Покупать уголь у сепаратистов или России — это оплачивать патроны, которыми убивают нас. А если этот уголь закупать посредством Сергея Курченко и других менеджеров Януковича, разве это не плевок в сторону Майдана? Мы же против этих персонажей там стояли...
И самое страшное, что к этому Украина идет, ее ведут, потому что нынешний скандал с закупкой угля в Южно-Африканской республике (с громкими обвинениями и посадками) выглядит как «зачистка» поля под эту схему.
Интерес России в этом понятен — почему бы не повесить на нашу страну бремя финансирования сепаратистов путем сбыта нам добытого на оккупированных территориях угля. Однако такую схему лоббирует не только Россия, но и лица из украинской власти.
Как такое может быть? К сожалению, государственной логики в этом нет и быть не может. Тогда — Минские договоренности? Или мизерные 5-6 долларов «отката» с тонны угля? И как же мораль, Майдан, война, государственные интересы?
Знаете, во времена Януковича нынешний руководитель Администрации Президента Борис Ложкин продал свой медиа-холдинг Сергею Курченко. Объяснения были просты: это только бизнес, Курченко предложил хорошую цену. Однако в те времена, когда Янукович сконцентрировал все СМИ в своих руках, чтобы манипулировать общественным мнением, зомбировать народ, это была не обычная бизнес-сделка, это также была продажа патронов Януковичу.
И если моральных шлюзов не было тогда, вряд ли они появились сейчас...
Ложкина я вспомнила не просто так, к нему я еще вернусь, но сначала кратко обозначу нынешнюю ситуацию. Сегодня в Украине есть две государственных тепло-электростанции (Змиевская и Трипольская) ПАО «Центрэнерго». Эти ТЭС в Украине проектировались под донбасский антрацит, который сейчас оказался на оккупированных территориях.
Уголь с нужными показателями больше всего добывается в России, а также в Южно-Африканской республике (польский уголь нам не подходит).
С Россией до конца 2014 года у нас было подписано соглашение со вполне приемлемым балансом качества-цены: 80 долларов США на границе при калорийности 6000 ккал/кг. Однако летом этого года премьер Арсений Яценюк дал задание диверсифицировать поставки угля, понимая, как опасно оказаться зависимыми от России в холодное время года.
Минтопэнерго задачу выполнило: «Укринтерэнерго» подписало договоры на поставку угля из Южно-Африканской Республики. Был подписан договор по цене 86 долларов в порту Украины при базовой калорийности 5500 ккалкг.
Цена, калорийность, перегрузки с кораблей — это были минусы угля из ЮАР по сравнению с углем из России, но в условиях войны это была безальтернативная необходимость и небольшие потери. Первая партия угля (80 000 тонн), поступившая из ЮАР, вообще была плохого качества — уголь отсырел, его калорийность упала до 4800 ккал/кг. Следующие корабли уже привозили уголь, калорийность которого соответствовала договору — 5500.
Поэтому сначала наши ТЭЦ смешивали южноафриканский уголь с российским: 30% на 70%. Затем перешли на 50% на 50%, в конце концов — 70% на 30%. Проблем не возникало: стало окончательно ясно, что в зимний период Украина — независима от поставок угля из России.
Однако зима принесла свои сюрпризы. По жалобе президента Петра Порошенко генпрокуратурой было возбуждено уголовное дело по закупке «Укринтерэнерго» угля из ЮАР, который вроде бы не подходит нашим ТЭЦ. (Хотя три корабля угля из ЮАР уже были эффективно сожжены). После возбуждения дела поставки угля из ЮАР на ТЭЦ прекратились.
В результате: один корабль с этим углем до сих пор болтается в Черном море, из-за уголовного дела «Укринтерэнерго» не может его забрать. В ЮАР — скандал, с Украиной там больше не будут рисковать иметь дело.
Зато выиграл хитрый Ахметов, купил уголь ЮАР с четвертого корабля. ДТЭК этот «непригодный» уголь вполне подошел. Тем более, что компании-импортеру было некуда деваться, и Ахметов максимально сбил себе цену. Теперь он «маринует» пятый корабль, выжимая еще большую скидку.
Как после такого и кто будет поставлять уголь Украине?
При этом на Трипольской и Змиевской ТЭЦ запасы угля упали до критического. Как следствие, даже центр Киева на прошлой неделе часами сидел при свечах. Потому что Россия блокировала на границе 400 вагонов с российским углем для Украины. А как могло быть иначе? У нас, напомню, с Россией война. И когда она может создать для Украины проблемы, она их создает.
А когда она монополист в чем-либо, например — в поставках угля, эти проблемы ей создавать очень просто. Будьте уверены: за каждый вагон нам теперь поставили целый ряд условий в энергетической и геополитической сфере. Лично я уверена: одно из условий — транзит электроэнергии в Крым, второе — покупать уголь у сепаратистов. РФ хочет, чтобы мы платили за патроны, которыми нас будут убивать.
К сожалению, до такой ситуации нас довели заинтересованные лица в нашей власти. Потому что Россия всегда действует «кнутом и пряником». Самое печальное, что «пряник» этот, похоже, мизерных 6 долларов «отката» с тонны для наших коррупционеров. Потому что искусственная ситуация по дискредитации угля из ЮАР началась как раз из-за этих... 6 долларов.
Объясняю, что я имею в виду.
Еще летом этого года вышеупомянутый руководитель Администрации Президента Борис Ложкин стал лоббировать в системе Минтопэнерго бизнес-интересы некоего Сергея Кузяры. Во времена Януковича Кузяра называл себя советником министра энергетики и угольной промышленности.
Официально он был владельцем угольной компании «Продакс», которая во времена Януковича активно побеждала на тендерах. Анализ этих побед свидетельствует, что Кузяра был далеко не самостоятельным игроком, а угольным менеджером Януковича.
Летом 2013 года, когда Ложкин еще не продал «Форбс» Курченко, журнал печатал следующее: «Кузяра — один из топ-менеджеров группы «МАКО» Александра Януковича». Подтверждает это тот факт, что упомянутая компания «Продакс» во времена Януковича завладела шахтой «Шахтерска-Глубокая», в развитие которой в течение многих лет инвестировала компания «Схидвуглемаш», созданная известной ассоциацией сына Януковича «Донбасский расчетно-финансовый центр».
Так вот, вчерашний менеджер Януковича Сергей Кузяра, который теперь представлялся уже от Ложкина, требовал от «Центрэнерго» заключить договоры на покупку российского угля посредством нескольких кипрских оффшорок. Причем он предлагал цену 86 долларов за тонну угля энергоемкости 5300 ккалкг.
Кузяре отказывали под предлогом того, что уже есть договор о поставках российского угля по цене 80 долларов, причем куда лучшего качества, с калорийностью 6000.
Итак, что это было? Кажется, Кузяра, используя свой опыт работы с Януковичем, попытался пропустить поток государственных средств, которые идут на закупку угля, через кипрские фирмы-прокладки, чтобы определенная часть этих средств там и осела. Если судить по первому предложению Кузяры, то, как минимум, 6 долларов с тонны. Поскольку эти схемы строились на «российском угле», «схемщики» не были заинтересованы в угле с ЮАР (ведь коррупционный доход формируется из объема).
К сожалению, Кузяра был не «человек с улицы», его лоббировал лично руководитель Администрации Президента Украины, поэтому выглядит не случайностью, что скандал с Юго-Африканским углем был запущен именно с Банковой.
И очень хочется верить, что к тем «6 долларам» лоббисты Кузяры не имели отношения. Очень хочется верить, что в их головах не рождались жадные помыслы, что работая с углем с оккупированных территорий, можно организовать еще больший «откат». Однако очень трудно верить, потому что теория уже начала трансформироваться в практику.
Ведь теоретически, чтобы схема заработала, нужны люди из одного «Росукрэнерго» в Москве, в ДНР, в украинском Минтопэнерго. Вся эта «география» легко организуется под брендом Курченко. И это, к сожалению, уже не теория.
Курченко сейчас организовывает размещение на ключевых позициях менеджеров из своей обоймы, чтобы запустить импорт угля в Украину.
Обратите внимание — министром углепрома ДНР недавно стал Евгений Файницкий, который во времена Януковича был одним из руководителей группы юристов Курченко.
Об этом, в частности, свидетельствуют документы, найденные в киевском офисе компании «ВЕТЕК». Как руководители юридических отделов корпорации в этих документах указаны — Файницкий вместе с известным адвокатом Курченко Денисом Бугаем.
После победы Майдана именно в гараже Файницкого в Василькове были спрятаны документы из офиса Курченко — в частности, по финансированию Антимайдана. Согласно информации в одном из тех документов, можем убедиться, что в обязанности Фийницкого входило управление номиналами, то есть десятками компаний для сомнительных дел, в которых прокручивали средства в коррупционных схемах. (Например, в деле Бакулина такие номинальные компании Курченко взяли у «Нафтогаза» газ объемом 1 млрд. кубометров, а рассчитаться забыли).
Так вот, Файницкий был юристом-«пастухом» предприятий Курченко, которые обдирали как липку государство. Теперь он курирует угольную сферу у сепаратистов.
От упомянутого в продемонстрированных выше документах Дениса Бугая ниточка ведет в другую сторону, к еще одному ключевому игроку из команды Курченко — Виталию Демьянюку. Это давний партнер Бугая, вместе они работали и в схемах Курченко.
В частности, украденные Курченко средства за границу выводила компания из группы ВЕТЕКО — Vetek Gas Trading and Supply SA. Указанная фирма была зарегистрирована в сентябре 2013 года в Женеве (Швейцария) гр-ном Украины Виталием Демьянюком, который согласно официальной информации из коммерческого реестра Швейцарии является администратором этой компании.
Так вот этого менеджера Курченко СЕЙЧАС собирались назначить заместителем министра топлива и энергетики украинского правительства по квоте Блока Петра Порошенко. Причем с задачей курировать угольное направление.
Так что один «Курченко» там — у сепаратистов, второй здесь, у нас — в правительстве?
(Правда, утечка информации в СМИ, общественное внимание этому помешала, поэтому сейчас рассматривается вопрос назначения Демьянюка советником министра с тем же набором функций: «смотрящего» по закупке угля).
Сейчас на Банковой задействован весь инструментарий давления, чтобы додавить ситуацию. Особенно в поте лица работает Генпрокуратура.
Однако это так цинично, это полностью дискредитирует идею борьбы с коррупцией — когда уголовные дела возбуждаются, чтобы расчистить поле для запуска не только коррупционной, а также антигосударственной схемы покупки угля у сепаратистов.
Кстати, в пятницу директора «Укринтерэнерго» Владимира Зиневича, который подписал контракт о поставках угля из ЮАР, закрыли за решетку. Причем суд ему назначил залог в 360 млн. грн.
Напомню, что арестованный после Майдана экс-руководитель «Нафтогаза» Бакулин, укравший для Фирташа-Бойко-Левочкина-Януковича миллиарды долларов, был отпущен на свободу за 1 млн. грн., а адвокат Курченко Денис Бугай, что согласно документам из гаража Файницкого, занимался «личными вопросами акционера», «спецпроектами по указанию Акционера» — был выпущен из тюрьмы вообще без гривны залога.
Хуже всего, что в этом нашем проявлении свинства, жадности и глупости заинтересована Россия. Там не горят желанием пускать уголь с оккупированного Донбасса на свой рынок, потому что тогда собственный нужно потеснить. А вот заставить Украину финансировать сепаратистов — и целесообразно, и особенно приятно.
И почему тем украинцам, которые выслуживаются перед Кремлем, не стыдно перед теми, кто сидит в окопах? Ведь покупать уголь у сепаратистов — это оплачивать патроны, которыми убивают защитников Украины. Как вообще не стыдно зарабатывать на таком... Это даже не коррупция, это государственная измена.
При любых условиях государство Украина не должно брать уголь у сепаратистов. Даже в качестве платы за газ. На войне уже погибли тысячи наших защитников.
Этот уголь — кровавый.
Татьяна Черновол