За три года власть жестко прижала оппозицию, показав, что сегодня в Украине уже никто не может чувствовать себя в безопасности. Такое положение вещей в стране стало возможным благодаря целому ряду последовательных шагов, предпринятых властью за это время. Шагов – навстречу авторитаризму…
Шаг №1. Органом, юридически обеспечившим начало сворачивания демократии в Украине, стал Конституционный суд. В апреле 2010 года КС принял решение о том, что коалиция может создаваться не только из парламентских фракций, но и с участием отдельных народных депутатов. Стоит отметить, что в сентябре 2008 года этот судебный орган принял по аналогичному вопросу противоположное решение, заявив, что коалицию могут создать лишь фракции, «количество народных депутатов в которых составляет большинство от конституционного состава Верховной Рады». Легитимизировав участие «тушек» в создании большинства, КС, по сути, перевел работу ВР 6 созыва на ручное управление Банковой и исказил волеизъявление избирателей, которые голосовали за политические силы, а не за отдельных депутатов, готовых в случае чего броситься в политические бега.
Шаг №2. Чуть позже Конституционный суд принял еще одно эпохальное решение, отменив политреформу 2004 года. 1 октября 2010 года КС издал постановление о том, что изменения в Конституцию в 2004 году были приняты с нарушением процедуры. А именно - документ был рассмотрен и проголосован Верховной Радой без обязательного заключения Конституционного Суда. В результате Виктор Янукович получил президентские полномочия времен Леонида Кучмы.
В декабре 2010 года Венецианская комиссия огласила свое мнение, в котором назвала «крайне необычным» признание поправок к Конституции противоречащими ей спустя шесть лет после их принятия. Как бы там ни было, это «крайне необычное» решение КС дало Виктору Федоровичу все возможности для единоличного управления страной. Но всемогущий президент, имеющий огромное пространство для маневров, свел всю политическую жизнь страны в одну сплошную войну с оппозицией.
Шаг №3. Последовали уголовные преследования бывших членов правительства Юлии Тимошенко. Некоторым – экс-министру экономики Богдану Данилишину и экс-главе Госказначейства Татьяне Слюз - удалось покинуть территорию Украины до того как до них добрались следователи Генпрокуратуры. Но остальные – бывшие министр внутренних дел Юрий Луценко, и.о. министра обороны Валерий Иващенко, первый замглавы НАК «Нафтогаз» Игорь Диденко, первый заместитель министра юстиции Евгений Корнийчук, глава Таможенной службы Анатолий Макаренко и т.д. – познали все «прелести» Лукьяновского СИЗО. А особо несговорчивые после этого были отправлены в тюрьму. Как показали дальнейшие события, жестокое давление на этих чиновников являлось прелюдией самого резонансного судебного процесса за всю историю Украины.
Шаг №4. Собственно заключение Юлии Тимошенко в 2011 году в полной мере дало возможность ощутить переход страны в новый авторитарный период своей истории. Показательно, что, несмотря на то, что «кирееевский» судебный процесс над Юлией Тимошенко вызвал критическую реакцию в Европе, власть и не подумала отыграть ситуацию.
Шаг №5. Все эти действия со стороны власти вряд ли были бы возможны без наличия ручной судебной системы. Стоит отметить, что в этой сфере власти пришлось столкнуться с некоторыми трудностями. В частности, главой Верховного Суда являлся соратник Юлии Тимошенко Василий Онопенко. Для того чтобы лишить оппозицию последнего рычага влияния, в июле 2010 года была введена система спецсудов, а ВСУ лишили львиной доли своих полномочий. Изменилась и система назначения судей. Поток служителей Фемиды пошел через подконтрольный Банковой Высший Совет юстиции, а также Высшую квалификационную комиссию судей.
Шаг №6. Во многом нынешняя система власти оформилась на местных выборах осенью 2010 года. После них в абсолютном большинстве регионов произошло сращивание местной власти и Партии регионов. Под эти выборы была введена удобная для власти смешанная избирательная система, которая позволила пройти в советы различных уровней последователей «избирательных учений» экс-мэра Киева Леонида Черновецкого. После чего практически во всех регионах страны большинство в облсоветах формировалось с участием партии власти.
Тогда же власть показала: в случае необходимости она готова в нужных регионах и вовсе изгнать оппозицию. Так, к примеру, произошло на выборах Киевского и Львовского облсоветов, когда из-за рейдерских захватов областных ячеек ВО «Батькивщина» даже не была представлена в избирательной гонке.
Шаг №7. Еще одним действием, направленным на сохранение власти, стало изменение закона «О выборах народных депутатов» и возврат к смешанной избирательной системе под парламентские выборы-2012. По сути, этими изменениями власть вновь пошла на сознательное искажение результатов волеизъявления украинских граждан. В случае сохранения пропорциональной системы Партия регионов вместе с Компартией получили бы приблизительно 200 мандатов, а большинство было бы у оппозиции.
Шаг №8. У нынешней власти также стала популярной технология заморозки невыгодных для себя выборов. Первый раз данная схема была использована в 2011 году, когда Черновицкий горсовет снял Николая Федорука с должности мэра города и стал управлять Черновцами в ручном режиме. Похожая история произошла в столице, где в прошлом году Леонид Черновецкий досрочно подал в отставку, тем самым «подвесив» дату выборов мэра. Более трех месяцев не могут определиться с выборами мэра Херсона после избрания народным депутатом городского главу города Владимира Сальдо. Не проводит власть перевыборы и по пяти спорным округам, поскольку тем самым, по сути, отдаст мандаты оппозиционным кандидатам.
Шаг №9. Стало привычным постоянное давление на бизнес. В течение трех лет большинство украинских бизнесменов прочувствовали тяжелую длань нынешней власти. За время президентства Виктора Януковича контролирующие органы успели устроить серьезные проверки практически всем олигархам. В 2011 году «маски-шоу» были на предприятиях Константина Жеваго. В прошлом году говорили о проблемах у Рината Ахметова. Нынешняя ситуация вокруг Игоря Коломойского также свидетельствует о том, что такие жесткие действия по отношению к бизнесу – это политика нынешней власти.
На этом фоне сложно не заметить, как бизнес, имеющий отношение к семье президента, активно набирает вес. Вспомнить хотя бы об активах «Мако-холдинга», стоимость которых официально перевалила за миллиард гривен, а неофициально оценивается на порядок дороже.
Шаг №10. Последний шаг власти, а именно лишение депутатского мандата Сергея Власенко, следует рассматривать с точки зрения продолжения движения Украины в сторону авторитаризма. Также это – попытка психологически сломить депутатов, которые теперь не смогут прятаться за мандатом, как за каменной стеной.
Тем не менее, завязавшаяся игра с лишением депутатских полномочий пока что заводит ситуацию в ВР в тупик. Оппозиции отступать уже особо некуда. Тут либо разблокировать парламент и позволить провластному большинству голосовать законопроекты пачками, либо же все-таки продолжать блокировать трибуну. Очевидно, выбран второй вариант. У оппозиции есть свой резон: а вдруг все-таки Виктор Янукович решит провести перезагрузку хронически больного парламента? Тем более что уверенность нынешней власти в своих силах, а также очевидной слабости оппозиции может сыграть с ней плохую шутку…
По материалам «
Комментарии»