За шаг до катастрофы государства Украина: принятый закон «О референдуме» узаконит государственный переворот.
Пока всеобщее внимание было приковано к боям окружного значения против избирательных фальсификаций, произошло событие, на фоне которой итоги выборов не будут иметь значения. Потому что власть сможет менять Конституцию, законодательство и вообще принимать любые решения несмотря на Верховную Раду вообще.
И не только на Верховную Раду, но и вообще ни на кого и ни на что. Дубина, которая вот-вот окажется в руках Януковича, способна не только сокрушить остатки демократии в Украине, но разрушить ее государственность. И даже пройтись по самому Януковичу.
Название дубины — Закон «О всеукраинском референдуме». Одобрение в целом этого шедевра законотворчества стало той самой свиньей, которую старая Верховная Рада подсунула Украине. Теперь дело только за незначительными формальностями и подписью Президента. Ни формирования большинства под Януковича, ни знаменитое решение Конституционного Суда о возвращении старой редакции Конституции, ни раскольнический языковый закон не могут сравниться по степени опасности с этим уникальным документом.
Швейцария или Беларусь?
Если кто-то думает, что это закон о праве народа реализовать свою волю посредством прямого голосования, он глубоко ошибается. На самом деле это механизм тотальной манипуляции. Каждый, кто прочитал законопроект, понимает, что в нем нет и намека на опыт Швейцарии и другие примеры прямой демократии, к которым апеллируют регионалы.
Референдум в Украине должен достичь противоположной задачи, опробированной Гитлером в Германии, Муссолини в Италии или Лукашенко в Беларуси. Эта задача — установить диктатуру и разрушить все демократические институты, которые позволяют гражданам сопротивляться. Причем делать это будет якобы сам народ. Во всяком случае, внешне все выглядит именно так.
В статье 3 законопроекта перечислено, о чем может приниматься решение на референдуме:
«1) о принятии новой Конституции Украины (новой редакции), внесении изменений в Конституцию Украины, отмене, утрате действия или признания недействительным закона о внесении изменений в Конституцию Украины (конституционный референдум);
2) об изменении территории Украины (ратификационный референдум);
3) о принятии или отмене закона Украины, утрате действия или признании недействительным закона Украины (законодательный референдум);
4) по любому вопросу, за исключением тех, по которым референдум не допускается согласно Конституции Украины, законами Украины (общий референдум)».
То есть решение может приниматься обо всем, что угодно, кроме, как сказано далее, вопросов налогов, бюджета или амнистии (это требование действующей Конституции). И хотя многие хватаются за сердце, увидев второй пункт из этого списка, на самом деле он как раз наименее опасен. Поскольку изменение территории только путем референдума предусмотрено Конституцией, а сам законопроект допускает референдум по этому вопросу лишь после подписания международного соглашения и его ратификации Верховной Радой.
Значительно хуже — с тремя другими опциями. Потому что право инициировать референдум по этим вопросам дается самим гражданам. Казалось бы — это прекрасно, вот оно — праздник народовластия! Однако не все так просто.
Референдум против власти невозможен
Чтобы получить право на сбор 3 миллионов подписей, необходимых для назначения референдума, надо провести собрание по специальной процедуре, создать инициативную группу а также получить разрешение. Причем не только от ЦИК, но и от Президента. Поскольку в статье 22 законопроекта есть гениальная норма:
«Президент Украины, Центральная избирательная комиссия обязаны осуществлять проверку на соответствие Конституции Украины, законам Украины вопросов (вопросов и текста), которые предлагается вынести на всеукраинский референдум, в частности по народной инициативе».
Можете не сомневаться, что или Президент, или контролируемый им избирком обязательно решит, что любой вопрос, опасный для режима, не соответствует какому-либо закону.
А чтобы глава государства или «независимую» ЦИК не обвиняли в предвзятости, отказывать она гражданам в праве на народную инициативу на основании заключения не менее «независимого» Министерства юстиции. Причем именно вывод Минюста будет решающим.
Зато если посоветоваться с народом решит власть, не не существует способа помешать ей проштамповать путем референдума любое решение.
Как будут фальсифицировать волю народа
Работает этот механизм так. Придумывают на Банковой новую Конституцию — пишут туда все, что угодно — двуязычие, выборы Президента в парламенте, членство Украины в каком-то московском союзе. После этого с помощью админресурса быстро собираются (или просто «рисуются») 3 миллиона подписей, и Президент, назначенный им же министр юстиции и ручная ЦИК дают старт референдуму.
Чтобы народное волеизъявление случайно не вышло из под контроля, предусмотрен простой, как двери, способ формирования всех избирательных комиссий. Они формируются на 100% органами власти, без всяких партий или общественных объединений.
Судите сами:
«Окружные комиссии референдума образуются Центральной избирательной комиссией не позднее чем за сорок дней до дня голосования на всеукраинском референдуме в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов комиссии референдума.
Представление кандидатур в состав окружной комиссии референдума вносятся не позднее чем за сорок два дня до дня референдума в Центральную избирательную комиссию соответственно председателем Верховной Рады Автономной Республики Крым, председателями областных советов, Киевским городским головой и председателем Севастопольского городского совета» (статья 45).
Участковые комиссии, в свою очередь, образуются окружными «по представлению исполнительных комитетов сельских, поселковых, городских, районных в городах (в случае их создания) советов, а в случае отсутствия таких органов — по предложению соответственно сельских, поселковых, городских голов, председателей районных в городах советов или должностных лиц, которые в соответствии с законом осуществляют их полномочия» (статья 46).
Оппозиция, следовательно, будет иметь влияние на представление разве что 3 из 27 советов и формирование лишь 24 из 225 окружных комиссий. Примерно такой же будет и доля контролируемых оппозицией участковых комиссий. Но комиссиям в таком составе никто не даст работать, потому что в законе предусмотрен механизм их полной замены.
Центризбирком имеет право полностью или частично изменить состав окружной комиссии. И «не позднее последнего дня перед днем голосования» сформировать новый, «правильный» ее состав. Причем уже без никаких представлений от областных советов, что красноречиво свидетельствует о намерениях авторов закона.
Точно такой же финт могут сделать окружные комиссии со всеми «неверными» участковыми комиссиями, сформировав их заново уже без представлений местных советов. Вообще любой член комиссии, который не понравится власти, может быть произвольно обвинен в каком-то нарушении и заменен на послушного исполнителя. Таким образом власть возьмет под контроль 100% комиссии.
Конечно, останутся еще наблюдатели от общественных организаций и журналисты, но их избирательная комиссия имеет право выгнать с участка обычным голосованием. И порядок регистрации наблюдателей законом не установлен, а отдан на откуп ЦИК.
Еще несколько новшеств, направленных сугубо на фальсификацию выборов.
Голосовать на дому можно по обычному заявлению, без всяких справок о болезни или инвалидности, причем списки тех, кто хочет голосовать дома, составят не за несколько дней, как на выборах, а до 16 часов субботы перед голосованием. И даже если в этих списках окажется 5 или 10 миллионов украинцев, сделать с этим что-то за считанные часы будет невозможно.
Оппонентам власти будет невозможно получить оригиналы протоколов о подсчете голосов, поскольку в составе комиссий их (оппонентов) просто не будет, а тем наблюдателям, которых не выгонят из участков, дадут лишь копии, которые будут иметь меньшую юридическую силу, чем сфальсифицированные в случае необходимости «оригиналы».
Если даже в день голосования кто-то из членов комиссии не захочет освящать фальсификации, это ни на что не повлияет. Ибо «неподписание или отказ в подписании протокола отдельными членами комиссии не имеет правовых последствий для действительности протокола».
Таким образом, референдум может быть сфальсифицированным от начала до конца. Речь идет не о каких-то приписках на несколько процентов, а именно о тотальной фальсификации, как это происходило во время лукашенковских референдумов в Беларуси или кучмовского референдума 2000 года в Украине.
Полезный урок: референдум 2000 года
Будучи в 2000 году депутатом Киевсовета, я решил проверить, насколько масштабными являются фальсификации во время референдума, и установил дежурство возле всех 12 участков своего округа на Оболони. Добровольцы в течение всего голосования считали каждого человека, заходившего на участок, и насчитали 28% от общего числа избирателей в округе.
По официальным же данным явка по этим 12 участкам составила более 70% (!), А также то, что почти 2/3 голосовали или досрочно, или дома, или не голосовали вообще. То же самое происходило по всей Украине. Явку на референдум, во время которого на многих участках было пусто, нарисовали на уровне 79%, причем уже на 12 часов дня «проголосовало» по Украине 54%, а в некоторых областях — под 70% избирателей.
Неудивительно, что все 4 вопроса, вынесенные Кучмой на референдум, получили едва не единодушную поддержку. Повторюсь, этот референдум проходил не где-то в Африке или в Беларуси, а в Украине. И тотальной фальсификации его результатов не могли помешать, хотя на выборах в Украине, как до, так и после 2000 года фальсификации такого масштаба были невозможны.
Этот экскурс в историю был специально для тех, кто не понимает разницы между выборами и референдумами и питает иллюзии, что на проведенном по вышеописанной системе референдуме можно будет «защищать результаты голосования».
Но кучмовский референдум нуждался в имплементации результатов Верховной Радой, то есть 226 депутатов должны были поддержать «волю народа». И Рада просто провалила это голосование, превратив усилия фальсификаторов в пшик.
Теперь же никакой имплементации не нужно!
Любое решение, откровенно бессмысленное, преступное или антигосударственное, автоматически приобретает силу закона, как только ЦИК объявит результаты подсчета голосов.
Причем, даже имея огромные возможности для «дорисовывания» явки, создатели закона не установили ни одного барьера для того, чтобы референдум был признан состоявшимся. Даже тотальный бойкот референдума ничего не даст — если на участке появится мизерное число людей, то большинством их голосов будет принято решение.
Это может быть любое решение, и никто не будет иметь права его отменить. Это вовсе не преувеличение. Если кто не знает или забыл, напомню вопрос горбачевского референдума о сохранении СССР 17 марта 1991 года: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?».
Так за что голосовали избиратели — за сохранение Союза, за равноправие и суверенитет республик, за права человека, за обновление или за федерацию как форму государственного устройства? Какие вопросы могут быть на референдуме от Януковича, «додумайте сами».
Законодательной власти в Украине не будет
Но главная угроза — даже не в таких вопросах, а в возможности напрямую принимать Конституцию и Законы. Безо всяких тебе первых и вторых чтений и голосований в Раде. Это значит, что Янукович может запросто перечеркнуть Основной Закон, и вместо него по решению ЦИК мы получим законодательство, написанное в Межигорье. Причем не обязательно для принятия каждого нового закона проводить отдельный референдум. Их можно принимать пачками хоть по сто штук.
И даже если через год или два Верховная Рада захочет внести в нелепейший из принятых таким образом законов изменения, она не сможет этого сделать. Именно так — законодательный орган не сможет внести изменения в закон! И не только законодательный, но, как следует из закона, любой орган, хотя бы и Конституционный Суд.
3. Закон Украины, принятый на всеукраинском референдуме, вступает в силу со дня объявления Центральной избирательной комиссией результатов всеукраинского референдума, кроме случаев когда дата вступления в силу такого Законом прямо предусмотрена положениями настоящего Закона.
Закон Украины, принятый на всеукраинском референдуме, не может быть изменен, отменен или признан утратившим силу в течение пяти лет со дня вступления со всеми его положениями.»
Кто остановит государственный переворот?
Речь идет, без преувеличения, о государственном перевороте, закамуфлированном под «торжество народовластия». Безусловно, этот закон откровенно противоречит Конституции, но разве ручной Конституционный Суд решится это признать?
Стоит помнить и еще об одном обстоятельстве. Конституция и законодательство для Украины может быть написано не только в Межигорье, но и в Кремле. Рычагов для шантажа Януковича у Москвы достаточно, а кум Путина Виктор Медведчук не зря тратит миллионы на рекламную кампанию, готовит общественное мнение к будущим референдумам.
Могут сложиться так, что Януковича припрут к стенке, и он для сохранения хотя бы номинальной власти будет вынужден запустить референдумы по московскому сценарию.
Речь идет, следовательно, об угрозе не только для демократии, но и для государственности.
Украина никогда не стояла так близко к катастрофе, как с принятием этого закона. Оппозиция выступила с протестом против содержания закона и против незаконного способа его принятия (как и в случае с языковым законом, Адам Мартынюк внезапно внес на голосование текст проекта, проигнорировав процедуру второго чтения). Николай Томенко зарегистрировал проект постановления об отмене результатов голосования карт 265 регионалов, коммунистов, литвиновцев и «тушек». Его должны поставить на голосование сегодня, во вторник, 20 ноября.
Однако очевидно, что те, кто протаскивал это решение, не собираются его отменять. Это значит, что после 20 ноября, когда проект Томенко провалят, на закон ждет виза известного своей «принципиальностью» Литвина. А затем и Януковича, для которого именно этот закон, а не какие-то там выборы в парламент, является главным событием нынешнего года.
Очевидно, что реакция оппозиции, гражданского общества и журналистов на этот закон не адекватна уровню угрозы, которую он представляет.
Остановить эту угрозу любой ценой — именно это должно быть сейчас главной задачей оппозиции и всех, для кого украинская государственность и демократия — не пустой звук.
Пора бить тревогу, задействовав все методы — от мобилизации оппозиционных сил к призывам к Западу заблокировать счета организаторов мятежа. Если джин закона о референдуме будет выпущен из бутылки, очень сомнительно, что хоть кто-то сможет запихнуть его обратно.
По материалам издания
«Тексти»