Несмотря на обилие доказательств применения спортсменами допинга, Россия продолжает утверждать, что Макларен на нее клевещет.
Побег доктора Родченкова, слившего российские допинговые ноу-хау, оказался бомбой многоразового действия. После оглашения второй части доклада Макларена, где приведена переписка Родченкова с российскими спортивными функционерами, у России отняли чемпионат мира по бобслею и скелетону: 19 декабря было сообщено, что из Сочи он переносится в немецкий Кенигзее. Теперь под вопросом проведение биатлонных соревнований – и, чем черт не шутит, само участие российских биатлонистов в Кубке мира.
«Я считаю, что нужно отнять у России все международные биатлонные соревнования начиная с этапа Кубка мира в Тюмени и юниорского чемпионата мира, заканчивая чемпионатом мира в Тюмени в 2021 году. В этом с нами согласны федерации биатлона Норвегии, Канады, США и некоторых других стран, и они ясно выразили свою позицию. Честно, я не могу представить себе, что ничего не будет предпринято, что кто-то предпочтёт спрятать голову в песок. Прочитав часть доклада Макларена, касающуюся олимпийских медалистов Сочи, я чувствовал себя очень плохо и глупо», – заявил 19 декабря президент Союза биатлонистов Чехии Иржи Хамза.
Скажем прямо, чеху было с чего плохо себя почувствовать: таких бездн, которые разверглись в докладе Макларена, мировой спорт не знал, пожалуй, с 80-х.
«Анализ мочи на стол мечи!»
Краткая суть второй части доклада: обнаружена системная подмена допинг-проб российских спортсменов на зимней Олимпиаде в Сочи, на Параолимпиаде, проводившейся там же, на Олимпийских Играх-2012 в Лондоне и на Чемпионате мира по легкой атлетике 2013 года.
Из 78 россиян, получивших медали в Лондоне, 15 идентифицированы как принимавшие допинг.
У 6 призеров сочинской Параолимпиады, завоевавших 21 медаль, были подменены пробы мочи.
Пробы 12 российских медалистов Олимпиады в Сочи оказались с повреждениями. Пробы «Б» были определены как фальсифицированные.
У 2 россиян, завоевавших 4 золотые медали на Олимпиаде в Сочи, были фальсифицированы оригинальные допинг-пробы.
У 1 российской серебряной призерки в пробе обнаружен уровень соли, невозможный для человеческого организма (соль добавлялась для повышения плотности мочи).
У 2 российских хоккеисток в допинг-пробах найдена мужская ДНК.
84% подмененных проб мочи было зафиксировано у российских спортсменов, представляющих летние виды спорта. Для изменения цвета мочи использовались подручные средства, включая гранулы «Нескафе».
«Покрывательство допинга достигло в России беспрецедентных масштабов», - заявил глава независимой экспертной комиссии Всемирного антидопингового агентства (WADA) Ричард Макларен. Также Макларен добавил, что более 500 положительных результатов международной процедуры тестирования в системе АДАМС значились как отрицательные. Всего, по мнению WADA, в допинговом скандале было замешано более тысячи российских спортсменов. Допинговая «сеть» включала в себя тренеров, поставлявших допинг спортсменам, допинг-офицеров, которые заранее предупреждали о неожиданных проверках, и чиновников Министерства спорта России вплоть до нынешнего вице-премьера РФ, бывшего министра спорта Виталия Мутко..
Кругом враги
Вой, поднявшийся в российских СМИ после обнародования доклада, ожидаемо превысил все допустимые децибельные нормы. «Неутомимый в своем стремлении потопить российский спорт Макларен» (©) моментально стал врагом №1, подвинув даже Меркель и «Абамку-обизянку». Ну и, конечно, все его обвинения бездоказательны, российские спортсмены чисты, аки агнцы божии, и все это чисто политический наезд Запада, который спит и видит, как бы погубить Россию-матушку.
«Антидопинговая кампания превратилась в антироссийскую. Это абсолютно точно. Нам об этом намекали, говорили на разных уровнях, что это будет использовано против вас с учетом общей политической ситуации, сложившейся вокруг России. Есть поводы нас в чем-то упрекать? Конечно, есть. А другие страны? Тоже есть. Но кампания развернута только против наших спортсменов», – заявил 16 декабря Дмитрий Медведев.
Российские СМИ дружно поаплодировали мужественному Медведеву и наперебой ринулись подтверждать: да, да, вы посмотрите, обвиняют только наших, а почему не немцев-норвежцев-французов – вон, Фуркад медали мешками гребет, Бьорндален – астматик спортивный, а в 43 года все еще на лыжне, про всяких Нортугов и вовсе говорить страшно – это ж-ж-ж-ж, наверное, неспроста! В общем, классика: «А кто не пьет? Все пьют!»
При этом аккуратно замалчивается момент, что, может быть, конечно, кто-то и пьет – но вот соль и растворимый кофе находят почему-то только у российских спортсменов. И на политическую ситуацию (которая, в общем-то, не сама по себе возникла: кое-кто, не будем показывать пальцем, создал ее своими руками) этот ядерный коктейль в моче не спишешь. Кстати, на вопрос «Зачем подменять пробы, если в них нет допинга?» никто из российских должностных лиц так не ответил – а зря. Было бы любопытно услышать версии. Может быть, мы узнали бы, что это такой русский народный обычай («каждые два года, во время Олимпиады мы с друзьями вскрываем колбы с мочой»). Или – просто случайность: скажем, хотели кофейку попить, да водички в кране не было – вот и вскрыли колбочку…
Но и Медведев, и Мутко по этому поводу молчат, словно в рот воды набрали. Зато не молчат спортсмены – правда, не российские. Вышеупомянутый чемпион и обладатель всего на свете в мировом биатлоне Мартен Фуркад призвал коллег бойкотировать соревнования, если Международная федерация биатлона не отстранит виновных российских биатлонистов. Отстранять, по всей видимости, есть кого: в докладе Макларена фигурирует 31 фамилия представителей российского биатлона, из которых часть уже завершила карьера, а часть все еще продолжает бегать.
Предполагается, что фамилии (вместе с прочими выводами в адрес российского биатлона) Международная федерация озвучит 22 декабря в Мюнхене. Вопрос уже ставится не только в том, отнимать у России международные старты или не отнимать – речь идет о возможном отстранении от участия в Кубке мира всей российской команды.
Остариновый Поветкин
Масла в огонь антидопинговой (то есть, конечно, «антироссийской», если верить Медведеву) кампании подлил недавний скандал с Поветкиным. В субботу, 17 декабря, накануне боя с канадцем Стиверном в Екатеринбурге, в допинг-пробе Поветкина обнаружили остарин. Аналогичный конфуз («никогда такого не было, и вот опять!») произошел с Поветкиным перед боем с Уайлдером в мае, когда в пробах российского боксера нашли мельдоний.
С мельдонием команде Поветкина тогда удалось отмазаться: дескать, боксер принимал его еще до официального запрета препарата. Но с остарином такой фокус уже не прошел – остарин был запрещен еще в 2008 году. Всемирный боксерский совет отменил бой Поветкина со Стиверном. Стиверн, соответственно, развернулся и уехал, а Поветкину, чтобы не разочаровывать купивших билеты на бой, на скорую руку нашли француза Жоанна Дюопа. Дюопа Поветкин, естественно, побил, но радости это никому не принесло – осадочек, как говорится, остался.
Кстати, рекордная скорость, с которой Поветкину подобрали нового визави, заставляет подозревать, что о возможности отмены турнира знали заранее. Довольно сложно поверить, что в Екатеринбурге на каждом углу можно встретить свободного французского боксера…
***
А теперь вернемся к биатлону. В России он не менее популярен, чем у нас, поэтому возможное отстранение всей биатлонной команды от международных соревнований – катастрофа немыслимого масштаба. Отсюда крики в духе «Ну а «чистых»-то спортсменов за что?!» и «Не смешивайте спорт с политикой!»
Тех спортсменов, кто действительно «чист», чисто по-человечески будет жаль. Но масштаб фальсификаций, вскрытых в докладе Макларена, показал, что более мягкие меры на Россию, очевидно, не действуют. Что же до смешивания спорта с политикой – об этом надо было кричать раньше. Когда Путин решил во что бы то ни стало показать «русскую мощь» на Олимпиаде в Сочи (а заодно и отвести глаза от готовящегося нападения на Украину), почему-то никто в России не кричал о политизации спорта.
…Кстати, Батька уже успел втихаря плюнуть Владимиру Владимировичу на спину, предложив провести тюменский этап Кубка мира по биатлону в белорусских Раубичах. Но даже если Раубичи не «сыграют», мировой биатлон без России не пропадет: замена этапа – нормальная и привычная ситуация. Когда в прошлом сезоне из-за погоды один из этапов был перенесен из Оберхофа в Рупольдинг, никто от этого не умер. Как не умрет и от переноса чемпионата по бобслею в Кенигзее.
Конечно, международным спортивным федерациям перенос аукнется немалым организационным геморроем. Но это явно очень низкая цена по сравнению с упадком зрительского интереса: кому захочется смотреть соревнования, в которых одна из сторон с немалой долей вероятности «напарафинена»?