14 февраля в 4:00 утра в районе станции столичного метро «Дарница» молодчики в спортивных костюмах, вооруженные баллончиками со слезоточивым газом, избили внештатного корреспондента газеты «Факты» Глеба Кантера.
По его показаниям: «Били и кричали при этом, что я «майданутый жид» ... после чего снова навалились на меня и стали избивать ногами по почкам, кулаками по груди, спине, лицу. Затем чем-то брызнули мне в лицо, и я «ослеп». Пока одни бандиты били меня, другие продолжали шарить по карманам».
Так выглядят будни Украины 2014 года. Майдан - это революция или народное восстание? Это только в будущем определят историки. Участниками этих событий являются все - и те, кто за баррикадами, и те, кто перед телевизорами, и те, кто воюет клавиатурой в Фейсбуке.
Люди действия видят все события последних трех месяцев как антикриминальные восстания. И лозунг «банду прочь» указывает не на криминальный мир. Даже те, кто не поддерживает Майдан, понимают, что это требование касается коррумпированной вертикали власти и ее силового блока.
Поэтическая прошлогодняя аллегория - «вся Украина – Врадиевка» оказалась реальностью. Попытки перевести противостояние между пассионарной частью народа против силовых отрядов Януковича в плоскость «гражданского конфликта» только усиливаются. Вся эта информационная война, при поддержке канонады кремлевских телеканалов, продуцирует вымышленную картину противостояния по линии «Запад- Восток», разбивается о ежедневную практику власти и хронику уличного насилия.
Введение массового индивидуального террора, легализация отрядов уличных уголовников, когда гопота открыто нападает на людей при поддержке милиции, лишь подтверждает сращение врадиевской по сути милиции с люмпен-бандитизмом.
И вот здесь интересным будет наш общий болезненный «опыт будущего», чем бы ни завершилось это народное восстание. Что будет с тысячами этих «титушек», которые где-то уже «оформлены» как «народные дружины», а где-то просто работают уличными бандами под оперативной поддержкой МВД? Последние недели они «почувствовали драйв», их нападения стали массовыми и жестокими. Запах крови и безнаказанности «сносит крышу» уличной гопоте.
Но... Еще в двадцатых годах Советской власти, когда те уголовники, которые пошли на службу к большевикам, были впоследствии расстреляны, возникли все известные воровские принципы, согласно которым воры в законе не должны были ни в коем случае сотрудничать с властью, служить в армии, состоять в партиях, брать в руки оружие... Те, кто шли на сотрудничество с «красными» считались «сучеными». После Второй Мировой во времена ГУЛАГа продолжалась даже невидимая война и всех, кто сотрудничал с Советами, ликвидировали в одиночку.
В эти дни «разгула» украинской Фемиды, «беркутов» и гопников, «политические» с Майдана в камерах СИЗО подтверждают, что принципы «законников» сохраняют силу. «Блатные в законе» дали команду «политическим» помогать: теплые вещи, сигареты и чай. А вот по гопникам-титушкам вырисовывается невеселая перспектива, ведь эти самые «титушки» и являются теми новыми «сучеными», которых после массового использования милицией и властью на местах, начнут ликвидировать как «бешеных псов».
Вся эта гопота, которая почувствовала вкус грабежа и безнаказанности, после силовой фазы противостояния попадет между двух реальных фронтов. Между молотом МВД и наковальней «блатного мира». Новая война и зачистка «титушек» - вопрос одной негласной команды «воров в законе». И хотя последние десятилетия часть правил «блатного мира» сами «законники» уже не практикуют, но по «сученым», как видим все остается в силе. И так будет независимо от дальнейшего сценария событий - победы народа или полицейской хунты.
Но после падения режима возникает еще большая проблема, чем организованная люмпен - гопота. Сама же милиция, а особенно ее спецподразделения, попадут под серьезную люстрацию. Здесь уже ни переаттестация (которую всегда вели сами милиционеры) не поможет. «Захарченко» попытается сбежать, среднее офицерское звено и сами садисты-«беркутовцы» сядут. Проблема с огромной армией (сотни тысяч?) безработных возникнет сразу. Куда пойдут эти люди, которые никогда не умели создавать никаких материальных благ, кроме «отжима и крышевания» и обычного «рэкета в погонах»?
Система МВД в течение двух десятилетий деградировала, а в последние годы окончательно вытеснила последних некоррумпированных профессионалов именно через «переаттестации». Две функции МВД: силовую защиту власти и четкие налаженные потоки миллионных взяток по вертикали и горизонтали - из регионов в центр. И ни одного «секрета Полишинеля», что именно сельский люмпен-пролетариат, который ни работать не хотел на земле, ни образования не получил, стал основным потоком рекрутов в милицию.
Тук куда же денутся эти «трутни без погон»? Небольшой процент пристроится в охранные службы, а вот остальные - точно в уличную преступность. И это уже будут не стаи «гопоты в Адидас», а реальные эскадроны «отморозков» со знанием огнестрельного оружия и школой пыток из личного жизненного опыта. И конечно же слепой жаждой мести всем и всего. Поэтому грузинский опыт реально придется применять. Ликвидация ГАИ, как первичного источника коррупции. Замена 85% личного состава МВД в украинских реалиях может вырасти и до 99 процентов, но главное - коренное изменение принципов отбора, обучения и подготовки.
В Грузии в полицию существует высокий конкурс среди тех, кто уже имеет высшее образование. У нас необходимо реальное сокращение численности с соответствующим увеличением зарплаты будущим правоохранителям. Это - базис скорейшей реформы.
И наверняка из отрядов Самоооброны, которые уже есть и продолжают самоорганизовываться по всей стране, придется реально творить муниципальную полицию, которая вынуждена будет предотвращать уличную войну бывших «ментов» и их гопников-хунвейбинов «в красивых тренировочных штанах».
Возможно, некоторые вещи лучше даже скопировать из постсовковой Чехии начала девяностых. Их бархатная революция началась именно после силового разгона милицией мирной студенческой демонстрации. После были ликвидированы внутренние войска, войска быстрого реагирования, пограничная охрана. Вместо них был создан общий Федеральный корпус полиции. Чехи сформировали муниципальную полицию, которую подчинили мэрам городов. Провели массовые люстрации, в ходе которых должности лишились 20% сотрудников МВД. Их сменили молодые специалисты, прошедшие обучение в полицейских школах за рубежом. И хотя все это будто и не время, но опасность лучше предупредить, чем потом созерцать, как улицы наших городов превратятся в съемочную площадку для Мартина Скорсезе с его жестокими «Бандами Нью-Йорка». Или на повторение кровавых девяностых, которые так близки и привычны для нынешних «кривоохранителей».
Роман Чайка