Порошенко потребовал от депутатов усилить полномочия прокуроров. Причем чем быстрее, тем лучше.
15 декабря Петр Порошенко обратился к Верховной Раде с требованием внеочередного рассмотрения законопроекта «О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины (относительно усовершенствования механизмов обеспечения задач уголовного судопроизводства)».
Как сообщает президентская пресс-служба, «задачей законопроекта является совершенствование положений действующего законодательства, которые сейчас создают условия для избегания уголовной ответственности лицами, которые в составе организованных групп и преступных организаций совершили особо тяжкие преступления».
Праздник для прокурора
Что же на самом деле представляет из себя законопроект №5490, что его необходимо рассматривать прямо немедленно, отложив все текущие дела?
Самая «мякотка», предложенная авторами, членами фракции БПП Паламарчуком, Алексеевым, Романюком и Яницким, – это продление полномочий прокуратуры по совершению досудебного расследования. Тех самых полномочий, которые были убраны из Конституции и которые должны были исчезнуть окончательно к 15 апреля 2017 года.
В законопроекте же предлагается продлить их еще на три года – до 20 ноября 2019 года. Здорово? Здорово.
Точно таким же образом предполагается увеличить максимальный срок содержания под стражей во время досудебного расследования – с 12 месяцев (согласно нынешней редакции УК) до 18 месяцев. Чтобы затянуть следствие на полтора года, достаточно будет квалифицировать предполагаемое преступление, как особо тяжкое и совершенное «организованной группой или преступной организацией». Как вы полагаете, сколько «нужных» обвиняемых немедленно обрастут «организованной группой» – пусть даже существующей исключительно в воображении прокурора?
Вероятно, столько, сколько понадобится.
Еще одно новшество: из двенадцати пунктов статьи 290, предлагается убрать одиннадцать – касающиеся права подозреваемого ознакомиться с материалами досудебного расследования. В действующей редакции УК, согласно пункту 1 статьи 290, прокурор либо следователь, признав собранные доказательства достаточными для составления обвинительного акта, обязан сообщить подозреваемому о завершении досудебного расследования и предоставления доступа к его материалам. Далее идут еще одиннадцать пунктов, посвященных порядку предоставления доступа. Авторы из БПП ничтоже сумняшеся предлагают вычеркнуть эти одиннадцать пунктов, в единственном оставшемся первом пункте поставить точку после фразы «о завершении судебного расследования». Никакого доступа, никакого ознакомления до самого суда. Удобно придумано? Удобно!
Соответственно, само ознакомление с материалами следствия переносится прямо в суд (поправка к статье 314). «Отныне прокуратура или иной следственный орган должен привести в суд обвиняемого и швырнуть на судейский стол кипу материалов, которых еще никто не видел. И делайте с этим, что хотите! Таким образом, из прокуроров и следователей у нас делают «господ», а все остальные в уголовном процессе – «холопы». Сторона защиты вообще не имеет прав на стадии досудебного расследования. Правовая, причем обязательно профессиональная защита, как это уже предусмотрено Конституцией Украины после недавней судебной реформы, не успев родиться, ликвидируется как таковая. Ну и суд – он во всем будет виноват», – пишет в своем блоге на «Украинской правде» эксперт Венецианской комиссии Марина Ставнийчук.
Да здравствует украинский суд - самый справедливый суд в мире!
Самое интересное, что все эти любопытные инновации, низводящие УК Украины практически до уровня средневековых «варварских правд», подаются под соусом «усовершенствования положений действующего законодательства». А также, как утверждает президентская пресс-служба, «приведения его [т.е. законодательства] в соответствие с практикой Европейского суда по правам человека и обеспечения права на справедливый суд».
Фактически же на наших глазах из прокуратуры, и без того не обделенной полномочиями, формируется мощнейший инструмент давления, не имеющий ничего общего ни с европейской практикой, ни со справедливым судом. Иными словами, прокуратура окончательно превращается в карающий меч президента, рубящий головы всем неугодным. И, учитывая, что неугодных у Петра Алексеевича много, немудрено, что президент торопит Раду с рассмотрением законопроекта №5490.