В ДЕТАЛЯХ

2017.04.27

Железная логика железнодорожных реформ: пассажирам вывернут карманы

Анбандлинг «Укрзализниці» превратит ее в кластер?

Picture

Надеемся, что у просвещённого читателя не затряслись коленки и не завихрились мозги от заголовка, где употреблены два странных слова. Но с «анбандлингом»  мы уже разбирались, и хорошо помним, что это вообще большая гадость с точки зрения владельца предприятия или корпорации, которая подвергается, часто – насильственно вот этому самому анбандлингу, то есть – разукрупнению, разъединению на составные части. Ну, дабы не превратилось оно, это предприятие, в монопольного монстра, с которым сладу не будет. Энергетический левиафан Рината Ахметова – тому пример.

«Укрзалізниця» - второй пример, причём покруче первого, постарше и намного «монопольнее», что ли… Это государство в государстве, таким было задумано в момент создания, и развивалось, как особая отрасль. Ну, помните, вся страна жила в ожидании нападения то Гитлера, то Эйзенхауэра с этим… председателем Мао… И у железной дороги было всё своё: свои санатории и дома отдыха на Чёрном море, свои больницы, своя милиция, своя торговля и даже свои собственные железнодорожные войска… Про газету «Гудок» и футбольные клубы «Локомотив» помолчим, дабы не впрячь читателей старшего поколения в ностальгические мутные воспоминания…

И «Укрзализныця» ничем не отличалась от той, совковой. Гигант, монополист, «страна в стране», и вечный её монумент и легенда – Кирпа, и царствие ему небесное. И мы уже много лет подряд живём в ожидании если не реформ в истинном значении этого слова, то хотя бы каких-то изменений, которые избавили бы нас от всего, что сегодня сопровождает нас в дороге по железным рельсам. Перечислять не будем, как-нибудь потом, но туалетный запах по всему вагону помнят все, и мокрые простыни в купе тоже…

Что с этим делать?

А чёрт его знает. Это самый простой ответ. Не потому, что не знаем, а потому, что страшно – как бы там ни было, а железная дорога представляла собой единый механизм, где десятилетиями отлажено было всё: начиная от поставки вагонов по коррупционным схемам, и завершая установлением цен на билеты (по непонятным схемам). Кстати, в этом году железнодорожники отказались от «очередного планового» повышения цен на проезд, под которое уже была выстроена твёрдая доказательная база, все её знают: «дорожает электричество, топливо, металл», и это выглядело странновато. Потому что народ уже приготовился ездить «к тётке в Жмеринку» по  цене «тётки в Неаполе». И тут… 

И тут началось… Обществу представили «Стратегию модернизации «Укрзализныци» на 2017-2021 г.» И самолично неединожды «обласканный» прессой и политикумом глава железнодорожного ведомства Войцех Балчун нарисовал благостную картину реформ, которых ждали не одно десятилетие.

Картина благостная, но тревожная. Вкратце суть революционных изменений такова: Открытое Акционерное Общество, коим сегодня является железнодорожное хозяйство страны, будет разделено (анбадлинг!) на 5 «бизнес-вертикалей». Грузовые перевозки и логистика, пассажирские перевозки, инфраструктура, тяговые услуги, производство и сервис. Всё это должно быть создано до конца 2017 года.

Что это значит? С одной стороны – «лёд тронулся, господа пассажиры и машинисты со стрелочниками». Давно было пора, и тут бы поаплодировать смелости и прямо-таки «героическому запалу» главы железной дороги и менестрелю  Войцеху Балчуну, который сподобился наконец…

Но аплодисменты могут получиться по щекам. Нашим щекам, пассажирским. Потому что в рамках этой самой реформы в 2018 году планируется создание 6 региональных компаний по пассажирским перевозкам и одна вокзальная. Даже для тягового состава предусмотрена отдельная компания…

То есть забота про нас, затурканных вокзальных сидельцев и «забилетамистояльцев» - налицо.

 Но.

Знаете, в чём была главная «беда» железной дороги, по мнению самих железнодорожников?  Эта беда была – МЫ.

Потому что пассажирские перевозки практически во все годы существования железной дороги были – убыточными. Тут, если честно, трудно приложить знаменитый термин последних лет, ежедневно употребляемый нашими коммунальщиками, обогревателями и осветителями – «экономически обоснованный тариф».

Потому что, если нам «экономически обоснуют» железнодорожный тариф, мы будем ездить на собаках. Ввиду отсутствия у нас таких же «экономически обоснованных» заработных плат, не говоря о пенсиях. Именно поэтому существует термин «перекрёстное субсидирование». Непонятно? Да чего уж: это когда ничтожная стоимость билетов на поезд перекрывалась доходами от грузовых перевозок по железной дороге.

То есть господин Ахметов таскает свои угли-металлы, и платит за каждую тонну приличные деньги, и тем самым позволяет нам покупать дешёвые билеты. Так было почти всегда. Объёмы грузоперевозок в стране были огромными. Деньги за них платились тоже огромные, и это позволяло пассажирам за малые деньги… Ну, это мы говорили уже.

Так вот теперь так не будет. Если пассажирскими перевозками будет заниматься отдельная компания… Так у неё, по законам рынка, и интересы будут «отдельные». Направленные на добычу доходов, поскольку без этого теряет смысл реформа, как непременная составляющая часть рыночных преобразований. А в рынке «без денег» не бывает.

Вообще-то вся эта операция наводит на ещё одну крамольную мысль: а не является ли это – подготовкой к простому «дерибану» единого организма а потом – к продаже его по частям и в розницу? А?

Таким образом все эти объявленные «бизнес-вертикали», которые в нашем мутном прошлом представляли собой единое целое, то есть «Укрзализныцю», из холдинга превращаются – в «кластер». А это, по всем учебникам современной экономики – «Объединение предприятий ведущей отрасли, выпускающих основные виды продукции и организующих сопредельные и поддерживающие отрасли, выполняющие вспомогательные и обслуживающие функции». Есть и много других определений, принадлежащих разным учёным и экспертам, но основной смысл можно объяснить просто: кластер – это куча производственных структур, объединённых одной идеей.

Одной! Идея железной дороги в чём? Перевозить всяческие грузы, живые и неживые. Мы какие грузы? Правильно, живые.

Для нас всё будет отдельно. Отдельная «пассажирская компания».

Подешевеют ли от этого билеты? Читайте выше: цены на билеты будут «экономически обоснованными».

«Шо? Опять???» - возопит читатель словами Волка из мультика «Жил-был пёс…»

Ага. Опять. Мы опять упрёмся в то, во что упёрлись наши коммунально-энергетические «реформаторы».

В пустые карманы.

Иван ЕЛИСТРАТОВ

Больше новостей из этой рубрики

Читайте Также

все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ