Проведенные в конце октября этого года выборы в Верховный Совет Украины были очень важны не только с точки зрения дальнейшего внутреннего экономического и политического развития страны. Они также имеют критическое значение для дальнейшей траектории развития основных векторов внешней политики Киева, для его дальнейшего балансирования между Востоком и Западом.
В 2010 году украинский парламент 6-го созыва, который уже в декабре станет частью современной украинской истории, принял Закон об основах внутренней и внешней политики, который полностью вычеркнул из приоритетов евроатлантический вектор, сведя к техническому минимуму развитие диалога по линии Украина – НАТО, но в то же время оставил два других приоритета – развитие стратегического партнерства с Россией и дальнейшую интеграцию с Европейским Союзом, включая создание зоны свободной торговли с Евросоюзом.
Как реализация такой концепции внешнеполитического баланса осуществляется теперешней властью, можно продемонстрировать на следующем.
С одной стороны, украинская сторона пошла на подписание так называемых Харьковских соглашений с Россией, которые продлили до 2047 года пребывание российского военно-морского флота в Крыму.
А с другой стороны, для удержания международного равновесия, Киев приложил максимум усилий для завершения подготовки проекта широкомасштабного соглашения об Ассоциации с Европейским Союзом, который открывает возможность для политической и экономической интеграции Украины с ЕС.
Идя на эти неоднозначные с точки зрения украинских избирателей шаги, президент Виктор Янукович, вероятно, пытался найти компромисс для государства, которое продолжает искать свое место на геополитической карте Европы.
Однако внутренние события в Украине, которые происходили на протяжении последнего года, сильно расшатали внешнеполитическое балансирование Киева, выбив у него почву и отняв политические инструменты для поддержания международного равновесия. Это может показаться странным, но ситуация сегодня выглядит так, будто украинский президент изменил собственным принципам внешнеполитического балансирования и начал процесс сползания в одно направление – российское.
Речь идет о делах против бывших членов украинского правительства – премьер-министра Юлии Тимошенко и министра внутренних дел Юрии Луценко. Их досудебное задержание, а потом и арест привели к неожиданно резкой для Виктора Януковича и его команды реакции стран Запада. Настолько резкой, что к концу 2012 года руководство Украины оказалось практически в полной изоляции. Визиты президента и премьера Украины в Брюссель, Берлин, Париж, Лондон обрели окраску «политической экзотики». Легко прогнозируемым результатом такого положения вещей стали частые встречи украинского руководства с руководством России и стран СНГ.
Видя такой «восточный» крен Киева, Евросоюз принял политическое решение искать выход из сложившийся ситуации.
Парламентские выборы должны были предоставить шанс для начала долгого процесса перезагрузки отношений по линии Украина – Запад. Что ж мы имеем сегодня?
Парламентских выборов с нетерпением и существенной долей волнения ждали в Брюсселе (штаб-квартире Европейского Союза и НАТО), Вене (штаб-квартире ОБСЕ), Страсбурге (в Совете Европы), а также в Вашингтоне. Эти центры европейского и мирового военно-политического и финансового влияния до последнего делали все возможное для того, чтобы Юлия Тимошенко и Юрий Луценко смогли принять участие в парламентских выборах. Там продолжают оставаться убежденными в том, что оппозиционных политиков судили исходя исключительно из политической целесообразности. И пока эти два человека будут находиться в тюрьме, Украине не стоит рассчитывать на полное выравнивание внешнеполитического баланса за счет улучшения отношений с Западом.
Но частичное выравнивание геополитического баланса все-таки могло бы произойти после проведение выборов в парламент. Понимая это, Запад сделал очень большую ставку на эти выборы. Последние полгода в Брюсселе и Вашингтоне не уставали повторять о том, что проведение честных и прозрачных выборов в Верховный Совет сможет начать процесс реабилитации украинской власти в глазах западных демократий.
И вот выборы состоялись. Очень много противоречивых оценок проведения выборов и подсчета голосов продолжает звучать со стороны всех без исключения участников политического процесса. Наблюдатели ОБСЕ, Европейского парламента, Совета Европы, Парламентской Ассамблеи НАТО, а также США высказали много критических замечаний, указав на отсутствие равных условий для всех, кто участвовал в выборах. Все вспомнили о том, что в условиях, когда лидеры оппозиции продолжают сидеть в тюрьме, выборы априори не могут быть признаны полностью демократичными
Однако интересно то, что все западные наблюдатели ожидали намного худшего проведения выборов в парламент. Никто не думал, что из пяти политических партий, которые прошли в парламент, три – Объедененная оппозиция, УДАР и Свобода – окажутся действительно оппозиционными (а не условно оппозиционными, как, например, «Украина – вперед»). Причем общий процентный результат этих партий будет выше, чем у Партии регионов и Коммунистической партии.
К такому неожиданному развитию ситуации Запад оказался не совсем готовым. Взвинтив на протяжении последнего года политическое и информационное давление на Киев до максимального, западные государства создали несколько опасных прецедентов.
Первое. В случае победы на следующих президентских выборах в 2015 году представителей сегодняшней оппозиции Партия регионов может пойти по уже проторенному пути использования технологии вовлечения Европы и США во внутреннюю украинскую политическую борьбу. В таком случае Украина может стать страной постоянных политический конфликтов, что приведет к возникновению пояса нестабильности в самом сердце Европы.
Второе. Как следствие, нестабильная внутренняя ситуация в Украине будет подталкивать такие соседние страны, как Румыния, к пересмотру послевоенных границ (нынешнее руководство в Бухаресте не оставляет попыток вернуть контроль над такими украинскими территориями как Южная Буковина и Северная Бессарабия). Таким образом Европейский Союз может получить на своих Восточных границах напряженную ситуацию, которая может перерасти в военный конфликт при участии Украины и Румынии - страны-члена НАТО и ЕС.
Третье. Привязка дел оппозиционных политиков к подписанию с Украиной Соглашения об ассоциации уже стало для Европы трагической геополитической ошибкой. Соглашение нужно было при любых обстоятельствах подписывать с Украиной еще в декабре 2011 года во время саммита Украина – ЕС. Тогда еще Владимир Путин был премьер-министром, а не президентом России. И Украина еще не получила настоятельного предложения вступить в Таможенный Союз вместо Европейского.
Еще есть надежда, что проанализировав эти важные факторы, Запад все-таки использует результаты проведения парламентских выборов для начала очень осторожного процесса размораживания отношений с Украиной.
Но пока Запад, ставший в определенный политический тупик, разделился на два лагеря.
Первый считает, что результаты выборов показали: Европе не удастся игнорировать Виктора Януковича и его режим. Выборы прошли свободнее, нежели во многих других постсоветских республиках, пусть даже честными их назвать трудно. А это означает, что игнорировать Виктора Януковича и его режим не получится - Европе придется с ним взаимодействовать. Исходя из этого, первый лагерь считает необходимым начать подготовку к следующему саммиту Украина – ЕС, на котором необходимо подписать Соглашение об ассоциации.
«Европейские голуби» считают, что для Европы было бы лучше предложить Украине собственный встречный позитивный проект: не только в виде краткосрочной выгоды и экономических саммитов, но и в долгосрочной перспективе участия во внутриевропейском диалоге, культурных связях, свободе передвижений и взаимовыгодных обменах. Это стало бы тем самым предложением, которого ждет, прежде всего, оппозиция и те украинцы, которые отдали за нее свои голоса.
Второй лагерь занимает более радикальную позицию. ЕС должен принять меры, направленные против свертывания демократии на Украине, но необходимо сделать это таким образом, чтобы не нанести вред украинскому народу.
Например, Совет ЕС мог бы запретить въезд в страны Евросоюза тем, кто участвовал в показательных судебных процессах. Такую позицию уже поддержала влиятельная американская организация Freedom House, которая считает необходимым начать применение определенных санкций в отношении украинского руководства. Но в первую очередь европейские политики, и в особенности польские, должны перестать обращаться с Виктором Януковичем, еще более усугубив его персональную международную изоляцию.
Очень скоро украинское общество сможет увидеть, какая из двух вышеизложенных точек зрения Запада одержала победу.
Буквально через пару месяцев, во время проведения очередного саммита Украина - ЕС, страны Западной Европы покажут, готовы ли они продолжать работать с нынешним украинским руководством, или, наоборот, хотят окончательно выкопать топор войны и идти до конца, пока существующий в Украине политический режим не будет свергнут.
При этом, конечно же, все будут смотреть на 2015 год. Ведь именно тогда состоятся президентские выборы (если ничего в стране к тому времени не изменится), которые позволят перезагрузить как внутреннеполитическую систему в Украине, так и ее внешнеполитические приоритеты. При этом Восток и Запад будут думать об одном и том же: будет ли Киев запускать механизм полной интеграции с Европейским Союзом, или наоборот, захочет вернуться в бывший СССР, который нынешнее российское руководство реанимирует в виде Евразийского Союза в том же 2015 году.
Но так или иначе, выбор все-таки остается за украинскими гражданами, которые, судя по результатам последних парламентских выборов, имеют свое собственное мнение по поводу перспектив своей собственной страны.
По материалам «
Geostrategy»