В том, как ведет себя сегодня Россия по отношению к Украине и всему остальному миру, многие на Западе видят возрождение Советского Союза и реализацию имперских амбиций Путина; реакцию на февральское поражение в борьбе за Украину и на свержение в ней президента Януковича; отместку за Косово, а то и начало «холодной», и даже Третьей Мировой войны. Все сценарии возможны, но какой из них реализуется, а какой еще предстоит реализовать, покажет будущее.
Мне видится, что к амбициям российского лидера, к различным его комплексам и фобиям его окружения необходимо добавить самую главную составляющую, из-за которой происходит то, что весь мир наблюдает уже с конца февраля этого года. Имя ей – экономика. Как в любом преступлении, уверены французы, следует искать женщину, так и в каждом знаковом действии руководителя крупной страны надо искать главное слагаемое – финансы. Все остальное, на проверку новейшей историей, оказывается лирикой, пусть нередко и с нечеловеческой интонацией.
Я хочу сказать, что после возвращения во власть, у Путина не оказалось другого выхода. Вернее, выход есть, но чтобы им воспользоваться, нужен хозяйственник иного плана, иных взглядов, навыков и воспитания, но не Путин. Экономика страны не выдержала громогласно заявленных государственных проектов (кстати, от них втихаря отказались после потери миллиардов долларов); занимательных идей, вроде Сколково (на которое потрачены сотни миллионов, но что-то в последнее время о Сколково тоже не слышно); выброшенных на ветер десятков миллионов, к примеру, на многополосный мост к малообитаемому дальневосточному острову Русский, или миллиардов на державный проект – Олимпиаду в Сочи. Плюс, естественно, неповоротливая «вертикаль власти» и глобальная коррупция, от социальной и бизнес сфер до военно-промышленного комплекса (дело бывш. Министра обороны Сердюкова, что понятно, лишь вершина айсберга).
Как в пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке», сюжет впечатляюще развивался и подошел к раздолбанному корыту. С 2013 года экономическая ситуация в России становилась все хуже и хуже. Девальвация, рост безработицы, банковский кризис, секвестр региональных бюджетов, инфляция – все эти актуальные вопросы надо решать сегодня и немедля, но «... в последние 5 лет из страны ежегодно утекало $55 млрд, положительное сальдо текущего счета в 2013-м резко сократилось, и, чтобы поддерживать хоть какую-то экономическую динамику, Кремлю, по сути, доступен единственный ресурс – тратить резервы». (http://m.forbes.ru/article.php?id=248967)
За 14 лет путинского правления ни одна российская экономическая стратегия не смогла доказать своей состоятельности. Но ведь дальше – полный мрак, поскольку Россия так и осталась сидеть на углеводородной игле, то есть продолжает существовать в варианте «банановой республики». А это значит, что ее благосостояние зависит от рыночной цены на бананы-нефть-газ, и в случае падения стоимости, республике неминуемо грозит дефолт и экономический коллапс.
Сидеть и ждать, когда возмущенные пенсионеры и домохозяйки выйдут, как в Бразилии, на улицы с требованием прекратить амбициозные госпроекты – в спорте (кстати, на носу – чемпионат мира-2018), в науке и технике, в химии и жизни; дождаться, когда рабочий вместе с колхозницей начнут устраивать по провинциям голодные бунты; встретиться в столице лицом к лицу с еще одной Болотной, или, не приведи господи, с вариантом украинского Майдана? Так ведь тогда спросят с него, с руководителя, мол, как же так, что по прошествии 14-16-18 лет мы, великая держава, вернулись к отсутствию туалетной бумаги, нищенским пенсиям, дорогим лекарствам и наличию массового дефицита?
И в памяти национального лидера возникнет хрестоматийная пушкинская фраза о русском бунте, а перед глазами – перспективы собственной судьбы по всему безрадостному спектру: от Каддафи с Мубараком до, не к столу будь сказано, Януковича.
В этой ситуации, остается только одно: перевести рельсы, акценты, внимание. Придумывать ничего не нужно, поскольку все уже давно придумано и отработано в прошлом до мелочей. Наличие злокозненного и агрессивного внешнего врага решает огромный ряд вопросов.
Все годы путинского правления этого врага пестовали, как садовник – милую сердцу орхидею. Зловредные пиндосы уже подступили со своим ПРО к нашим границам, и жить своими НКО не дают, и развиваться в ВТО в полный рост, и дышать нормально при ОРЗ. Известная схема и вполне понятная народу. Когда мало что годами внутри страны получается, надо только найти повод, чтобы окончательно и бесповоротно обвинить в этом внешние силы. После чего, да, нам придется туго, но мы затянем пояса и победим. Затянем не потому, что экономика пришла в полный упадок и обнищание – это закономерное следствие бездарного правления, а потому что, к примеру, Запад начал давить на нас санкциями. Мы уже почти вплотную подошли ко всеобщему благосостоянию и благоденствию, но тут санкции – и все начинай сначала.
Надо сказать, что к февралю 2014-го все сошлось: в Украине началось смутное время, власть сама не знала, что делает, так что под шумок можно и отхватить (восстановление СССР), и наказать (отместка за Косово и февральский Майдан), и так рассориться с Западом, чтобы и пояса потуже затянуть, и гайки внутри страны заодно прикрутить всей так называемой «элите». Тем более, что накопилось немало обид и по отношению к внешнему бессовестному Западу, и по отношению к слишком совестливой местной интеллигенции. Все сложилось, как в трудном, но при усердии и настойчивости, разрешимом «пазле».
Поймите: иначе Путину просто не выжить. Год-другой неминуемого краха экономики, с откровениями и пояснениями по этому поводу экономистов, различных обозревателей и «голосов» из-за рубежа – и: «Которые тут временные? Слазь! Кончилось ваше время.» Для президента России это вопрос жизни или смерти. Если не прикрыть информационные потоки, заклеив рты «лентой» и затопив «дождем», если не объявить о «пятой колонне» и «национал предателях» в среде различных «элит», не принять жандармские законы и вдрызг не рассориться с Западом (вдобавок, не закрыть границы, интернет, оффшоры и прочее), то ведь можно и головы лишиться. И какая к черту тогда разница, Крым, Малороссия, Приднестровье, Северный Казахстан, Грузия... Быть бы живу!
Понятно, что Третьей Мировой не будет, поскольку никто в России, США, Европе воевать не хочет, тем более, воевать ядерным державам равносильно самоубийству. Здесь срабатывает механизм «ядерного сдерживания», хотя взамен приходят экономические санкции, что и нужно было, как в элементарной задачке для второго класса, доказать. Санкции не только оправдают многолетние провалы российских экономических программ, но и поднимут, хотя куда уж выше, национально-патриотический настрой народа.
Все сложилось, как пальцы в твердый кулак: подъем патриотизма в свете сочинской Олимпиады, возвращение исконно русского, исторически дорогого Крыма в родные пенаты, мышиная возня Запада и его попытка ущемить национальную гордость. И не надо нести ответ за загубленные четырнадцать прошедших лет, и – «весь мир рукоплещет русскому балету».
Проще некуда: в мирное время ВВП до 2024 года может и не усидеть. А уж если начнется «бессмысленный и беспощадный», то из-под земли достанут, к ответу призовут и по полной программе спросят. В который уже раз в российской истории, экономика тесно сплелась с идеологией, с православием, самодержавием, народностью. И, пожалуй, никогда еще так от этого не зависела судьба и, элементарно, жизнь самого самодержца.
Мало того, чем шире будет разрыв между западными и российскими ценностями, чем больше и тяжелее будут санкции с одной стороны – и чем наглее и безобразней будет вести себя сторона противоположная, тем гарантированней долгий срок правления Владимира Владимировича Путина, патриота и отца родного. Конечно при условии, если его свои же и не уберут.
Так что, не только Крымом не закончится. Все только с Крыма начинается.
Какая-то очень холодная в этом году весна? Бывалые люди говорят, холодная война похолоднее будет.
Геннадий Кацов