В ДЕТАЛЯХ

2015.07.06

Осторожно, не бензин! или Как «бодяжат» на украинских АЗС

Контрабанда, фальсификат и налоговая оптимизация на украинских автозаправках обретают второе дыхание. Скандал вокруг АЗС «БРСМ-Нафта» вскрыл лишь малую часть проблем огромного рынка. Нелегальный нефтерынок в Украине вновь разрастается. Как бы там ни было, автомобилисты жалуются на топливо даже на брендовых автозаправках.

Контрабанда, фальсификат и налоговая оптимизация на украинских автозаправках обретают второе дыхание. Скандал вокруг АЗС «БРСМ-Нафта» вскрыл лишь малую часть проблем огромного рынка. Нелегальный нефтерынок в Украине вновь разрастается. Как бы там ни было, автомобилисты жалуются на топливо даже на брендовых автозаправках.

По оценкам президента Ассоциации нефтетрейдеров Украины Леонида Косянчука, доля теневого бензина за последние полгода увеличилась как минимум на 7%. Всего же около 25% топлива реализуется «из-под полы». Такой нехитрый расчёт можно сделать, опираясь на данные о потреблении бензина в Украине.

По информации консалтинговой группы «А-95», которая уже более 10 лет занимается мониторингом украинского нефтерынка, за январь-апрель внутреннее потребление составило 724 тыс. т, при том что импортировано в страну и произведено на Кременчугском НПЗ в целом около 546 тыс. т. То есть дисбаланс — 178 тыс. т.

Анонсированное правительством повышение акцизов до уровня 35–50% с нынешних 20% от розничной цены топлива стимулирует фальсификаторов и контрабандистов нефтепродуктов к расширению нелегального бизнеса. «Те, кто пытается работать по-честному, не знают, что им делать — или сворачивать деятельность, или самим уходить в тень. Когда АЗС по соседству продают топливо на 2–3 грн дешевле, прогнозировать объёмы продаж очень сложно», — объясняет последние тенденции Леонид Косянчук. Для «оптимизации» деятельности конкурирующие АЗС используют самые разные способы.

Одна из самых популярных схем нефтетрейдеров по уходу от налогообложения — подмена таможенного кода товаров с акцизного на неподакцизный. Нефтепродукты ввозят в Украину под видом растворителей для краски, а затем через цепочку продаж фиктивным компаниям номенклатурный код товара меняют на бензин и дизтопливо. По словам заместителя главы Государственной фискальной службы Сергея Билана, такая схема распространена у мелких нефтетрейдеров на западе страны.

Но крупные сети тоже ловили на оптимизации налогообложения. 16 января 2015 года Хмельницкий окружной админсуд подтвердил правомерность решения ГФС о дополнительном начислении нефтетрейдеру «ТК-Ольгерд» (компанию связывают с группой «Приват» Игоря Коломойского) 14 млн грн НДС и взыскании 7 млн грн штрафа. Как следует из постановления суда, «ТК-Ольгерд» вместо того, чтобы напрямую купить нефтепродукты у «Укртатнафты», использовал цепочку посредников из числа подконтрольных «Привату» структур, чтобы искусственно завысить свои расходы.

Впрочем, налоговая «оптимизация» — это самый безобидный способ снижения цены топлива. Куда больше автомобилисты страдают от попыток нефтетрейдеров превратить в бензин безакцизные продукты нефтепереработки, сдобренные большим числом октаноповышающих добавок. Но лучше от этого «бодяжное» топливо не становится. Лишь в этом году налоговая милиция изъяла из оборота 15 тыс. т компонентов для изготовления фальсифицированного топлива. По мнению заместителя директора НТЦ «Психея» Геннадия Рябцева, распространению фальсификата способствовал запрет на нефискальные проверки бизнеса, введённый в прошлом году.

Возможно, именно отсутствие госконтроля и стало одной из причин пожара на нефтебазе «БРСМ-Нафта» под Васильковом.

По одной из версий, возгорание произошло в момент перекачки топливных компонентов при помощи не предназначенного для этого оборудования. В МВД суть произошедшего объяснили так: компания незаконно смешивала бензин с различными присадками и добавками.

По данным группы «А-95», с начала года «БРСМ-Нафта» получила 10 тыс. т октаноповышающих присадок и топливных компонентов. Официально их используют для производства «биобензина». «Но за этот период компания через свою сеть продала чуть менее 8 тыс. т этанолсодержащего топлива. И в них неконвенциональные компоненты составили не более 30%», — утверждает директор «А-95» Сергей Куюн. То есть огромный объём компонентов остался «невостребованным».

В самой «БРСМ-Нафте», правда, утверждают, что компания вообще не покупала таких компонентов, регулярно проводит независимые проверки качества топлива, а более низкие цены, чем у конкурентов, держит за счёт «эксклюзивных контрактов с ведущими европейскими нефтеперерабатывающими заводами».

Как бы там ни было, автомобилисты жалуются на топливо на брендовых автозаправках.

Владелец СТО «УАЗ 4х4» Юрий Лещенко прошлой осенью подготовил несколько внедорожников для отправки в зону АТО. В ходе подготовки полностью перебрали всю топливную систему автомобилей. «На заправке залили 20 л бензина А-92. Машина через две-три минуты заглохла с переливом топлива, — рассказывает Юрий Лещенко. — Когда разобрали карбюратор, увидели, что кембрик на свечах превратился в «сопли». Всё промыли, заменили свечи и заправились на другой заправке. Машина работала как часы». Сам нефтетрейдер обвинения в торговле некачественным топливом отвергает.

Контрабанда нефтепродуктов особенно распространена в Одесской области. Лишь за последние два месяца сотрудники налоговой милиции задержали четыре танкера с 2 тыс. т контрабандных нефтепродуктов. Процветают контрабандисты и на востоке страны. В Меловском районе Луганской области налоговики в апреле нашли нефтепровод, через который нелегально изготовленный в России бензин перекачивали на украинскую нефтебазу. Сколько таких трубопроводов и нефтебаз расположено в зоне АТО, можно лишь гадать. Но грузовики с подакцизными товарами проходят через блокпосты в зоне конфликта с регулярной частотой.

Ещё один способ попадания нелегальных нефтепродуктов на рынок — мини-НПЗ, работающие на нефти, откачанной из магистральных нефтепроводов Укртранснафты. За последние четыре года в госкомпании обнаружили 146 врезок в трубопроводы. Рыночная стоимость украденной у государства нефти составила более 100 млн грн. «Вампиры» при этом всё чаще используют современное оборудование для врезок в нефтепроводы: установки направленного горизонтального бурения, шланги высокого давления, специальные резиновые резервуары.

В рамках операции «Нефтепродукт-2015» налоговая милиция прикрыла восемь мини-НПЗ. По данным правоохранителей, чаще всего мини-НПЗ строят в Закарпатской, Львовской и Житомирской областях. Это связано со спецификой клиентуры — низкокачественную солярку с нелегальных НПЗ чаще всего покупают дальнобойщики на трассах Киев — Ковель и Киев — Чоп.

Кардинально решить вопрос фальсификата могло бы введение электронного администрирования акцизов, построенного по аналогии с отслеживанием НДС — «вход» налога на сетях АЗС должен отвечать «выходу». Другими словами, электронное администрирование позволит исключить ситуацию, когда продажи нефтепродуктов на АЗС превышают документально подтверждённую закупку. Предложение крупных нефтетрейдеров об электронном акцизе уже одобрили профильный комитет Верховной Рады, Минфин и ГФС. Норма может быть внесена в новую редакцию Налогового кодекса в следующем году.

После ЧП под Васильковом государство также должно осознать необходимость восстановления системы контроля качества нефтепродуктов, считает Геннадий Рябцев. Впрочем, всё это дело будущего. Пока же автомобилистам остаётся опытным путём найти заправку с качественным топливом и заправляться только там.





Евгений Гордейчик
Больше новостей из этой рубрики

Читайте Также

все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ