Недавно было опубликовано видео о ночных визитерах Администрации Президента Украины. Как оказалось, ночью здание на Банковой — весьма людное место, куда не закрыт вход и для самых одиозных политиков и бизнесменов. Под покровом темноты «решающих вопросы» с лидером нации и его окружением.
В объектив телекамеры попал и скандальный одесский бизнесмен Борис Кауфман, совладелец АКБ «Финбанк», чья фамилия связана с рядом громких коррупционных скандалов:
Борис Кауфман вместе в партнерами Александром Мамонтенко и Александром Грановским — единая бизнес-команда, стержнем многопрофильного бизнеса которой является «карманный» АКБ «Финбанк». Вся троица — «герои» перманентных скандалов и с использованием заемных либо бюджетных средств; скандалов, которые в цивилизованной стране давно бы закончились судебными приговорами.
Но не в Одессе и не в Украине.
Наиболее громкий скандал — о покупке владельцами АКБ «Финбанк» за бесценок в 2011 году Одесского аэропорта, что так и не вылилось в уголовное дело.
Сам факт посещения Борисом Кауфманом президентской канцелярии — это скандал, как если бы гангстер Мейер Лански был бы принят Белым Домом. Тем не менее, никаких внятных объяснений этого визита со стороны официальных лиц не последовало.
Что странно, учитывая особые, партнерские отношения между АП Петра Порошенко и Белым Домом — ведь собственники АКБ «Финбанка» прямо замешаны в скандале с исчезновением средств известной американской инвесткомпании Morgan Stanley. К тому же Борис Кауфман, Александр Мамонтенко и Александр Грановский — партнеры «семьи» Януковичей, к которым у правоохранительных органов США, похоже, вопросов больше, чем у их украинских коллег.
В октябре 2011 года Алан Кац и Питер Робинсон на страницах информационного агентства Bloombergопубликовали историю краха аграрного проекта крупнейшей американской инвестиционной компании Morgan Stanley в Украине. Компания через дочернюю фирму в Украине владела огромными участками земли под Николаевом, применяя там новейшие аграрные технологии, которые позволяли собирать более 50 центнеров пшеницы с гектара.
Однако у американских банкиров начались хронические проблемы с воровством и «наездами» проверяющих инстанций. А потом и конфликт с партнером, «общипавшим» инвестора из США до нитки. В итоге, компания свернула свои инвестиционные проекты в сельском хозяйстве Украины.
Партнером этим был Александр Борисович Мамонтенко, член Наблюдательного совета АКБ «Финбанк» (Одесса), когда его основными владельцами были одесские бизнесмены с плохой репутацией Грановский и Кауфман.
Джастин Брух из Айовы слегка удивился, когда банк Morgan Stanley (MS) обратился к нему в конце 2007 года, чтобы предложить ему необычный проект.
Нью-Йоркский банк собирался инвестировать в 11 фермерских угодий в степях Украины. Рыжий Джастин Брух с мясистыми руками, которыми он всю свою жизнь обрабатывал землю, был выбран для управления одним из них.
Брух решил ознакомится с будущей страной пребывания и выяснил, что бывшая советская республика обладает 30 процентами мирового чернозема, и что там земля столь плодородна, что Гитлер вывозил ее в Германию во время Второй мировой войны. Пшеница, кукуруза, рапс и подсолнечник — все прекрасно родит на этой земле.
«Это как прерии, что были освоены на Среднем Западе 100 лет назад», — говорит 34-летний фермер, который выращивал на 2500 акрах (1012 га) кукурузу и сою на ферме своей семьи. «Почву и потенциал для выращивания различных культур Украина имеет самые лучшие в мире.»
В то время Morgan Stanley уделял много внимания инвестициям. Тогда во второй по стоимости ценных бумаг в США — после Goldman Sachs Group Inc (GS) — фирме главный исполнительный директор Джон Мэк заставлял менеджеров идти на инвестиции с большими рисками.
В тот год Morgan Stanley купил запущенную ферму в Николаевской области под Одессой у Черного моря.
Фирма Golden Fields
Агрокомпания Enselco ООО, финансируемая Morgan Stanley, владевшей украинскими фермами, купила тракторы John Deere для обработки полей. Но вдруг — в течение нескольких месяцев — бизнес начал разваливаться. Местные жители украли удобрения и инсектициды; Брух говорит, что он подозревал, что они крадут также и пшеницу.
Он замучился бороться с налоговой, иммиграционной службой, пожарниками и участковыми инспекторами милиции, которые постоянно что-то вымогали.
Он покинул ферму под названием Golden Fields в июне 2009 года и ушел управлять другой украинской фермой, принадлежащей другому иностранному инвестору.
Как заявил фермер в беседе с корреспондентом Блумберга, он за год исключительно напряженной работы так измучился, преодолевая какие-то дикие бюрократические и откровенно коррупционные схемы, что больше с такими людьми связываться не желает.
Morgan Stanley был вынужден отказаться от инвестиций в сельское хозяйство в Украине в июле 2009 года, сделав это в середине поры уборки урожая. Эту долю выкупил местный партнер банка — Александр Мамонтенко, а затем продал Enselco (ООО «Энселко» — А.) — инвестиционной компании острова Джерси — оффшору на Нормандских островах, и люди, знакомые с ситуацией, утверждали, что бизнес был продан, якобы, с убытком.
По словам Игоря Боброва, который был нанят в 2008 году в качестве главного финансового директора Enselco и позже стал его генеральным директором, Morgan Stanley дал около $30 млн в ООО «Энселко» в качестве кредитов, Хью Фрейзер, лондонский представитель Morgan Stanley, говорит банковские чиновники отказались комментировать эту историю.
Как это было
Михаил Черный, который работал в московском офисе банка, предложил (головному офису — А.) инвестировать в Украину, и познакомил с двумя людьми, знакомыми с созданием Enselco.
«Мамонтенко, был членом наблюдательного совета АКБ „Финбанк“ в Одессе, — говорит М. Черный, — он предложил сотрудничество». Компания была зарегистрирована в Киеве 11 января 2007 года, на фоне двухлетнего всплеска цен на продукты питания, пик которого пришелся на середину 2008 года. Черный Михаил Давидович, ныне заместитель генерального директора ОАО «Башкирэнерго» по стратегии и энергорынкам, отказался от других комментариев.
Мамонтенко (Aleksandr Mamontenko) вел поиск подходящей недвижимости для Enselco, в которой он был генеральным директором. После распада Советского Союза в 1991 году, большинство земель Украины было роздано гражданам на участки, средняя площадь которых составляет 3 га и которые не могут быть проданы или использованы в качестве залога.
Enselco приобрела 11 действующих фермерских хозяйств, которые арендовали земли у тысяч крестьян в Николаевской области — это там, где менеджером был уже упомянутый Брух, и в Хмельницкой области Западной Украины. Хозяйства выращивают пшеницу, рапс и другие зерновые и масличные культуры.
В Украине Брух был поражен отсталостью хозяйств, где на некоторых участках женщины по-прежнему сеяли семена вручную, слудуя за впряженым в плуг конем.
Фермер также жаловался на бесконечную волокиту, особенно с поставками оборудования и техники в Украину. Большинство стран требует один лист бумаги для импорта — говорит Джозеф Гуч, продавец сельхозтехники из штата Индиана, США. Он загрузил пять контейнеров для Morgan Stanley в Украину в 2008 году.
Были куплены 500-сильный трактор John Deere 9620, 300-сильный самоходный опрыскиватель John Deere 8430, и две системы расфасовки зерна. Он говорит, что в Украине импортеру нужен «сертификат качества», «сертификат происхождения», упаковочный лист и «проформа» — счет-фактура.
На самой ферме Брух столкнулся с массовым воровством всего — от удобрений до запчастей.
«Это шокирует, люди будут воровать у вас все, — говорит он. — Химические вещества не идут в распылитель, они идут в багажник чьей то „Лады“ и продаются соседу просто на дороге.»
Брух говорит, что инсектициды воровали так, что порой не хватало на опрыскивание значительных территорий. После сбора урожая 2008 года, по его подсчетам, были украдены целые грузовики с пшеницей.
«Тем не менее, доходность была. Некоторые поля пшеницы дали 5,2 тонны с гектара, а некоторые рапса в 3 тонны с гектара, что выше, чем в среднем по Украине. Более серьезным был конфликт банка со своим партнером», — говорит Брух.
«У меня в голове не укладывалось даже, что могут быть такие проблемы», — говорит Брух, отказавшись быть более конкретным.
К 2008 году Morgan Stanley вступили в конфликт с Александром Мамонтенко, согласно информации от двух человек, знакомых с ситуацией. Enselco принадлежал Venusaur Holdings Ltd, кипрской фирме, единственным акционером которой был А. Мамонтенко — согласно документам Департамента Регистратора компаний в Никосии. Venusaur пообещал (выступил поручителем — А.) , как свидетельствуют документы,100 процентов капитала в Enselco в качестве залога для Morgan Stanley.
По мнению источников, банк подверг сомнению решения А. Мамонтенко. Enselco купила химические вещества у посреднических компаний, которые брали «откаты» и продавала выращенные культуры (урожай) посредникам по ценам ниже рыночных.
Мамонтенко говорит, что не был связан с посредниками и якобы согласовывал цены с чиновниками Morgan Stanley. Он утверждает, что был в хороших отношениях с банком.
Склонившись над столом из темного дерева в своем кабинете в «Финбанке» в Одессе, он сказал корреспонденту Блумберга, что паника на рынках сентября 2008-го и крах компании «Леман» 2008 года привели к тому, что с американским банком пришлось распрощаться.
«Самая большая проблема была — финансовый кризис, — говорит Мамонтенко; его расстегнутая белая рубашка открывает загорелую грудь с толстой цепью и золотым крестом. — Это он все испортил. Если бы не кризис — мы бы сейчас развернулись на 200 тысячах гектаров».
Украинские фермы распались в июле 2009 года, когда Enselco была продана JadenFinch ООО — это фирма, которая инвестирует от имени нефтетрейдера Роберта Финча и его семьи. Kernel Holding SA, крупнейший производитель подсолнечного масла в Украине, согласились 9 сентября с опционом на покупку Enselco за $ 52,3 млн.
Брух остался в своей фермерской стихии, только сейчас он рассекает на красной «Ниве» и выращивает пшеницу и рапс, работая на шведскую компанию Alpcot. «Я просто хочу поднять урожаи до максимально лучшего значения, — говорит Брух. — Теперь я просто сосредоточился на выращивании культур.»
Банкиры в Morgan Stanley извлекли для себя печальный опыт и поняли, что может быть при рисковом инвестировании в Украине.
***
Такова вкратце суть нашумевшей в свое время на Западе публикации Блумберга.
P.S. Небезинтересной является и еще одна деталь. Как стало известно изданию, один из учредителей АКБ «Финбанк» Александр Грановский идет на выборы по списку блока Петра Порошенко — 58 номером. На лицо желание спрятаться от уголовной ответственности за депутатской неприкосновенностью. Ведь на совести бизнесменов «Финбанка» не один грешок. Например, покупка за бесценок в 2011 году Одесского аэропорта, которое пока так и не вылилось в уголовное дело. Удивляет и неразборчивость нынешнего президента, поскольку отныне злодеяния этих бизнесменов будут прикрываться Вашим именем, Петр Алексеевич.