Минздрав признал, что объявил тендеры прошлого года в его последние дни. Название «международной организации», которая якобы будет закупать кардиологические препараты, не разглашается…
«У меня к вам будут еще вопросы. Вы, пожалуйста, к ним приготовьтесь» (из видеообращения директора Института Сердца Бориса Тодурова к и. о. министра здравоохранения Ульяне Супрун)
Конфликт на околотендерные темы – это всегда свежо и интересно, особенно, если они разгораются 1 января – традиционный день ленивого похмелья и узаконенного государством ничегонеделания. Неизвестно, чем думала госпожа министр здравоохранения Супрун, занося в фейсбучный «черный список» директора Института сердца, ведущего кардиохирурга Украины господина Тодурова, но вряд ли она рассчитывала, что в этот сонный праздничный выходной из искры возгорится пламя.
Пламя, однако же, возгорелось, причем немедленно. Оскорбленный директор Института Сердца тут же продублировал у себя на странице комментарий, за который его забанила глава МОЗ.
«Программа по сердечно-сосудистым заболеваниям предусматривала закупку на 364 млн грн скоропомощных расходных материалов, которые могли спасти десятки тысяч жизней. Вы не провели эту закупку. Я абсолютно ответственно заявляю (и могу это повторить в суде), ваша халатность забрала больше жизней украинцев, чем война за последние годы», – написал Ульяне Супрун Тодуров 1 января.
Кроме того, кардиохирург обвинил заместителя Супрун Линчевского в саботаже открытия филиалов Института Сердца на Донбассе и лично Супрун – в блокировании программы «Искусственное сердце». «Вы - члены правительства, которых мы наняли на работу, отгородились от специалистов новой охраной и просто физически не пускаете нас в здание МОЗ! При всем при этом ведете себя как аниматоры в дешевом турецком отеле!!! И Вам смешно? После стольких смертей по вашей вине? Бегите, пока я не подал на вас в суд!» - закончил свою филиппику Тодуров.
Как и следовало ожидать, срач в соцсетях вспыхнул до небес. Масла в огонь подлили выступления Медведчука, а затем и Вилкула, заявивших, что они полностью поддерживают Тодурова (большую медвежью услугу трудно было себе и представить). Тодурову мгновенно припомнили и ручканье с Аксеновым весной 2014 года, и цены на лечение в Институте Сердца, и то, что именно его, Тодурова, прочили в свое время на место Супрун…
Впрочем, тут господин Тодуров продемонстрировал немалое медийное чутье, парируя вражеские удары сразу по мере поступления. Пост министра? Ни-ни, не думал и не собирался. Медведчук и Вилкул? Не знаком и никакой помощи не просил. Фотография с Аксеновым? Сделана после операции на сердце у его матери: а что, вы лично оставили бы старую женщину умирать от инфаркта?
В отличие от пылкого кардиохирурга, Министерство здравоохранения раскачалось на официальную реакцию только через два дня – 3 января. И если Тодурова едва не погубила медвежья услуга в виде заступничества Вилкула и Медведчука, которые на уровне звериного инстинкта готовы дуть на любой костерок, обжигающий нынешнюю власть, то официальное опровержение от лица МОЗ, очевидно, составлял сам Дима Киселев под личным руководством Путина – с целью окончательно дискредитировать «команду реформаторов» под руководством уроженки Детройта.
«Закупівлі за державні кошти 2016 року за напрямком "серцево-судинні захворювання" вперше будуть здійснюватися через міжнародну організацію, а не міністерством. Це робиться саме для того, щоб Ви отримували медичні засоби найкращої якості, в достатній кількості і за чесними цінами. 12 грудня 2016 був підписаний остаточний договір з однією з міжнародних організацій, відповідальної за закупівлі за даним напрямком на суму 357,2 млн грн. Уже 28 грудня був оголошений перший тендер. Станом на сьогодні оголошено 5 із 6 тендерів (останній буде оголошено 04.01.2017)», – сообщило на своем официальном сайте МОЗ.
Ну что тут сказать? Надо понимать, за то, что первый тендер 2016 года был объявлен «уже» 28 декабря, по мнению составителей этого официоза, МОЗ следует искренне похвалить. А что, молодцы ребята, старались – а то ведь могли бы, наверное, и до 31 декабря дотянуть. И то, что по состоянию на 3 января 2017 года объявлены почти все прошлогодние тендеры – это, конечно, тоже стоит расценивать как большое достижение. Правда, смущает, с чего бы это украинский Минздрав производит закупки через некую неустановленную «одну з міжнародних організацій» (название, что ли, в спешке записать забыли?) – но это уже не стоящая внимания фигня, цепляться за которую могут только непатриотично настроенные злопыхатели.
Правда, злопыхатели могут еще и указать, что объявить тендер и провести закупки – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. И временное расстояние между этими разницами может быть дистанцией немалого размера. Так что МОЗ следовало бы, по-хорошему, поторопить свою международную организацию с ее честными ценами, поскольку пока что по факту закупок нет ни по честным ценам, ни по нечестным. А то сердечники – народ такой, что при всем уважении к МОЗ ждать долго не способен и без соответствующего медоборудования и медматериалов регулярно мрет. Подтверждая, таким образом, слова Тодурова.
Кстати, неугомонный директор Института Сердца сразу же после официального ответа МОЗ заявил, что министерство лжет и никакие тендера объявлены не были – ни по линии кардиохирургии, ни по линии нейрохирургии. В ответ недоброжелатели в соцсетях обвиняют Тодурова в стремлении самому наложить лапу на желаемые госзакупки – в пользу не то себя, любимого, не то Медведчука с Вилкулом, которых усиленно шьют в друзья кардиохирургу. Однако даже если в этом и есть зерно истины, все равно было бы интересно выслушать руководство Минздрава, включая Ульяну Супрун лично. Ибо если Тодуров действительно не прав, то нет ничего легче, чем опровергнуть его с документами в руках. А если прав, то разбор полетов должен будет проводить уже не Минздрав, а учреждения несколько иного профиля.