Украинский фармацевтический рынок – сфера весьма специфическая. Мелким компаниям выжить здесь непросто, а гиганты целиком и полностью зависят от стратегии управления своего главного менеджера, какой бы она ни была с точки зрения прозрачности и законности. Взять, к примеру, гиганта отрасли компанию «Фармак», занимающую порядка 18% внутреннего рынка лекарств. С момента, когда Украина начала робкие попытки заслужить звание страны с рыночной экономикой и до сегодняшних дней бушующего кризиса, ею уверенно руководит одна из влиятельнейших женщин страны – Филя Ивановна Жебровская.
По версии журнала «Фокус», в 2012 году она заняла 53-е место в рейтинге богатейших людей Украины, заработав к моменту его составления 282 миллиона долларов. В то время как ее предприятие в 2011 году увеличило свою чистую прибыль до 247 миллионов гривен.
В первые постсоветские годы предприятию, как и всем компаниям, пережившим то время, пришлось пуститься в самостоятельное плаванье, пережив реорганизацию. В 1991 году из Киевского химико-фармацевтического завода им. М.В. Ломоносова и было создано ОАО «Фармак». Компания-преемница продолжила производить лекарства не только для внутреннего рынка, но и для экспорта за рубеж.
На это самое время приходится взлет карьеры Фили Жебровской на предприятии. С 1980 года она занимала пост главного бухгалтера на химфармзаводе им. Ломоносова, спустя 10 лет дослужилась до должности заместителя директора по экономике и финансам, а в 1991 году заняла пост финансового директора реорганизованного предприятия, войдя в число его топ-менеджеров.
Но отправной точкой, с которой началась история успеха «Фармака», сама Жебровская называет 1995 год. Тогда высшее руководство компании решило изменить стратегию ее развития. Якобы руководствуясь экологическими мотивами, было решено демонтировать химические мощности предприятия, находившиеся в черте города, и заняться производством готовых лекарственных средств. Во главу обновленного «Фармака» решено было поставить Филю Ивановну.
Одним из первых ее крупных решений стало создание в 1997 году страховой компании «Панацея-1997», соучредителями которой стали другие игроки рынка: Борщаговский химико-фармацевтический завод под руководством не менее одиозной Людмилы Безпалько, а также ООО «Терминал-Брок» во главе с Натальей Спиженко – дочерью экс-министра здравоохранения.
Цель, с которой была создана данная СК, понятна любому, кто хоть сколько-нибудь знаком с реалиями украинского бизнеса. Карманные страховики используются бизнесменами для укрытия части прибыли. В нужный момент деньги списываются на страховые платежи, а, по сути, остаются под контролем своих владельцев.
С большой вероятностью подобная схема была применена компанией в 2008 году, когда «Фармак» в целом заработал более 524 миллионов гривен, увеличив свой доход на 32,9%. При этом чистый убыток компании составил почти 71,9 миллиона гривен. Предприятие явно понесло какие-то значительные расходы, которые смогло вписать в себестоимость производимой продукции.
К слову об укрытии доходов. В феврале 2009 года владельцы продали «Панацею-1997» более крупной страховой компании «Лемма». Таким образом, в самый разгар кризиса детище предусмотрительных фармацевтов оказалось в руках СК, которая известна умением выводить деньги за границу и минимизировать прибыли украинских предпринимателей. Выводы напрашиваются сами собой.
Тем временем, пока «Фармак» нес видимые убытки на фоне растущей прибыли, все тот же 2008 год лично для Фили Жебровской прошел под знаком скупки акций предприятия. Для сравнения, в конце 2007 года пакет акций, сосредоточенный в руках топ-менеджера предприятия составлял 28% – то есть меньше трети. А уже в феврале 2009-го ОАО «Фармак» сообщало о том, что в руках физического лица оказался пакет в 45,2% акций предприятия. Этим крупным акционером, по итогам 2008 года, стала не кто иная, как Филя Жебровская.
Несмотря на то, что этот пакет акций не является контрольным, на деле в руках главы «Фармака» оказалось порядка 60% ценных бумаг предприятия. Еще 15% находились в собственности нескольких приближенных к ней людей. В первую очередь, ее родного брата – народного депутата от «НУНС», лоббировавшего интересы бизнеса сестры, Павла Жебровского. Среди подконтрольных Жебровской акционеров были также несколько членов правления самого «Фармака». Кстати, Павел Иванович в том же 2008 году был введен в наблюдательный совет фармкомпании, тем самым закрепив позиции своей сестры в ее руководстве.
Такой неподдельный интерес к ценным бумагам собственной компании госпожа Жебровская проявила не случайно – параллельно с тем, как она скупала акции, тем же занималась инвестиционная компания Dragon Сapital. Бизнес-леди обвиняла своих конкурентов в попытке рейдерского захвата процветающего бизнеса. Но можно ли говорить о захвате, если на конец 2007 года в руках инвесткомпании находился 3%-ный пакет акций, а к началу 2009 года он вырос до 10%, после чего Dragon Сapital отказалась от дальнейших попыток приобрести акции ОАО «Фармак». Украинских фармацевтов инвесторы оценили как не самое удачное капиталовложение, обвинив в этом непривлекательное для себя корпоративное управление компании.
Избежав покупки предприятия крупной инвестиционной компанией, госпожа Жебровская предпочла значительную часть своих капиталов продать оффшорным компаниям. Более того, передать им контроль над украинским фармацевтическим гигантом. К февралю 2010 года 65,39% акций ОАО «Фармак» оказались в руках кипрской компании F.І.&P.Holdіngs Lіmіted. Казалось бы, при смене главного акционера должна измениться и стратегия предприятия, тем не менее, киприотов методы работы, а также структура и персональный состав управления украинского фармгиганта устроили полностью. Косвенное, но вполне убедительное доказательство того, что Филя Жебровская вывела свои активы из поля зрения украинской экономики.
Сама Филя Ивановна при этом не устает утверждать, что ведет свой бизнес прозрачно, а информация о не совсем честных методах ее работы – дело рук ее конкурентов. На руку имиджу жертвы криминального бизнеса сыграло и странное покушение на нее, совершенное в июне 2009 года. Обстоятельства преступления наталкивали на мысль – это инсценировка и еще один хитроумный проект расчетливой госпожи Жебровской, теневой королевы украинского фармацевтического рынка, чтобы отвлечь внимание от такого сладкого и официального заработка.
По материалам
Версии.сом