Владимир Путин исчез. Не в прямом смысле слова, конечно, но он целую неделю не появлялся на публике, а отчеты о его графике на президентском сайте выглядят подозрительно. Кремль отрицает возможность болезни Путина, а российская блогосфера уже переполнена разнообразными версиями.
Никто, кроме ближнего круга, не может сказать, где находится Путин или что он задумал. Но сделать выводы из случившегося уже можно. Россия окончательно превратилась в настоящую диктатуру. Только диктаторское государство может быть настолько скрытным, и только его граждане настолько озабочены своим лидером.
Предшественник Путина, Борис Ельцин, исчезал не раз: он любил выпить и имел слабое сердце. Здоровье Ельцина стало особенно серьезной проблемой во время подготовки к президентским выборам 1996 года, в которых он состязался с сильным противником от коммунистической партии. Незадолго до голосования Ельцин пережил сердечный приступ, который его помощники скрыли от избирателей. После победы Ельцина кремлевские политтехнологи проявляли незаурядную креативность, отвечая на вопросы о его здоровье. 19 августа 1996 года пресс-секретарь президента Сергей Ястржембский даже нечаянно создал мем, ответив, что «рукопожатие президента крепкое».
Вчера репортер «Эха Москвы» вновь поднял эту тему в интервью с пресс-секретарем Путина Дмитрием Песковым, задав ему вопрос о рукопожатии президента. «Руки ломает», – саркастично ответил Песков.
Раньше Пескову никогда не приходилось оправдываться за неожиданные отлучки президента. Скорее наоборот. Путин всегда был чересчур демонстративен, когда дело доходило до силы его рукопожатия, и шел на любые меры, чтобы неизменно выглядеть здоровым и энергичным. Он не пропадал из виду больше, чем на день, практически ни разу за все 15 лет своего правления, не считая непродолжительного залегания на дно в 2000 году, когда затонула подводная лодка «Курск» и в 2002 году после трагедии Норд-Оста. Эти два инцидента стали серьезными испытаниями для Путина, но с тех пор он переживал и более масштабные события, не пропадая из виду.
Тем не менее, в этом месяце Путин снова исчез. В последний раз его видели неделю назад, 5 марта, во время встречи с премьер-министром Италии Маттео Ренци в Москве. После этого он отменил переговоры с президентами Беларуси и Казахстана, подписание договора о сотрудничестве с Южной Осетией и коллегию ФСБ.
Ежедневник РБК проанализировал расписание встреч Путина и заявил, что нашел нестыковки на его официальном сайте, Kremlin.ru. РБК утверждает, что встреча с губернатором Карелии, которую сайт датировал 11 марта, на самом деле состоялась неделей раньше. И действительно, на карельских вебсайтах новость о встрече появиласьеще 4 марта.
Вчера, по данным Kremlin.ru, Путин провел телефонный разговор с президентом Армении Сержем Саргсяном. Сайт Саргсяна скопировал эту новость почти слово в слово. Кремль утверждает, что это единственное событие, в котором Путин принял участие 12 марта – необычно для энергичного российского президента. Для сравнения, 2 марта официальный сайт доложил о двух рабочих встречах с российскими чиновниками, а также телефонном разговоре с лидерами Германии, Франции и Украины.
Меня беспокоит, что в отличие от ельцинских политтехнологов, которые признавали, что президент болен, хоть и приуменьшали серьезность его состояния, Песков решительно опроверг слухи о возможных проблемах со здоровьем Путина. Это дало богатую пищу сторонникам теории заговора. Андрей Илларионов, бывший советник Путина,предположил, что президент мог стать жертвой дворцового переворота, организованного «партией войны», в которую входит первый вице-премьер Сергей Иванов.
Константин Ремчуков, журналист и издатель с высшим уровнем доступа в Кремль, написал в Twitter, что друг Путина Игорь Сечин, который возглавляет Роснефть, крупнейшую газодобывающую компанию России, будет смещен с должности – а это может означать либо то, что Путин проводит серьезный пересмотр своего «внутреннего круга», либо то, что ему самому недолго осталось. Сотни твитов и постов в Facebook посвящены возможной смерти Путина и, поскольку это Россия, не обошлось и без доли черного юмора.
Российская биржа, рубль и облигации продолжают укрепляться – словно даже простое отсутствие Путина уже оказывает благотворный эффект на экономику. В Украине множество людей затаили дыхание, мечтая, чтобы ненавистный российский лидер исчез с концами – тем или иным способом. «По-видимому, ситуацию в России сейчас контролирует кто-то иной, если вообще кто-то контролирует», – пишет журналист Иван Яковина на украинском сайте НВ.
Путин ухитрился довести россиян до исступления, попросту выпав из поля зрения. Россияне, в том числе и оппоненты Путина, беспокоятся о его недельном отсутствии так же, как переживали бы дети, чей отец несколько дней не возвращался домой. Они обновляют сайт Кремля со смесью недоверия, опасения и надежды, думая, как пирамида власти, выстроенная Путиным за 15 лет, будет работать без него – и будет ли.
Ели это не знак, что в сознании народа Путин превратился в полноценного вождя-диктатора, то я не знаю, какие еще нужны доказательства. В конце концов, демократический лидер вообще не смог бы исчезнуть: график Барака Обамы регулярно обновляется на его вебсайте, а сайт Ангелы Меркель ведет список всех ее публичных встреч. Их пресс-секретари не пытаются скрыть, когда лидеры схватывают грипп. Тем более, они не станут молчать о целой неделе успешно проведенных (по словам Пескова) встреч.
Пора заканчивать с эвфемизмами вроде «авторитарный лидер» или «автократ». Путин – диктатор, который правит Россией при помощи страха и хитрости. Каковы бы ни были причины отсутствия хозяина Кремля, страна попросту не может функционировать, когда его не оказывается у руля. Ее охватывает иррациональный страх или же необоснованные надежды.
Леонид Бершидский