Как и когда в Законе о высшем совете правосудия появился пункт, освобождающий ряд чиновников от е-декларирования?
Мы широко держали карман
Високосный год никогда не вызывал особых восторгов ни у астрологов, ни у простых граждан. Но ведь прошёл же, чёрт возьми… Вообще-то весело было. Яценюк, Гройсман, Онищенко, Савченко, Порошенко (много раз)… О, «шатун!» Ну, еще «бюджет». Тут тоска… Ага, ещё – «3200»! Больше вспомнить нечего было. Так и ушёл год, ключами от «ПриватБанка» вертя на тощем пальце…
Новый год начался ураганно. Не остыла ещё матерщина, адрес новоиспеченного колумниста Пинчука, путинской горничной Марин Ле Пен, и тут снова - е-декларирование! Нет, господа, не в том смысле… Никого пока что не поймали за это дело, и упаси Господь, не посадили! И даже на «это дело» не «подсадили» дворничих, бомжей и девочек с «окружной». Пока. А там видно будет.
Но мы же все ждали продолжения банкета! Потому что с самого начала 2017-го года, процесс е-декларирования вступал в следующий этап. От касты неприкосновенных, нутро которых декларации вывернули наизнанку,он спускался в низы чиновничества – к местным царькам, божкам и просто жуликам.К нашей корневой системе коррупции и первоосновы мздоимства. А первооснова, она где? А она не там, «наверху», она там заканчивается. Или там, или на Лукьяновской, где пока что СИЗО размещается. Первооснова – это наша громада (как теперь модно говорить), наше село, городок, наши участковые (врачи, полицианты), а если в городе, то все районные начальники, обладающие правом дорогостоящей подписи, без которой вы превращаетесь либо в бомжа, либо в «неполучателя» субсидий…
Так что многострадальное «е-декларирование», уже многократно с момента принятия воспетое поэтами и сочинителями анекдотов, можно точно назвать и «словом года», и «поступком года», если иметь в виду депутатов, с таким горестным зубным скрежетом за него проголосовавших.
И мы поверили, что теперь будет всё «по-честному». Что теперь у нас есть такой волшебный микроскоп, или телескоп, всё равно, с помощью которого в обществе каждая гнида будет видна, вычислена, «сохранена в файлах избирателя» и использована при выборах самого мелко пошиба – да хоть в домком! Заглядываем в «е-декларацию»: ага, господин «претендент», а откентелева у вас, скромного директора школы, две тачки с орлом на капоте в гараже и сотня штук баксов в погребе по банкам закатана? И – пенделя ему прямо возле избирательной урны в зале голосований… Как-то так нам виделось, правда?
И нам думалось, что таким образом прервутся знаменитые денежные «потоки», текущие, вопреки всем законам физики нашей Вселенной, вверх, на Пагорбы. Потому что… Потому что забздят, (извините за выражение). Не станут «светиться». Закатятся под камень или под веник – где кому удобнее, и – стухнут, дадут дорогу молодым. И такое прочее…
Напёрстки были напоготове
А вот фиг вам всем, господа читатели! Потому что мы, убаюканные «жуткими» рассказами господ с Пагорбов о том, что «Путин вот-вот нападёт», «мы уже вчера получим безвиз», «всем дадим по… (субсидии, не подумайте чего плохого)», не заметили, как нас на… накололи. Накололи на шпиль нашей наивности и расслабона в связи с жутким ростом экономики (1,5%).
Чем нас огорошили в первые дни «невисокосного», Нового года? А вот чем: то, на что мы, как писалось выше, так надеялись и гордились, (е-декларирование имеется в виду) оказалось обыкновенной лажей. Политико-юридической пустышкой. Хотя спряталось под Закон, который по крайней мере половина юридического, да и политического сообщества называет «судьбоносным». Ибо он вроде бы как «меняет систему судоустройства в стране». Делает её прозрачной, независимой, справедливой. (Эти слова не закавычиваются потому, что ну, очень хочется, чтобы всё так было на самом деле…)
Закон называется «О высшем Совете правосудия». Принят 21 декабря. Ага, ага, как раз, когда тот самый «бюджет-2017» принимали.
Ну, про наши «ночи законодателей» когда-нибудь второй, украинский уже Феллини кино снимет типа «Ночи Кабирии». А то и на «Карточный домик» или «Игры престолов» замахнутся, только там будет «Стеклянный купол» или «Игры кнопкодавов». Но ведь именно ночью этот закон и был принят.
Закон, который, как было расписано-разрекламировано, «меняет систему судоустройства страны»… Закон, который обязан покончить с «позвоночным правом»… Принят так себе – «заполнить паузу». В ожидании «окончательного» текста Закона о бюджете на 2017-й год…Принят с нарушениями Регламента работы Верховной Рады, по укоренной процедуре, без рассмотрения поправок (их было более 1100). Как говорят украинцы, «похапцем», в расчёте на полуобморочное состояние оставшихся в зале депутатов. На следующий день после его принятия известный юрист, эксперт Венецианской комиссии Марина Ставнийчук отметила маленькую тонкость, которая грозит немалыми последствиями: «Спікер хитро підсунув парламенту голосування за Закон про Вищу раду правосуддя "з техніко-юридичними правками". Цетакатеперпарламентськахитрість, щобуникнутивідповідальності за фальшуванняпроголосованого у парламентітексту законопроекту… Дозвіл на так звані "правки" означає,щовжепроголосований документ буде щеопрацьовуватись, і що буде на виході – нікому не відомо. В тому числі – самому Парубію…»
Ставнийчук оказалась абсолютно права: гром грянул потом… После подписи Президента. Вчера, 5 января вдруг СМИ разразились сенсационными заголовками типа: «Директоров школ и главврачей больниц освободили от нужды заполнять е-декларации».
Ничо себе, да? Это ж как… Оказалось, что именно «Закон о Высшем совете правосудия» где-то под юбкой, или в чулке, а точнее – «за пазухой» вместил в себя какие-то таинственные «прикінцеві положення». И в соответствии с ними из-под зоркого глаза е-декларирования выводятся многие должностные лица. Например, не посмеете вы заглянуть в «закрома» директора школы, главврача, руководителя научного учреждения, а также «должностных лиц и организаций, которые осуществляют основную деятельность в сфере социального обслуживания населения». И ещё куча должностей и чиновных профессий выведено таким образом (по Закону!) из-под возможного хлыста Фемиды…
Ну, и возникают вопросы. Нервные и простые: каким образом ВОТ ЭТО оказалось в Законе о «светлом будущем нашей судебной системы»?Каким боком Высшая рада правосудия вообще прилеплена к процессу е-декларирования? (Кроме, разве что того, что самих ее членов, неплохо бы от-е-декларировать…)
А непонятно пока. Попытки напасть на след подлога или хотя бы найти текст Закона, где вся эта фигня была бы написана черным по белому, пока что ни к чему не привели. В тексте Закона №1798/VIII, опубликованном на сайте Верховной Рады, ЭТОГО нет… Мало того – его нет и в варианте текста законопроекта, поданном Президентом. Нет в окончательном тексте, за который проголосовали спящие депутаты (было три часа ночи).
Остаётся один-единственный вопрос:
- Что за…
Иван ЕЛИСТРАТОВ