Искусственно (но не слишком искусно) слепленный Кремлём мега-миф о «народе Донбасса» с самого начала имел в себе ряд непримиримых противоречий. Которые проявлялись всё время с начала авантюры с попыткой легализовать территории, оказавшиеся под властью бандформирований «ДНР» и «ЛНР».
Но пока роль «жёсткого каркаса» для крайне разнородных вооруженных бандформирований в Донбассе выполняли российские военные, оказывающие массированную поддержку боевикам, и шли активные боевые действия с украинскими войсками, эти противоречия были лишь фоновым режимом существования этих образований.
Ситуация кардинально изменилась в связи с окончанием активных боевых действий и уменьшением уровня поддержки боевиков Россией. На первый план вышли смягченные до поры до времени Москвой «линии разрыва».
Прежде всего, стоит вспомнить о глубочайшем многолетнем конфликте между «донецкими» и «луганскими», который никогда не уходил далеко из жизни и сознания разных групп элит двух регионов. Он сейчас получил новые стимулы для обострения: внешний враг (в виде украинских войск) прекратил активные попытки стереть с лица земли и ДНР, и ЛНР.
Второе: нужно назвать своими именами тех, кто сейчас с оружием в руках терроризирует Донбасс. Это бандформирования с большим количеством оружия в руках и опытом ведения боевых действий. Кроме того, никуда не ушли привычка воевать с врагом, аппетиты грабить и мародерствовать и выяснять отношения с использованием оружия. К сожалению, на Донбассе как чрезвычайно криминогенном регионе в 90-ых годах такой способ существования ОПГ никуда не уходил, лишь на время отходил в тень. А сейчас вновь актуализировался.
Третье: из-за того, что российские «кормильцы» резко снизили объемы помощи боевикам, последние «обиделись на чужаков». И выясняют отношения и с ними тем же способом – с применением оружия.
И, наконец, еще один важный фактор: Россия заинтересована в создании на территории, контролируемой боевиками «ДНР» и «ЛНР» некоего плацдарма для проведения диверсионно-разведовательных операций и на территории собственно Донбасса, и на территории остальной Украины.
К сожалению, вооруженное противостояние между разными группировками может продолжаться еще достаточно долго: регион перенасыщен оружием, на подконтрольных боевикам территориях сформировано некое бандитское «Гуляй-поле» без законов и идеи (в отличие от Гуляй-поля анархиста Нестора Махно). Процесс будет затухать при условии того, что украинской стороне удастся прекратить бесконтрольный трафик оружия из РФ в регион, граница с РФ - вернется под контроль украинской власти. А наши спецслужбы смогут успешно локализовать диверсионную активность групп боевиков в пределах территорий, остающихся пока под властью «ДНР»-«ЛНР».
Андрей Миселюк, директор Института социально-политического проектирования «
Диалог»