Недавно президент ГП НАЭК «Энергоатом» Юрий Недашковский заявил об избавлении Украины от монополии российской ТВЭЛ в части поставок топлива для АЭС благодаря контракту с Westinghouse (США). Проблема отработанного топлива этой американской компании, по словам чиновника, будет решена путем строительства централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ). Но страна, пережившая Чернобыль и продолжающая эксплуатировать 15 реакторов, не может жертвовать безопасностью даже в угоду экономике и политике. А поскольку безопасность в ядерной энергетике – это качество всей технологической цепочки, нелишне изучить мировой опыт и в области хранения отработанного ядерного топлива (ОЯТ).
Отложенный опыт Америки
Франция, Великобритания, Россия, Япония отработанное ядерное топливо перерабатывают, выделяя уран и плутоний для вторичного использования. Другие страны – хранят по принципу «отложенного решения», когда человечество сделает революционный технологический рывок и сможет более эффективно перерабатывать ОЯТ без ущерба для экологии. США как страна с самой мощной ядерной энергетикой (104 энергоблока) вначале склонялись к первому плану, но убоялись опасности распространения плутония, и президент Джеральд Форд в 1976 году переработку запретил.
Правда, американцы, блюдущие закон и свято чтящие права местных общин, идя к своему общенациональному хранилищу долгие годы, так и не поставили точку. В 1982-м было решено строить центральное хранилище. В 2002-м, после многочисленных экспертиз, Минэнерго США объявило наиболее подходящим местом для строительства ХОЯТ Юкка-Маунтин в пустыне Невады. Губернатор штата немедленно воспользовался правом вето, которое с большими проблемами, но преодолел Джордж Буш.
Но местные жители и не думали сдаваться. В 2004 году суд удовлетворил их иск и постановил увеличить гарантийные сроки предельно допустимых радиационных доз с 10 тыс. до 1 млн. лет. А в 2009 году администрация Барака Обамы сообщила о закрытии проекта, хотя пять миль тоннелей из заявленных сорока для размещения контейнеров с 77 тыс. тонн ОЯТ уже были вырезаны в толще горы.
США – апологет создания централизованного хранилища ОЯТ – так и не реализовали свою концепцию, продолжая хранить отходы в хранилищах АЭС. Профессионалы предлагают вернуться к технологиям переработки, выдвигают свои резоны, главный из которых: если человечество будет хранить отработанное топливо, то к 2050 году на планете накопится ОЯТ, эквивалентное по радиоактивности 2,5 млрд. тонн природного урана. Для хранения которого будет необходимо 13 репозиториев, равных не достроенному в Юкка-Маунтин. И если США, Канада, Россия в силу огромности территорий еще смогут найти безжизненные полигоны для хранилищ, что делать европейским государствам?
Увы, Украине следует считаться и с экономией традиционных энергоносителей, которым уран еще долго будет альтернативой, и пресловутой диверсификацией поставщиков. В конце концов, у нас несравнимо меньше ядерных реакторов. Так, замдиректора по научным вопросам Государственного научно-технического центра ядерной и радиационной безопасности доктор технических наук, профессор Анатолий Носовский считает, что стране, у которой мало реакторов, создавать собственные мощности по переработке ОЯТ экономически нецелесообразно.
Проектные ошибки
Международный тендер на строительства ЦХОЯТ «Энергоатом» объявил еще в 2003 году. Победителем в 2005-м стала американская Holtec International, с которой «Энергоатом» сразу заключил контракт на проектирование, лицензирование, строительство и ввод в эксплуатацию первой очереди хранилища стоимостью 127,75 млн. евро. Причем тогда эту победу сразу после прихода во власть команды Виктора Ющенко многие наблюдатели расценивали как политическую, одержанную в непрозрачных тендерных условиях и с «подгонкой» законов под победителя.
Если сравнивать с Юкка-Маунтин, на окончательное утверждение проекта у нас тоже ушло много времени. Верховная Рада приняла закон о сооружении ЦХОЯТ в феврале 2012 года, а вопрос выделения земли для объекта был решен правительством лишь в апреле 2014-го. Согласно документу, для нужд ЦХОЯТ выделено два участка общей площадью 45,2 га в Чернобыльской зоне отчуждения, собственно хранилище займет 18 га между селами Старая Красница, Буряковка, Чистогаловка и Стечанка.
И на этом месте схожесть отечественного проекта с американским заканчивается. Во-первых, во время тендера 12 лет назад никто не говорил о ЦХОЯТ в 70 км от Киева «Никто не строит хранилища под Вашингтоном, Москвой или Парижем», - заявил в интервью NewsOne директор Киевского эколого-культурного центра Владимир Борейко. Особенно рядом с главной водной артерией, питающей питьевой водой половину страны. Наши атомщики все эти годы не искали подходящее место и скрупулезных геологических экспертиз не проводили. Не слишком церемонились и с местной властью, которая на такое строительство должна дать свое «добро» с учетом мнения территориальной громады.
Общественные слушания по ЦХОЯТ провели еще в 2008 году в Славутиче. На них было решено определить судьбу объекта на местном совещательном референдуме, проведение которого предусмотрено Законом «О порядке принятия решений о размещении, проектировании, строительстве ядерных установок и объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, имеющих общегосударственное значение». Точнее, было предусмотрено. В июне 2009-го в закон внесли изменения, обязательность совещательного референдума упразднив.
И уж тем более никто не услышал выводов Министерства охраны окружающей среды о том, что принятый в 2012-м «под ЦХОЯТ», закон об обращении с отработанным топливом противоречит закону о правовом режиме Чернобыльской зоны, согласно которому «любая другая деятельность, которая не обеспечивает режим радиационной безопасности в зоне отчуждения, запрещена».
Второе отличие нашего проекта: храниться ОЯТ будет не в толще горы, на глубине 300 м, а на поверхности - в среде инертного газа в контейнерах из нержавеющей стали, загруженных в бетонные модули. «Если уж строить централизованное хранилище, то оно должно быть подземным, в соответствующих геологических породах, которые бы гарантировали отсутствие перепадов температуры. Но это дорого – надо сначала изучить геологические условия, вырыть туннели и пр. Проще построить ангар. Но через 15-20 лет его придется реконструировать, а это – дополнительные деньги», - рассказал член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Ковальчук.
Третье отличие. В свое время Конгресс США создал Технический наблюдательный совет по ядерным отходам, в функции которого входит предоставление Конгрессу и министру энергетики консультаций по проекту Юкка-Маунтин. Членами совета назначались президентом ученые и инженеры из списка, предоставленного Национальной академией наук.
Где у нас нечто похожее? С учетом хотя бы подрядчика - Holtec International со штаб-квартирой в Марлтоне, штат Нью-Джерси. Да, эта компания разрабатывает и производит детали для реакторов, да, она производит емкости для хранения ОЯТ. Но ЦХОЯТ – это не деталь и не цистерна, это комплекс.
И, наконец, четвертое отличие нашего проекта. Высшая экспертная комиссия по ядерному будущему, созданная в 2010-м Обамой после решения прекратить строительство в Юкка-Маунтин, выпустила доклад, в котором подчеркивается: «Современному поколению надлежит избавить будущие поколения от необходимости решать проблемы радиоактивных отходов, в создании которых они участия не принимали». Одним словом, ни в коей мере не подвергая сомнению базовый для национальной безопасности тезис о необходимости развития ядерной энергетики и диверсификации энергоносителей, хочется, чтобы о будущем подумали и мы. Возможно, это будет иное место под ЦХОЯТ, возможно, будут привлечены иные компании, возможно, наши ученые создадут свой Наблюдательный совет и выработают иные критерии. Как говорил пионер атомной энергетики США Элвин Вейнберг, «я увлекся разработкой и строительством атомных реакторов; теперь думаю, что если бы можно было все начать заново, то я бы поставил на первое место вопрос о ядерных отходах». Самое время прислушаться, пока Украина не выбросила деньги на свой Юкка-Маунтин.
По материалам «
Комментарии»