В «деле Мартыненко» как-то очень быстро стал прорываться наружу основной вопрос – является ли «расследование» НАБУ против экс-нардепа борьбой с коррупцией или речь идет о подковерных политических играх? Чего тут, собственно, больше?
Народный Фронт, который, естественно, болезненно отреагировал на выпад антикоррупционного Бюро против своего однопартийца, занял однозначную позицию, объявив о том, что дело – чисто политическое. Об этом говорится в заявлении пресс-службы партии. От НФ в этом контексте ожидать другой реакции было бы странно. Но проблема в том, что в самой ситуации наблюдаются «странности», не обратить внимание на которые невозможно в свете всей деятельности НАБУ.
То, что у следователей НАБУ наблюдаются постоянные напряги с доказательной базой – уже аксиома. То есть «вязать» подчиненные Сытника научились сразу, а вот со сбором доказательств у них хронически не складывается. В абсолютном большинстве случаев именно поэтому громкие «предъявы» и аресты НАБУ рассыпаются в судах. Недовольство таким положением дел высказал недавно председатель Консультационной миссии ЕС Кястутис Ланчинскас: «…в суде уже есть дела НАБУ, которые почти полгода просто лежат себе – суд с ними ничего не делает. Международное сообщество выражает мнение, что это – негативное явление».
То есть КПД главного антикоррупционного органа стремится к круглому нулю, и с этим необходимо все-таки что-то делать. Потому что из 300 дел, которые в течении года расследует НАБУ, в суд переданы всего около полусотни, а до реального приговора не дошло ни одно! В этом смысле налогоплательщики скоро начнут задавать господину Сытнику неудобные вопросы о том, где та черная дыра, куда улетают бюджетные деньги на содержание немалочисленного антикоррупционного аппарата. Который даже денег Януковича не может отыскать. При том, что денег этих много и они – везде.
Поэтому НАБУ испытывает потребность в новых громких делах, которые могут стать топовыми новостями. Судя по реакции СМИ на арест Мартыненко – с пиаром все сложилось неплохо. Но что будет на выходе? Видимо, с некоторого времени постоянные провалы в судах НАБУ окончательно надоели. Как оказалось, дело Мартыненко в ближайшее время будет рассматривать довольно интересный персонаж: судья Соломенского райсуда Киева Бобровник. Тот самый, который слушал дело Насирова.
По какой загадочной автоматизированная система распределения дел регулярно подсовывает в НАБУшные процессы одного и того же судью? Причем с репутацией, которая даже на общем фоне нашей судебной системы, отличается просто изысканной запятнанностью.
Бобровник – заслуженный обладатель антипремии "Чертополох года" от Украинского Хельсинского союза по правам человека. Как сказано в отчете организации, судья признан "самым наглым судьей правонарушителем". Правозащитники считают, что в его арсенале имеется множество неправосудных решений, которые «повлекли тяжкие последствия"
Скажем, на сайте руху «Чесно» описан ряд «подвигов» этого служителя Фемиды. Александр Бобровник подозревается в квартирных аферах – Апелляционный суд Киева уже отменял принятое им решение об отчуждении квартиры по сомнительным материалам. Позже по факту мошеннического завладения жилплощадью, которое «освятил» своим решением Бобровник, было начато уголовное производство.
Бобровник известен и тем, что в январе 2016 года закрыл уголовное производство против известно соратника Януковича - Юрия Иванющенко, - которого подозревали в хищении Киотских миллионов.
Надо ли говорить о том, что этот породистый представитель «дореформенной» судебной системы, вероятно, прочно сидит на крючке? На этом фоне постоянно повторяющийся «случайный» выбор распределения дел от НАБУ одному и тому же судье, начинает дурно пахнуть «ручной» работой… НАБУ в этом случае играет в опасную игру в надежде на «нужное» решение. В «борьбе с коррупцией» танцы с коррумпированной судебной системой лишают процесс главного – чистоты и доверия.
Позиции у НАБУ в деле Мартыненко вызывают скепсис уже потому, что детективы после полутора лет возни с одним обвинением вдруг предъявили совершенно другое. Теперь им нужно «продавить» содержание Мартыненко под стражей. Что, учитывая довольно издевательское поведение Мартыненко, несколько проблематично (если дело рассматривать объективно). Посудите сами: Народный Депутат, добровольно сдавший мандат, дабы содействовать следствию, никуда за все время расследования не исчез, да еще и выражал готовность сдать в НАБУ свой зарубежный паспорт. Доказать необходимость поместить его в СИЗО в таком контексте – дело нелегкое. А если с доказательствами будет традиционно туго, а адвокаты будут измываться как умеют – надежда остается только на ручного судью, подозреваемого во всех тяжких вплоть до алкоголизма и взяток.
Расклад прелестен. И вопрос о том, чего в деле Мартыненко больше – политики или «антикоррупции» - сам собой перемещается в политическую плоскость. Ну, и бизнесовую, конечно, куда ж без нее… В местных традициях, приверженность которым так явно демонстрируют в НАБУ, - перераспределение бизнес-активов, пока «жертва» вовсю пилится пилой правосудия. Да и в политических процессах «суд да дело» - верный помощник тех, кто рулит судебной системой (а с недавнего времени и «антикоррупционными органами») и хочет малость откусить у «дружественной» партии. Не предположить того, что заклятые «партнеры по коалиции» - БПП и НФ – нынче не в лучших отношениях, очень наивно. И если тому, у кого больше власти, нужны рычаги для маленького нагиба «единомышленников», то небо в клеточку для лица, безусловно, влиятельного в среде этих самых единомышленников, - инструмент проверенный и надежный.
Скажем так: маленький неприятный судья-взяточник обеспечивает просто тектонические политически сдвиги. Вопрос в том, какая судьба у этого человека? Чауса? Киреева?
А какая у страны, где такое возможно?