Украинская энергетическая диверсификация изначально была направленна на игру «в понижение» цены российского газа, а не создание условий реальной энергетической независимости Украины. Тот же LNG-терминал был бы построен еще в прошлом году если бы не желание отдельных чиновников пиариться на каждом чихе.
Представляем интервью с самым загадочным фигурантом скандала с подписанием меморандума о начале строительства LNG-терминала, человеком, которого пресса окрестила «лыжный инструктор» - Джорди Сарда Бонвеи.
Скажите, откуда взялась история о «лыжном инструкторе»?
Я гражданин Андорры. В молодости, в 18-20 лет, как и все молодые люди, я работал лыжным инструктором. Но это было лет 20 назад. Вот уже более десяти лет я занимаюсь газовым рынком. Сейчас я работаю с RosRoca Indox CryoEnergy S.L. и еще делаю некоторые работы для Enagas S.A. (производитель оборудования для LNG-терминала).
Давно ли вы знакомы с бывшим руководителем Госнацпроекта Владиславом Каськивым? Какую роль вы играли в подготовке проекта по строительству LNG-терминала в Украине?
Я познакомился с господином Каськивым в 2011 г. Мы сотрудничали по структурированию LNG-проекта. Моя функция состояла в технической организации переговорного процесса с Gas NaturalFenosa и Enagas S.A.
Почему руководство GasNaturalFenosa не приехало на подписание? Как случилось, что Вы оказались подписантом договора? Были ли у Вас полномочия подписывать этот документ?
Gas NaturalFenosa действительно была заинтересована в проекте строительства LNG-терминала. Однако тогда, в октябре 2012г., речь шла не о договоре о создании консорциума с финансовыми обязательствами сторон, с оговоренной суммой инвестиций. Это был «меморандум о намерениях». Текст этого документа был согласован заранее между Киевом и Мадридом. Он не вызывал в Мадриде существенных замечаний. Обычный меморандум о намерениях без серьезных обязательств.
Почему не приехал на церемонию Джорди Гарсиа Табернеро, я думаю, из-за накладок в графике. Церемония несколько раз переносилась. Окончательная дата стала известна за пару дней.
Когда стало понятно, что Табернеро не приехал, господин Каськив подошел ко мне, прямо на церемонии, и сказал, что я должен заверить меморандум как переговорщик. Он объяснил, что потом, в Мадриде, мы официально его еще раз согласуем и подпишем с руководством Gas NaturalFenosa. Я знал что написано в документе (мы много раз обсуждали его текст с руководством Gas NaturalFenosa) и я не увидел проблем чтобы его заверить.
Что было потом?
Потом господин Каськив вышел к прессе и заявил, что он подписал соглашение о строительстве новым консорциумом, во главе с Gas NaturalFenosa, терминала стоимостью в 1,1 млрд долларов. Он так и сказал – «у нас есть контракт с испанцами на 1,1млрд. долларов».
Я не подписывал контракт. Это был всего лишь меморандум о намерениях. Gas NaturalFenosa оказалась под ударом. У них были проблемы с акциями и акционерами. Тем боле, что компания действительно не уполномочивала меня подписывать контракты. Мадридский офис сделал официальное заявление.
Все это случилось из-за желания Владислава Каськива красиво выглядеть в телекамере? Получается, что Каськив Вас подставил? Вы с ним после этого общались?
Нет, я с ним больше не общался. И я не понимаю на что он рассчитывал, делая такие заявления для прессы. Компания понесла значительные имиджевые убытки, Украина как государство оказалась ненадежным партнером. Я уже не говорю о моей деловой репутации.
Как у вас потом складывались отношения с GasNaturalFenosa?
Позже мы прояснили все вопросы и сняли претензии.
По материалам «
Газета.UA»