Донецкая и Луганская области Украины хотя традиционно и выступали в одной связке в экономике и политике, но никогда не были равными партнерами. Луганск всегда находился в тени шахтерского мегаполиса, а местная глубинка считалась задворками в сравнении с донецкой частью Донбасса.
Такое вассальное положение Луганщины проявлялось в различных сферах жизни. Донецк был витриной региона, чистой, надраенной, блестящей, а Луганск довольствовался ролью его вечного приятеля-неудачника. В Донецке господствовали партийная дисциплина и порядок, в Луганске же — вечный бардак, склоки, интриги и слабая коррупция, которая бросалась в глаза даже не слишком наблюдательным гражданам.
Интересно, что трагические события в этом году совершенно не изменили этой традиции. Если в так называемой ДНР мы можем наблюдать определенную «стабильность», которую обеспечивает тотальный контроль группировки «Оплот», то в оккупированной части Луганщины царит привычный для этого региона хаос.
Область превратилась в арену разборок конкурирующих банд, которые в последнее время воюют не столько с ВСУ, сколько друг с другом. О мирных жителях в этом бардаке никто не вспоминает, поэтому в тылу луганских мятежников еще страшнее разруха и голод, чем у донецких.
Оккупированная часть Луганщины разделена между двумя группировками: людьми Александра Ефремова и российскими «казаками» Николая Козицына. Первые сидят в Луганске и называют себя «ЛНР», вторые входят в так называемую Казачью национальную гвардию и контролируют почти всю оккупированную территорию области, кроме непосредственно столицы.
Группировки вяло враждуют между собой, но главным противником по договоренности пока еще остаются украинские правительственные войска. Впрочем, если на этом фронте все же удастся достичь перемирия, за ним, скорее всего, последует финальная битва между «казаками» и группой Ефремова-Плотницкого.
Информационная война между двумя бандформированиями идет уже давно. Время от времени соперники даже пытались заключить перемирие и объявляли о своих намерениях действовать против Украины совместно, но каждый раз договоренности оказывались недолговечными, и междоусобная борьба быстро возобновлялась.
Влияние группировки Ефремова на Луганщине в последнее время стремительно падает, а могущество «казаков», наоборот, растет. И в этом нет ничего удивительного. Не секрет, что у многих луганчан Ефремов и его команда уже давно вызывают стойкое неприятие, и весенние беспорядки в области были направлены не только против новой власти в Киеве, но и против обнаглевших чиновников-ворюг в самом Луганске. Народ, который поддержал мятеж, был уверен, что создание «Луганской народной республики» полностью обновит власть, устранит старую, прогнившую систему и приведет в кабинеты совершенно новых людей. Но по факту этого так и не произошло.
И уши Ефремова начали вылезать из проекта «ЛНР» довольно быстро.
Сначала лидером «республики» был назначен никому не известный Валерий Болотов, которого очень скоро идентифицировали как ефремовского надзирателя за отвалами. Доказать это было невозможно — впрочем, Болотова вскоре заменили на Игоря Плотницкого, такого же никому не известного госслужащего, который тоже мог сойти за «новое лицо» во власти.
Впрочем, на этом кадровый резерв у Ефремова, очевидно, иссяк, и поэтому пришлось постепенно привлекать на работу в «ЛНР» уже проверенных исполнителей, которые много лет утверждали могущество клана Ефремова в Луганской области. 2 декабря Игорь Плотницкий назначил «голов» 12 городов. Ими стали представители Партии регионов, которые много лет верой и правдой служили Ефремову.
Так, «мэром» Луганска стал регионал Манолис Пилавов — бывший заместитель городского головы Луганска. «Главами» Стаханова, Брянки и Ровенек Плотницкий поставил бывших законных мер этих городов — регионалов Жевлакова, Моргунова и Княжева. Алчевска и Краснодона — бывших вице-мэров из ПР Пятакову и Козенко. «Председателем» Перевальска был назначен глава Перевальской районной госадминистрации регионал Виталий Михайлов. Лишь в Первомайске и Свердловске «мэрами» стали представители «казачьих» бандформирований Евгений Ищенко и Андрей Сухачев.
Кроме переназначенных плотницкий мэров-гауляйтеров люди Ефремова есть и среди первых лиц «ЛНР». Например, «председатель профсоюзов ЛНР» — регионал и фигурант коррупционного скандала Олег Акимов. До войны он возглавлял коммунальное учреждение «Спорт для всех», которое получало из бюджета миллионы гривен на обустройство спортивных площадок в городе, а на самом деле работы не выполняла. После провозглашения «ЛНР» он перешел на работу к сепаратистам. В Луганске Акимов известен как креатура Ефремова.
Регионал Родион Мирошник, еще один проверенный кадр последнего, долгое время возглавлял Луганское областное телевидение (ЛОТ). Весной лично вел пророссийские митинги в городе, призывая граждан к акциям неповиновения. После начала войны покинул Луганск, но недавно решил вернуться и присоединиться к сепаратистам.
Ефремовская компания никогда не отличалась руководящими талантами. «Благодаря» ей Луганщина стабильно занимала последние места в различных рейтингах украинских областей. Поэтому новое «правительство ЛНР» вызвало возмущение у многих идейных сепаратистов, которые прекрасно знали о моральных качествах и коррупционных аппетитах людей Ефремова. Полевые командиры «казаков» стали обвинять команду Плотницкого в предательстве и воровстве. Козицын уверял, что тот покупал коридор у украинских военных для побега в Россию. Павел Дремов ругал лидеров «ЛНР» матом на митингах, за что срывал аплодисменты толпы.
Подключился к критике Плотницкого и тамошний центр ПСПУ Натальи Витренко. Председатель Луганской организации ПСПУ Любовь Корсакова, которая предлагала еще в 2009 году не пускать в область граждан со львовской регистрацией, ныне носит казацкую папаху и открыто называет Игоря Плотницкого предателем.
На сайте газеты «Восход», который редактирует Корсакова, указано, что команда Плотницкого «торговала углем из Антрацита, а выручку клала себе в карман, в результате чего произошел вооруженный конфликт между представителями местного казачества Антрацита и рейдерской группой Плотницкого». Обвинялся последний и в покушении на полевого командира с позывным Бэтмен.
Известная журналистка Оксана Шкода, которая сейчас работает на сепаратистов, в комментарии российскому сайту «Свободная пресса» подробно описала конфликт, который произошел в Антраците между боевиками «ЛНР» и «Казачьей национальной гвардией» Козицына. Тогда в результате перестрелки был убит «казачий» комендант Антрацита.
«В тот день по рации в штаб «КНГ» поступила информация с ее блокпостов, что из Лутугино, подконтрольного «ЛНР», в сторону Антрацита направляется колонна военной техники. На вопрос «куда и зачем?» последовал ответ «не ваше дело». За день до этого в сам Антрацит прибыли на нескольких авто группы лиц в гражданской одежде якобы в гости к родственникам. Разместились они на частных квартирах. Кстати, наша машина тогда тоже попала в поле подозрения в содействии организации бунта, нам так и сказали, но после проверки поняли, что мы приехали в Антрацит по важным вопросам. Лично Флаг выписал нам пропуск на машину, таким образом обезопасив наше передвижение.
На следующий день, перед ожидаемым приходом техники, именно эти лица по четкой схеме начали захват здания, где находилась комендатура «КНГ». Завязался бой. Прицельным огнем были убиты командир особого отдела Антрацитовского гарнизона «Шахтер» и часовой. Ранены еще трое казаков. Комендант Антрацита Флаг получил ранение в сердце. Еще 15 мин после ранения оно билось…
Группа быстрого реагирования «КНГ» прибыла на место расправы через 10 мин и зачистила от боевиков «ЛНР» здание комендатуры. Один из нападавших был убит. Четверо взяты в плен, остальным удалось скрыться. Во время обыска квартир, где разместились нападавшие, были найдены СВД, «Шмель», гранаты, стрелковое оружие. Пленные с удостоверениями «ЛНР» дают показания.
Колонна с техникой после разоружения диверсионной группы развернулась и отправилась в направлении Луганска. Через несколько минут на официальном сайте «ЛНР» появилась информация о том, что якобы «силами МВД ЛНР и казачьим подразделением обезврежено бандформирование», — рассказала Шкода.
Последним эпизодом противостояния «казачьих» банд с группировкой Ефремова — Плотницкого стало эмоциональное обвинение «правительства ЛНР» в краже гуманитарной помощи, высказанное «мэром» Первомайска Евгением Ищенко. В своем интервью он пообещал повернуть оружие на Луганск, если «правительство ЛНР» не улучшит снабжение города.
Очевидно, что нарастание недовольства верхушкой самопровозглашенной «республики» в дальнейшем будет только усиливаться, ведь Луганск обеспечивается гуманитарной помощью ощутимо лучше окраинных районов. При этом местные князьки валят всю вину за гуманитарную катастрофу и безработицу в области на Плотницкого и его людей, убеждая жителей в том, что во главе «ЛНР» стоят предатели и воры.
Вместе с тем люди Ефремова, вероятно, являются более удобными партнерами для кураторов «ЛНР» в России и для украинской стороны, чем плохо управляемые уголовники в «казачьих» папахах. Таким образом, противостояние в рядах боевиков продолжится. А это значит, что говорить о прекращении войны и мирной жизни в Луганской области рано. Вероятно, впереди ее ждут ряд громких уголовных разборок и передел награбленного имущества. И угадать, кто в итоге выйдет победителем в этой схватке, очень трудно.
Денис Казанский