Во время Революции достоинства и в начале войны с Москвой произошел всплеск украиноязычной активности. Однако в прошлом году исследователи начали бить тревогу из-за новой волны русификации. В 2016 году ее уже видно невооруженным глазом. По приблизительным оценкам, употребление государственного языка в Украине сокращается со скоростью 1% в месяц.
Для понимания этого парадокса необходимо осознавать устройство гибридной войны. Москва ее ведет по тем же «лекалам», что и века назад. Впервые об этом подробно рассказал Юрий Безменов - высокопоставленный сотрудник КГБ, перешедший на Запад. В 1984 году в брошюре «Письмо Америке с любовью» он изложил структуру и этапы этой невидимой войны.
Главная ее идея заключается в уничтожении противника путем постепенного и незаметного его разложения изнутри. Здесь ничего особенно придумывать не надо: достаточно активно поддерживать все негативное, которое всегда есть в народе, и шельмовать все положительное. Причем это делается легальными средствами - через телевидение, радио, газеты, конференции, образование, пропагандистские кампании.
Первая фаза войны - «деморализация». Нужно от 15 до 20 лет, чтобы подорвать целостность нации, разрушить ее идентичность. Почему так долго? Потому что это минимальная продолжительность, необходимая для роста деструктивного поколения в стране потенциального противника.
Вторая фаза - «дестабилизация». Она длится от 2 до 5 лет. Наиболее уязвимыми являются экономика, международные отношения и система безопасности. Распространенные меры: натравливание сообществ друг на друга, саботаж, диверсии, сепаратизм, поддержка коррупционеров, «радикалов», дураков и демагогов, распространение хаоса, прежде всего в головах.
Третья фаза войны - «кризис»: длится от 2 до 6 месяцев. Здесь перехватывается управление государством, насаждаются сепаратистские режимы или аннексируются территории.
Четвертая фаза - «зачистка»: ликвидация всех несогласных, а также тех «радикалов», которые помогали на фазах «дестабилизации» и «кризиса».
Гибридная война напоминает поведение паука. Тот впрыскивает в добычу яд и пищеварительные соки, а дальше ждет, пока добыча «дойдет до кондиции», а затем съедает ее.
Юрий Безменов сообщил, что в 1945-м Москва начала гибридную войну против США - своего главного союзника. Поэтому через 20 лет Америка получила молодежные бунты, «сексуальную революцию», всплеск «левизны», пацифизма, наркомании, феминизма, гомосексуализма, межрасовых смешиваний, порнографии и другой деструкции. Весь этот хлам потом назвали «американскими ценностями». На самом деле это «паучий яд» - московский инструментарий разрушения США и других государств свободного мира.
А что с Украиной? Гибридную войну против нас Москва начала сразу же после провозглашения украинской независимости в 1991 году. Ее этапы совпадают со схемой КГБ, которую обнародовал Юрий Безменов.
Два десятилетия - «деморализация». 2010-й - приход к власти Януковича и начало «дестабилизации». А Украинцы удивлялись, зачем эти бессмысленные газовые и продовольственные войны, экспансия русского языка, «русский мир», создание негативного образа Украины в иностранных СМИ.
Как позже стало известно, «фаза кризиса» была запланирована на 2015 год. Под контроль Москвы за короткое время должны были попасть вся левобережная и южная Украина. Однако Майдан и украинская пассионарная вспышка 2014-го заставили Москву начать третью фазу преждевременно, без надлежащей подготовки. В результате пришлось импровизировать, поэтому все пошло «криво».
При чем здесь украинский язык? А при том, что Москва забуксовала на третьей фазе. Поэтому в 2015 году она вынужденно вернулась на новый круг гибридной войны - к первой фазе. Сейчас главные усилия врага вновь сконцентрированы на деморализации Украины, то есть на подрыве ее внутренней целостности.
Главным фактором целостности является государственный язык, который дает гражданам ощущение собственной идентичности. Язык обеспечивает четкое различение «мы - они». Благодаря языку воины точно знают, кто свой, а кто - чужой, и при необходимости могут стрелять «на голос». Это дает боевое преимущество, ведь все сепаратисты - русскоязычные, все Украинцы знают украинский язык. Зато российские военные вообще его не понимают.
Москва это осознает, поэтому сосредоточила огромные ресурсы на вытеснение украинского языка и продвижения русского. А где звучит русский, там «русский мир» и повод для освобождения «соотечественников».
Что делать? Осознать, что главным фронтом гибридной войны является языковой. Кто на нем победит, тот и будет диктовать свои правила. Хорошая новость в том, что победа Украины на языковом фронте зависит от индивидуальных усилий самих украинцев. Главное их оружие - любовь к родной земле, уважение к предкам, чувство собственного достоинства, желание быть свободным человеком.
Игорь Каганец, Gazeta.ua