Грязная банковская «оболочка»
Этим летом в маленькой Латвии разгорелся крупный финансовый скандал с коррупционным душком, пишут [громкие дела]. По информации местного интернет-издания Kompromat.lv, в июне этого года ENAP (Управление по борьбе с экономическими преступлениями Латвии, Ekonomisko noziegumu apkarošanas pārvaldes) задержал группу иностранных граждан, которая занималась легализацией средств, полученных преступным путем. Причем, в крупных размерах.
Так, несколько граждан Российской Федерации занимались технической работой: составляли фиктивные договоры о якобы состоявшихся сделках, производили перечисления, обеспечивали ИТ-поддержку.
При проведении обыска с использованием спецподразделения выяснилось, что часть сделок уходила далее в эстонский Versobank AS, который не был официально зарегистрирован в Латвии ни как филиал, ни как дочерний банк. Хотя развернутая им деятельность, по версии следствия, требует на территории Латвии официальной регистрации кредитного учреждения, а не предоставления услуг в свободных рамках.
В результате — в отдельном производстве в ENAP оказалось дело в связи с «оболочечным банком».
Под банком-оболочкой понимается кредитное учреждение, чье руководство и место оказания услуг не находятся в стране, в которой банк зарегистрирован, и его работа не контролируется. В Латвии деятельность таких банков запрещена.
- Сегодня существует группа лоббистов, которые пытаются прекратить расследование в отношении деятелей из эстонского Versobank, — рассказывает источник Kompromat.lv в Полиции безопасности.
По словам источника Kompromat.lv, обыск в офисе на улице Мукусалас (Rīga, Mūkusalas iela 101) закончился задержанием работницы банка Натальи Шилиной (Natalja Šilina).
- Удивительно, но ни член Наблюдательного совета Versobank Владимир Фогель (Vladimirs Fogels), ни его коллега — руководитель Управления обслуживания клиентов Мария Сутырина (Marija Sutirina), ни член правления Артур Ермолаев не задерживались полицией. Сложно представить, что они не знали о том, чем именно занимается работница Наталья Шилина, — говорит источник Kompromat.lv в Полиции безопасности.
По словам источника Kompromat.lv, жители Днепра Артур Ермолаев и его жена Кристина (Москаленко) часто бывают в Латвии.
С 2012 года эстонский Versobank принадлежит украинской агропромышленной компании UKRSELHOSPROM PCF LLC, входящей в состав корпорации «Алеф», конечными бенефициарами которой являются Вадим Ермолаев (отец Артура) и Станислав Виленский.
Согласно официальному сайту банка, Ермолаев и Виленский входят в его правление. Также на нём указано, что Versobank AS также имеет представительство в Киеве и Днепре. Однако в перечне банков, имеющих лицензию Нацбанка Украины, его нет. Очевидно, что в нашей стране Versobank AS ведет такой же «оболочечный» образ жизни, как и в Прибалтике. То есть, отмывает деньги всех желающих за свою долю.
Это финансовое учреждение уже попадало в наше поле зрения. Как писал CRiME, в октябре 2015 года компания «Укринмаш», входящая в государственный концерн «Укроборонпром», перечислила на счета в Versobank AS $1,92 млн британской оффшорной компании Fuerteventura Inter LP за «агентские услуги», якобы оказанные при поставке в ОАЭ боеприпасов из украинских арсеналов. На самом деле, как считают следователи НАБУ, никаких услуг британская «офшорка» украинской оружейной компании не предоставляла, и без малого два миллиона долларов прилипли к рукам коррумпированных чиновников. На момент составления соглашения с британцами и.о. гендиректора «Укринмаша» был Владимир Омельянчук, а его заместителем – Леонид Крючков. Последний известен как собственник оффшора «Бейрок Файненс Лимитед», на который выводились средства экс-министра энергетики Эдуарда Ставицкого.
65 млрд за два с половиной года
В Украине Станислав Виленский и Вадим Ермолаев причастны к грандиозной схеме отмывания денег, проведенной через принадлежащий им «АктаБанк».
Два года назад Национальный банк заблокировал работу одного из крупнейших «отмывочных» банков страны. Как писало интернет-издание FinMaidan, постановлением № 576 НБУ отнес АктаБанк к категории неплатежеспособных. После чего Фонд гарантирования вкладов физлиц с 17 сентября 2014-го ввел в банк временную администрацию сроком на три месяца. Уже в январе этого года срок ликвидации «прачечной» был продлен до 15 января 2018-го. FinMaidan оказались данные о том, что днепропетровский АктаБанк за более чем два года обналичил иностранную валюту через счета физлиц на общую сумму 65 млрд грн.
Еще в мае 2014 года НБУ провел внеплановую выездную проверку ПАО «АктаБанк». По данным FinMaidan, в ходе проверки инспекторы НБУ изучали, насколько учреждение выполняет требования законодательства в вопросах предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма. Эта проверка в разгар майских праздников выявила то, что инспекторы не замечали в годы, когда Нацбанком руководили Игорь Соркин и Сергей Арбузов.
«За 2012, 2013 годы и четыре месяца 2014-го клиенты ПАО «АктаБанк» – физические лица получили со своих текущих счетов наличные средства в иностранной валюте на сумму, которая в гривневом эквиваленте превышает 65 млрд грн.», – говорится в распоряжении НБУ № 29-р от 22 мая 2014-го. Только за 2013 год было выдано валютной налички на 27 млрд грн. За январь-апрель 2014-го еще 4 млрд грн. Таким образом за 2012 год «обнал» составил рекордные 34 млрд грн.
Для примера: 31 млрд грн., снятые со счетов в 2013 году – начале 2014 года, составляли 10% всего объема иностранной валюты, выданной банками страны за этот период (321 млрд грн.).
В решении комиссии НБУ говорится, что паспортные данные клиентов банка хранились не в полном объеме – отсутствовали копии их фотографий и адреса проживания. Инспекторы НБУ выявили, что правила внутреннего финансового мониторинга АктаБанка, программа идентификации клиентов, программа оценки и управления рисками легализации преступных доходов, осуществление финансового мониторинга за депозитными операциями противоречат требованиям законодательства.
21 мая 2014-го комиссия НБУ решила на несколько месяцев запретить АктаБанку привлекать депозиты физических лиц, в том числе путем выпуска депозитных сертификатов, открывать гривневые счета розничным клиентам, выплачивать с них наличные, кроме случаев выплаты зарплат, пенсий, стипендий, оплаты лечения и образования. Кроме того, было предложено отозвать у АктаБанка генеральную лицензию № 243-3 от 5 октября 2012 года на осуществление валютных операций.
АктаБанк не согласился с Нацбанком и тут же оспорил оба решения в суде. 27.05.2014 Окружной административный суд Киева в рамках рассмотрения дела № 826/7241/14 приостановил действие распоряжения НБУ об отзыве генеральной валютной лицензии в качестве обеспечительной меры по иску. Нацбанку было запрещено отключать АктаБанк от Системы подтверждения договоров на межбанковском валютном рынке (ValCli). Через два дня суд приостановил действие решения комиссии НБУ о запрете привлечения вкладов. «Постановление подлежит немедленному исполнению, обжалование не останавливает его выполнение», – решил суд, поскольку увидел «очевидную опасность причинения вреда правам, свободам и интересам ПАО “АктаБанк”». НБУ был вынужден распоряжением № 321-р восстановить действие валютной лицензии АктаБанка.
Это дело АктаБанк все же проиграл – 9 сентября 2014-го в Киевском апелляционном административном суде. Но пока длились суды, в конце июля 2014 года «АктаБанк» предоставил кредиты четырем компаниям, связанным с Ермолаевым, на общую сумму $38 миллионов долларов под залог имущества предприятий, расположенных в зоне АТО (Луганск), после чего досрочно предъявил требования по погашению кредитов, зная, что средства не будут возвращены. По данному факту на сайте ГПУ сообщалось, что в отношении должностных лиц «Актабанка» за растрату более 400 миллионов гривен средств вкладчиков прокуратура открыла уголовное производство.
Примечательно, что в феврале-марте 2014 года АктаБанк среди прочих «моек» был задействован выводе за рубеж транша размером в $200 млн. Эти деньги, как писал CRiME, принадлежали Курченко, Арбузову и Клименко. Но до «адресатов», на тот момент уже «прописавшихся» в Москве, якобы не дошли.
В структуре капитала днепропетровского АктаБанка на 27 августа 2014 года Артуру Вадимовичу Ермолаеву, зарегистрированному в Днепропетровске, принадлежало 5%. Его бабушке Светлане Ермолаевой через доверительных агентов, кипрскую и украинские компании, – порядка 70%. Ее сын Вадим Ермолаев вместе со Станиславом Виленским владеет днепропетровской группой «Алеф», в структуру которой входит в том числе аграрный бизнес.
Опасные полезные связи
Как писал CRiME, ранее «конторы» Ермолаева-Виленского были замечены в тесных контактах с украинской оружейной мафией и наркосиндикатами.
В этом контексте в прессе упоминался офис украинской корпорации FIM Group на Каймановых островах. FIM Group принадлежит коммунистке Оксане Калетник и корпорации «Алеф» в лице Вадима Ермолаева и Станислава Виленского.
Двоюродный брат Оксаны Калетник – Игорь Калетник – во времена Януковича возглавлял украинскую таможню. И, как неоднократно упоминалось в прессе, оказывал преференции своим партнерам Вадиму Альперину, Игорю Урбанскому и Николаю Рудьковскому, компании которых были задействованы в оружейных схемах, в том числе и нелегальных.
Структуры Ермолаева-Виленского также оказали эффективную помощь Дмитрию Елманову в «кидке» государственного «Укрэксимбанка» на 590 млн грн. Елманов – бывший муж Оксаны Калетник, с которой, впрочем, сохранил хорошие деловые отношения.
CRiME ранее писал, что в августе 2014 года прошлого года Елманов стал внештатным советником Бориса Ложкина, ныне уже бывшего главы Администрации президента, и возглавил департамент по вопросам деятельности правоохранительных органов и противодействия коррупции АП. Через несколько месяцев Ложкин его уволил. В прошлом году Елманов пытался возглавить одно из ключевых управлений Национального антикоррупционного бюро, но не смог пройти конкурс из-за коррупционного скандала, связанного с получением статуса участника боевых действий в зоне АТО. Примечательно, что уже в этом году НАБУ приступило к расследованию мошеннических сделок «Укроборонпрома», в том числе и той, «откат» от которой отмывался через эстонский банк Ермолаева-Виленского.
В 2015 году в СМИ циркулировали слухи, что дела Вадима Ермолаева плохи, и он бежал за границу. Но уже в конце прошлого года – начале этого структуры, с ним связанные, выиграли тендеры госпредприятия «Порт «Южный» на общую сумму в 60 млн грн. Менее месяца назад Ермолаев лично купил компанию AC-Terra International Ltd, торгующую в Украине сельхозтехникой. В общем, стоит отметить, дела у него идут очень даже неплохо, несмотря на то, что по закону он должен лишиться всего, нажитого «непосильным трудом».
Почему он, а также многие другие, упомянутые в наших расследованиях, персонажи до сих пор не понесли ответственность и безмятежно приумножают свои капиталы? Почему у тех, кто хочет их призвать к ответу, возникают проблемы? Об этом мы расскажем в следующий раз.