ПОЛИТИКА
28.08.2024Басейни, а не дрони: Львівський університет і "Ескулаб" під прицілом неефективного управління
ПОЛИТИКА
02.07.2024Від міністра Федорова вимагають пояснити інформацію про ймовірний злив даних із "Дії"
вологість:
тиск:
вітер:
Знать и чувствовать – когда, что, где говорить, – это признак государственной мудрости
Объявить референдум президент может только «по народной инициативе». Которой не наблюдается
Заявление Президента о вступлении Украины в НАТО после всеукраинского референдума свидетельствует об отсутствии четкой государственной позиции. Об этом пишет в своем блоге на «Украинской правде» юрист-международник, член Венецианской комиссии в 2007 – 2014 гг Марина Ставнийчук.
По мнению юриста, вопрос о НАТО начиная с 2014 года является одним из самых печальных примеров непоследовательности власти. Если в начале своего президентства Порошенко заявлял, Украина вступит в Североатлантический Альянс, хотя для этого ей понадобится не менее шести лет, то уже в июле 2016 года Президент в беседе Йенсом Столбенбергом сообщил, что вопрос членства в НАТО в Украине на повестке дня не стоит. Тем не менее, в февральском интервью Berliner Morgenpost Порошенко высказывается уже без всяких оговорок: «Как президент я руководствуюсь мнением своего народа – и проведу референдум о вступлении в НАТО».
При этом, напоминает Ставнийчук, в существующей редакции Военной доктрины Украины, утвержденной Указом Президента N555/2015, о непосредственном вступлении в НАТО речи не идет. В качестве цели ставится всего лишь «достижение Украиной критериев, необходимых для получения членства в Европейском Союзе и Организации Североатлантического договора».
«Таким образом в теме отношений Украины с НАТО у нас есть несколько векторов! Один – внешний, где мы четко понимаем, что в НАТО нас не берут и мы туда будем идти долго и без гарантий вступления. А для внутреннего употребления есть целых два вектора. Первый – информационный процесс навешивания лапши под героическим лозунгом "мы вступаем в НАТО!". Второй – формальный – вялая формула «достижения критериев», которую до времени вообще явно не озвучивали. Пока после последнего интервью Президента АП не была вынуждена вытянуть ее из ящика», – пишет Марина Ставнийчук.
В то же время правовые аспекты заявления Порошенко о референдуме весьма неоднозначны. Во-первых, напоминает юрист, правила вступления государства в НАТО вообще не предусматривают проведения референдума. Из 28 стран его провели всего две – Словения и Испания. Большинство государств присоединялись к Альянсу обычным решением парламента, проведя предварительно социологические исследования общественного мнения.
«С политической точки зрения, если власть считает необходимым получить подтверждение политической поддержки населения, то можно было бы говорить не о референдуме, а о совещательном опросе, плебисците, консультационных процедурах. Но… президенту хочется референдум. Что тут поделаешь. Слово красивое, – пишет Ставнийчук. – Предмет парламентского назначения всеукраинского референдума четко обозначен в Конституции и не имеет никакого отношения к теме присоединения к НАТО. Глава государства может объявлять всеукраинский референдум по подобным вопросам только «по народной инициативе». Об этих тонкостях президент даже и не упоминает».
Дополнительную сумятицу вносит собственно Закон «О всеукраинском референдуме», принятый в ноябре 2012 года и в значительной мере несоответствующий Конституции Украины и европейским стандартам, что подтверждается выводами Венецианской комиссии. Этот закон уже третий год как рассматривается Конституционным Судом, однако до завершения процесса еще далеко.
Таким образом, на данный момент у Украины нет ни законодательства для проведения референдума, непротиворечащего Конституции, ни народной инициативы как обязательного условия для объявления референдума, ни, собственно, четко формализированной цели «вступление в НАТО», зафиксированной в соответствующих документах. Есть только высказывание Президента, озвученное почему-то не в Украине, а для иностранных СМИ. В этой ситуации юрист считает, что заявление президента о намерении провести референдум, - не более, чем правовая и политическая спекуляция.
«Знать и чувствовать – когда, что, где говорить, – это признак государственной мудрости. Мне бы хотелось пожелать этого Президенту Петру Порошенко. Но ставить свой народ в позицию, когда все гадают, что это было – сознательно или несознательно, цинично или профессионально, запланировано или импровизационно – это проявление скорее нежелания думать о такого рода «мелочах», – резюмирует Марина Ставнийчук.