи компромата. «Урожай» бютовского Штирлица оказался более чем обильным – на полмиллиона долларов США.
То, о чем вся страна догадывалась, подтвердилось: депутатов действительно покупают и продают, как скот. А стоит за всем этим сам президент.
Одним из посредников, отвечающих за куплю-продажу «тушек», оказался Игорь Рыбаков, руководитель группы парламентских перебежчиков с пафосным названием «Реформы ради будущего». Именно от него Роман Забзалюк получал деньги и информацию.
Как все это происходило, Роман Забзалюк рассказал в интервью «
Украинской правде».
- Как начиналась ваша спецоперация? Чей это был замысел?
- Все началось после того, как руководству фракции «Батькивщина» из закрытых источников стало известно об очередной волне провокаций в отношении нашей партии и конкретно о фактах подготовки фальсификаций на выборах. Я бы не хотел называть эти источники.
Когда мы получили информацию о провокациях, мы начали искать пути ее подтверждения. И тогда - я не помню у кого именно, нас было несколько человек - возникла идея проникнуть в ряды власти. Мы разработали свой план проведения расследования и получения информации непосредственно во фракции господина Рыбакова.
Тогда мне от руководства поступило отдельное поручение. Меня спросили: «Будешь?» Я согласился.
- Когда вы впервые контактировали с фракцией «Реформы ради будущего»?
- Первый контакт у меня был с депутатом Камчатным. Это было где-то в середине декабря. У нас состоялся разговор прямо здесь в Верховной Раде. Он часто подходил к нам, пытался общаться. И вот во время одного из таких разговоров я его спросил: «А правда, что вы сейчас усиливаете свою фракцию и пытаетесь перетащить людей?» Он говорит: «Я не знаю, но если есть интерес, могу переговорить с Рыбаковым». Я говорю: «Есть такая заинтересованность, переговори!»
Прошло еще два дня и здесь в кулуарах у меня состоялся разговор с Рыбаковым, который сказал: «Мы с удовольствием возьмем тебя к нам во фракцию, но давай поговорим об этом в отдельном месте». После этого я связался с нашим руководством, получил добро на такую беседу. И у меня состоялась с господином Рыбаковым встреча один на один в его кабинете.
- Где это было?
- В здании комитетов Верховной Рады на улице Садовой 3-а, на третьем этаже. Но там у него огромные хоромы! Он сидит в кабинете, который когда-то занимал Виктор Янукович. Там есть и конференц-зал, и кабинет ... Мы встретились в середине декабря. Он меня набрал по телефону и говорит: «Давай поговорим на эту тему, на которую мы говорили». Говорю: «Хорошо, давай я готов к такому общению».
И когда я зашел к нему в кабинет, Рыбаков сразу нарисовал на бумажке цифру - 450 тысяч долларов.
- Ну его даже не удивило, что вы как один из наиболее активных оппозиционеров решили перейти на другую сторону?
- Нет! Да вы что? Какие подозрения? Мы сели, поздоровались. Отношение ко мне было скорее цинично холодное. Я не чувствовал какого-то обхаживания меня. Я думаю, что эти люди уверены, что деньги решают все. И названные цифры на бумажке - это залог удачной сделки.
- Вы сразу согласились?
- Нет. Я сказал: «Вы знаете, мне это надо обдумать». Он говорит: «Ну что тут думать? Надо соглашаться, потому что уже к концу года мы дверь закроем и никого пускать уже не будем. Я все вопросы согласовал с «папой». Он так и сказал – с «папой».
- В разговоре он сослался лично на Виктора Януковича?
- Да, в записи есть фрагменты, где он отмечает, что все свои действия он согласовывает с президентом. Но при мне он никому не звонил.
- Вы говорили, что у Рыбакова есть свой кабинет и на Банковой - это правда?
- Да, это правда. У него там есть кабинет без фамилии. И я так понимаю, он выступает там в роли консультанта Виктора Януковича.
- Что было дальше?
- Когда я получил это предложение, я связался с руководством «Родины» и мне вдруг дали мандат продолжать выполнять свою роль. При этом мы все протоколировали.
- Чем вы записывали разговор?
- Первую беседу я не записывал. А в дальнейшем это был просто телефон, обычный айфон. Но, кажется, вот буквально недавно я его потерял. (Смеется)
- Как вы получали деньги?
- Непосредственно ко мне на Крепостном переулке возле Дома офицеров подъехал охранник Рыбакова, его зовут Вадим, и передал мне целлофановый пакет. Но хочу сразу предупредить, что в этот же день мы составили протокол о даче взятки. И этот протокол сейчас находится в партии «Батькивщина».
- Но депутаты группы «Реформы ради будущего» заявили, что деньги вам предоставляли для лечения в Израиле. И не 450, а не более 100 тысяч, которые они собрали коллективно.
- Я сразу это опровергаю. Я получил 450 тысяч. И потом я дважды получал по 25 тысяч долларов. В первый раз в январе - в Одессе в его офисе. И второй раз - сегодня утром 25 тысяч, тут у стелы в сквере. Мы сидели в его микроавтобусе и он лично положил эти деньги мне в портфель.
- То есть вы не просили помочь вам деньгами?
- Нет, они ничего о лечении даже не знали. Эта информация появилась уже после того, как меня не было долгое время.
- А вы не боялись, что вас прослушивают?
- Нет! Конечно, с Кожемякиным и Турчиновым у меня был контакт с другого номера. А на тот телефон, с которого мы говорили с Рыбаковым, то мы говорили свободно. И он чувствовал себя достаточно свободно: говорил, что вот он поедет к президенту, поговорить и все такое.
- Что вам надо было сделать за 450 тысяч долларов?
- За 450 тысяч я должен был выйти из фракции БЮТ и войти в его группу «Реформы ради будущего». И если даже говорить по их «понятиям», то я выполнил всё, как мы и договаривались. (Смеется)
- Вы говорили, что вам предлагали формировать участковые и окружные избирательные комиссии из людей, которые должны были служить Рыбакову. Сколько вам за это должны платить?
- Рыбаков действительно рассчитывал на мои дружеские отношения с некоторыми членами нашей команды и то, что у меня осталось влияние. И он думал, что я буду работать в этом направлении для формирования участковых избирательных комиссий. То есть должен был стать агентом влияния. Но конкретная сумма не обсуждалась. В записях звучит, что будет гривна. Я говорю: «Как гривна?» А он говорит: нет, вы хорошо заработаете, если возьмете от нас подготовленных нами членов участковых и окружных избирательных комиссий и введете туда от имени «Батькивщины».
- Как вы думаете, где Рыбаков берет деньги? Он вроде имеет влияние на таможню? Или деньги Рыбакову дают на Банковой?
- Я не хочу накручивать лишнюю информацию. Но в действительности я не знаю. Я думаю, если бы я там был дольше, я бы узнал об этом.
- Почему вы сегодня вышли с заявлением?
- Этот вопрос надо задать Александру Турчинову и Андрею Кожемякину. Я хочу попросить вас о помощи. Я догадываюсь, какой будет реакция - мое физическое уничтожение. Я не сгущаю краски. Охраны у меня нет. Я хочу предупредить: у руководства партии «Батькивщина» есть дополнительные материалы, которые пока нецелесообразно обнародовать, и которые касаются коррупционных деяний других людей, связанных с ближайшим окружением Януковича в администрации президента. Я призываю журналистов прореагировать должным образом, если со мной что-то случится.
- Регионалы на ваши заявления о коррупции отреагировали так, что вы свое заявление должны подать в прокуратуру, а деньги вернуть в доход государства?
- Мы так и будем поступать. Мы будем действовать адекватно тому, как будут действовать наши оппоненты. Этих материалов о преступлениях достаточно.
- Вы виделись с рядовыми членами группы «Реформы ради будущего», какое у вас было общение?
- Я намеренно избегал встречи с членами этой группы. Единственное, позавчера мне пришлось принять участие в их застолье, где сидели депутаты Каплиенко, Камчатный ... Я не вникал, что они праздновали. Это происходило в хоромах этой группы на Садовой. Единственное, поднял рюмку за независимость и демократию в Украине. И покинул встречу.
- Что объединяет этих людей?
- Затюканность. Я видел это в их глазах. Они изолированы. Они не могут общаться со своей средой, где они были до того, как предали партию «Батькивщину».
На моих встречах с этими людьми звучала мечта, что выборы в Верховную Раду состоятся не сейчас, а в 2015 году. И я обратил внимание, что сейчас готовится представлению в Конституционный суд относительно правомерности проведения выборов по смешанной системе. Я считаю, что это попытка или запустить полностью мажоритарные выборы или перенести парламентские выборы на 2015 год, поскольку нужно вносить изменения в Конституцию.
- Вы видели это представление в КС? Вы ставили свою подпись?
- Ставил. Моя подпись была тринадцатой. И сейчас я передал заявление об отзыве своей подписи.
- Это была инициатива Рыбакова - готовить такое представление?
- Нет, по словам Рыбакова, непосредственно «Папа» дал ему задачу делать такое представление. Кто такой «Папа» - я не знаю. (Смеется)
- К вам кто-то подходил из членов группы Рыбакова после вашего обличительного заявления?
- Подходил депутат Геннадий Задырко. Он сказал, что уже собирался выходить с этой группы, потому что ее действия не совпадают с видением и пониманием того, как надо бороться с действующим режимом. И еще он выразил возмущение тем, в каком контексте прозвучало его имя на записях. Я ответил: Это вопрос к руководителю группы.
- Группа Рыбакова получает инструкции с Банковой? Вы это чувствовали, видели?
- Я утверждаю, что да. В разговорах с Рыбаковым неоднократно звучало, что он ездит в администрацию президента к господину Левочкину.
- Сколько часов записей у вас есть?
- Где-то три часа этих разговоров. А обнародовали мы только 11 минут.
- Сколько вообще у вас было разговоров с Рыбаковым?
- Восемь. Они происходили и в Одессе, и в его машине, и в кабинете на Садовой.
- У вас были разговоры с кем-то кроме Рыбакова?
- Нет, только с ним.
- Чего вы пытаетесь добиться? Понятно, что импичмента Януковичу не будет. Какова ваша формальная цель? Чтобы была создана следственная комиссия? Чтобы не переписывали закон о выборах?
- Я говорю искренне от сердца, хотя из-за существования таких вот тушек оно воспринимается как патетика - я это делаю ради Украины! Вы обратили внимание, что это уже коробит ухо. Но я так думаю и так общаюсь.
Оппозиция сегодня получила четкую информацию, которая потребует тщательно подбирать кандидатов в окружные и участковые комиссий, тщательно подходить к своим кандидатам в мажоритарные округа. Это не должен быть черт из табакерки, который сломается, увидев доллар.
- Вы упоминали в своем заявлении Наталью Королевскую. Вы считаете, что она - это часть плана Банковой?
- Наталья Королевская осознает, что смена правительства ничего не даст. Сегодня необходимо менять команду Януковича как таковую. У меня есть вопрос к ней. Эта тема о смене правительства проходит красной линией через Комитет сопротивления диктатуре. Выдвижение лозунга, что мы изменим правительство, и все изменится - это заблуждение избирателя. Надо устранять Януковича.
- Почему вы назвали срежиссированным съезд Украинской социал-демократической партии, где Королевская была выбрана руководителем?
- Я опираюсь на впечатления, полученные от общения с господином Рыбаковым. Мне показалось, с его стороны было очень лояльное отношение к Королевской.
- Из ваших разговоров с Рыбаковым, Яценюк - это оппозиционер или продукт Банковой?
- Трудно ответить однозначно. Но со стороны Рыбакова звучала агрессия в адрес Яценюка.
- Вы обсуждали с Рыбаковым вопрос Юлии Тимошенко?
- Я набрался смелости и сказал, что то, что делается с Юлей - это неправильно. Ответ Рыбакова был: «Она получила то, что хотела». Это был циничный и грубый ответ.