В ДЕТАЛЯХ

2017.02.13

Цирк уехал, Парубий остался: налицо все признаки парламентского кризиса

Вопрос года «А есть ли у нас коалиция?» уже не актуален

Picture

Вопрос года «А есть ли у нас коалиция?» уже не актуален. Пришла пора спрашивать: «А есть ли вообще у нас парламент?»

В прошлую пятницу Рада поставила своего рода абсолютный антирекорд: к двум часам дня в зале осталось всего 18 депутатов. Не приняв ни одного решения, парламент прикрыл лавочку.

Собственно, все к тому и шло. Уже на второй день сессии нардепы дали понять, что радовать своим присутствием заведение имени Парубия они не склонны. Посещаемость падала с каждым днем и в конце концов рухнула настолько, что даже классической депутатской ленью этот феномен не объяснить.

Впрочем, пятничные откровения в кулуарах несколько пролили свет на эту загадку. Александра Кужель прямо заявила, что повестка дня депутатам не интересна – хотя подчеркнула, что «Батькивщина», «Самопомич» и «Еврооптимисты» самоотверженно ходят на заседания, невзирая на сей удручающий факт. «Они пытаются ее (повестку дня – прим. ред.) изменить. Разумные люди объединяются для того, чтобы диктовать повестку дня сессионному залу и наводить порядок в работе Рады», – транслирует нам признание Кужель официальный сайт «Батькивщины».

Положа руку на сердце, насчет самоотверженной посещаемости Александра Владимировна своим единомышленникам сильно польстила: будь ее слова правдой, это можно было бы обнаружить невооруженным глазом. Но вот насчет объединения «разумных людей» - это уже интересно. Тем более что на то же самое усиленно намекает и Соболев. «Я думаю, что сейчас будет выкристаллизовываться здоровое ядро в парламенте, направленное на борьбу с коррупцией, на реальные реформы, принятие нового закона о выборах, закона о специальных комиссиях», – заявил он.

А вот вам и базис, на котором собирается кристаллизироваться это самое ядро: «Член фракции «Батькивщина» Сергей Евтушок также заявил, что работа парламента за неделю убедительно засвидетельствовала отсутствие большинства и коалицию, на которую должно опираться правительство. «Действия правительства не отвечают запросам украинского народа, – сказал он и напомнил, что «Батькивщина» направила официальное обращение к спикеру с просьбой предоставить списки депутатов коалиции, но ответа так и не получила. – Как оказалось, это самая большая тайна в украинском парламенте», – сообщает нам все тот же сайт «Батькивщины».

Несомненно, Юлия Владимировна и ее команда знают, куда бить. Эта страшная тайна, которую спикер защищает и руками и зубами, уже и так превратилась во всеобщее посмешище, а между тем пан Парубий продолжает подкидывать в топку дров. Бывший софракционник бютовцев Томенко, также живо интересующийся этой загадкой природы, опубликовал ответ, полученный от спикера.

«Оказывается, Парубий хочет, но не может сказать народу правду о коалиции! Так как в соответствии с частью второй статьи 19 Конституции он «не может производить какие-либо действия, устанавливать те или иные обстоятельства или факты относительно коалиции депутатских фракций, поскольку не наделен законом соответствующими полномочиями», – пишет Томенко в своем блоге на  «Обозревателе».

Главная хохма заключается в том, что эта ужасная часть 2 статьи 19 всего-то-навсего гласит: «Органи державної влади та органи місцевого самоврядування, їх посадові особи зобов’язані діяти лише на підставі, в межах повноважень та у спосіб, що передбачені Конституцією та Законами України». Но, как говорится, «то таке». Учитывая психотип Парубия и его неадекватное отношение к спикерскому ремеслу как к инструменту удовлетворения больших и малых нужд Банковой, никто от него сверхполета мысли и не ожидал. Его задача – токовать, закатывая глаза, о том, что суслик есть, но мы его не видим, а уж в какой форме сей нехитрый тезис будет изложен, никого особо не волнует.

В общем, коалиции нет и в обозримом будущем не предвидится. По факту, Украина вступила в масштабный парламентский кризис, и что с этим делать – кроме как бросать на амбразуру вконец завравшегося Парубия – власть явно не знает. Скупать «тушки», как это делалось при Януковиче, она либо пожабилась, либо в это стремное сборище БПП-НФ уже отказываются идти даже за деньги. Применять другой любимый метод – запугивание – кишка оказалась тонка. С жутко неотложным и страшно первоочередным «прокурорским» законом Петра Алексеевича прокатили – даром, что Парубий с воистину шизофреническим упорством, выносил его на голосование целых пять (!) раз. Поэтому в отсутствие эффективных инструментов приходится довольствоваться полумерами: обыскивать радикалов, топить «Самопомич» в мусоре, объявлять БЮТ московскими кукушатами, и т.д., и т.п.

Понятное дело, что таких методов тонкая депутатская душа не приемлет, посему народные избранники голосуют ногами. То есть, тупо сваливают, бойкотируя парламентский процесс с большой буквы «Б». Даже если делить бютовские заявления о появлении «здорового ядра» на десять, идея о более-менее совместных действиях всех неправедно обиженных все равно витает в воздухе. Парламентского большинства эти обиженные, естественно, не соберут – это уж у нынешнего созыва, видимо, карма такая, – но подгадить тихой сапой могут успешно. Причем самым примитивным образом – просто не появляясь в сессионном зале.

Что, собственно, мы сейчас и наблюдаем. Сессионный зал радует глаз торричеллиевой пустотой: в пятницу под натиском тлена и уныния дрогнул даже «Народный фронт», зарегистрировавшись утром всего двумя третями фракции, а затем постепенно испарившись в воздухе – вместе с собратьями из БПП. Настрой понятен: сколько не тверди о существовании коалиции, реальность каждый день говорит об обратном, так что зазря штаны просиживать? 

Между прочим, получается интересная юридическая коллизия. Заставить депутатов ходить на заседания нельзя. Штрафы, якобы накладываемые Парубием на прогульщиков, никого не пугали и раньше, а сейчас и подавно. Лишать мандатов через суд – так придется выгонять половину Рады, а это уже автоматически влечет за собой перевыборы, которых так не хочет наша фантомная «коалиция». В сущности, единственный инструмент, который закон предоставляет Президенту в случае бездействия Рады (в течении тридцати дней одной сессии), – это разогнать ее к чертовой матери, на что Петр Алексеевич опять же не пойдет. Но и жить при фактически бездействующем парламенте тоже как бы не комильфо: республика у нас, как ни крути, парламентско-президентская, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Так что либо власти придется гулящих депутатов как-то запугивать (но как?), либо договариваться (опять же, как?).  И то, и другое уже было испробовано, но эффекта не дало. Но выбор, опять же, невелик: либо Петр Алексеевич изобретает некий новый кнут и новый пряник, либо отправляет на свалку камлающего о том, что он не даст «дестабилизировать парламент»  Парубия и признает, что коалиции не существует… А дальше – тьма египетская.

Перевыборы президент может назначить, но не должен… Позиция Петра Алексеевича в этой ситуации легко прогнозируема. В следующем парламенте ему более-менее управляемого большинства не видать. Поэтому возможен вариант «жевания соплей», при котором Парубий будет сидеть в зале с парой сотен скучающих тел без возможности что-нибудь проголосовать.

Но долго сопли тоже не продлятся – президенту и его многочисленным кумовьям, да и правительству,  время от времени требуются нужные позитивные голосования…

Поэтому как ни крути – нынешний парламентский кризис вылечится только хирургически. Терапия и косметология уже бессильны.

Больше новостей из этой рубрики

Читайте Также

все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ