Пожилые жители Новосибирска, которые в прошлые выходные отправились в местное почтовое отделение, чтобы получить пенсию, столкнулись с весьма неприятным сюрпризом.
«В связи с недостаточным финансированием, — говорилось в объявлении на двери почты, — выплата пособий и ежемесячные выплаты за январь 2016 года не будут производиться до возобновления денежных поступлений». В прошлом году власти нескольких российских областей были вынуждены приостановить выплату пособий и прекратить индексацию зарплат в государственном секторе. И Новосибирск, третий по величине город России и один из ее самых богатых регионов, не стал исключением, пишет
The Financial Times.
Резкое падение мировых цен на нефть привело к стремительному сокращению доходов от экспорта нефти и газа, которые составляют примерно половину бюджета России. У правительства просто заканчиваются деньги.
15 января Министерство финансов РФ получило от департаментов правительства России предложения по сокращению расходов. Москва заявляет, что социальная сфера не будет затронута, однако очередные затруднения свидетельствуют об уязвимости российской системы льгот и пособий.
«Вся система социального обеспечения сейчас крайне уязвима», — говорит Татьяна Малева, директор Института социального анализа и прогнозирования Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
В прошлом году российская экономика сократилась на 3,7%, размер средней зарплаты уменьшился почти на 10%, а реальные доходы россиян — более чем на 5%. Это первое подобное ухудшение качества жизни россиян за 15 лет правления президента Путина. Все это сделало многие семьи еще более зависимыми от тех выплат, осуществление которых было приостановлено в Новосибирске.
В период экономического кризиса 2009 года российскому правительству удалось предотвратить резкое падение уровня доходов и рост уровня бедности благодаря масштабному пакету экономической поддержки. Однако резервные фонды, созданные для подобных целей, стремительно истощаются — отчасти потому что Москва долгое время отказывалась решать структурные проблемы своей системы социального обеспечения.
Согласно прогнозам, экономически активное население России будет сокращаться на 1 миллион человек в этом и следующем году, а рост числа пенсионеров будет расти на 400 тысяч человек в год, пока не сравняется с численностью работающего населения. Такой демографический сдвиг заставляет правительство прилагать массу усилий, чтобы заткнуть огромные дыры в национальной пенсионной системе.
Количество средств, выделяемых на нужды социальной сферы, выросло с 9,1% от ВВП в 2008 году до 14,3% в 2015 году.
Гибридная пенсионная система России в основном финансируется из налогов, выплачиваемых работающим населением, которые используются для выплат пенсий нынешним пенсионерам. Небольшой процент этих отчислений направляется в фонд, который будет использоваться для выплат пенсий будущим пенсионерам. Однако в течение последних двух лет Москва замораживала этот второй элемент в связи с финансовыми трудностями, возникшими в результате падения цен на нефть и западными санкциями, что, по словам критиков, лишает сегодняшнюю молодежь части их будущих пенсий.
Правительство еще больше усугубляет ситуацию, стараясь смягчить удар, нанесенный рецессией, индексируя пенсии и зарплаты работников государственного сектора в соответствии с инфляцией, которая в прошлом году превысила 16%.
Сторонники реформ утверждают, что пенсионную систему можно спасти лишь в том случае, если Москва увеличит пенсионный возраст — г-н Путин впервые признал такую возможность лишь в декабре 2015 года.
По словам г-на Кудрина, Россия хочет быть социальным государством и ориентируется на европейские страны, у которых, с одной стороны, выше ВВП, с другой — выше налоги, чем в России. Он добавил, что, если Россия хочет стать социальным государством, она должна действовать иначе: она должна добиться роста экономики на уровне, по крайней мере, 5% в год.
Большинство чиновников экономической команды г-на Путина согласны с этим, но рецессия продолжает навязывать им иные приоритеты.
По данным ВЦИОМ, одного из ведущих центров изучения общественного мнения, экономические настроения снова существенно ухудшились с октября после небольшого улучшения ранее в 2015 году. «Люди начинают понимать, что все будет плохо еще очень долго», — говорит Олег Чернозуб, один из аналитиков ВЦИОМ.
По словам г-на Чернозуба, он ожидает рост числа протестов, спровоцированных экономическими причинами, в российских регионах перед парламентскими выборами, назначенными на сентябрь.
Политический аналитик Михаил Делягин добавляет: «Может начаться продолжительный период хаоса, и власти уже начинают это понимать».
Правительство Новосибирска постаралось быстро замять историю с задержкой выплат. «Были некоторые задержки по некоторым выплатам, но мы уже решили этот вопрос», — настаивает губернатор области Владимир Городецкий.