В ДЕТАЛЯХ

2017.07.31

Вступительная кампания: украинская молодежь выбирает «доходные» профессии

МОН Украины отмечает, что по-прежнему «гуманитарии» популярнее «технократов»

Picture

…Много лет назад один мальчик-подросток подошёл к своему папе и сказал, что очень хочет кем-то быть, по профессии типа, но не знает, кем именно. Папа у него был умный и рассудительный. Он взял сына за руку и повёл по посёлку городского типа в 20 километрах от областного центра. Он водил его и показывал, в КАКИХ домах живут его учителя, агроном, председатель колхоза, адвокат, местный участковый инспектор милиции, бригадиры… (Окончание рассказа – ниже…)

«Кем быть?» Вопрос вечный и очень банальный, по сути. Потому что  - каждый год… «Каждый год под Новый год…» Нет, мы не ходим в баню, как в классическом фильме. А каждый год мы выбираем профессию. Детям и внукам. И, кстати, это непростое занятие. Не потому что сложное по сути своей: ты ребёнку насоветуешь профессию, он её освоит, возненавидит, будет тебя до гробовой доски шпынять: «Ты мне насоветовал!»

Итак, каждый год… И 2017-й год не исключение, толпы наших отпрысков устремляются в СВОЁ светлое будущее. Своё! Не наше, не ваше, только своё.

Но не всё так просто. Если внимательно присмотреться к рейтингам специальностей, которые выбирает молодёжь, можно прочитать историю развития всего государства. Можно узнать, чем оно дышало раньше, и чем будет жить завтра…

Ладно, чем дышало раньше, мы помним. Когда-то в личной беседе 18 лет назад один очень известный юрист недоумённо спрашивал у знакомого журналиста: «Скажите, может, я чего не понимаю, но наши вузы сегодня готовят и выпускают в год по 10 тысяч юристов! Зачем нас столько??? Мы же даже умирать не успеваем…»

У него было неплохое чувство юмора. Но он неверно оценивал ситуацию в стране. В стране, где бизнес только-только становился на ноги, только начал вкушать славу и деньги. Большие деньги, причём.  Такие большие, что о них и громко  говорить-то было неловко, поэтому понятие «слава» быстро отошло на второй план…  В лихие 90-е годы, например, были целые «зоны обогащения» для адвокатов, работавших в криминальной сфере: Донбасс, Крым… Там городки и веси в бесконечных «разборках» устилались трупами глупых «быков» и «солдат» из сотен ОПГ, там надо было спасать от нар сотни «бригадиров», там несли адвокатам  бабло авоськами и чемоданами…

Ну, и, конечно же, началось освоение «внешних рынков». Оффшоров, например, и уже к началу «нулевых» одним из главных инвесторов Украины стал, например, Кипр. Не говоря об остальных. Все эти тихие экономические операции требовали, между прочим, высококлассного бухгалтерского и юридического сопровождения.

И тут оказалось, что наши вузы выпускают вполне качественных специалистов в области экономики, «тихой бухгалтерии» и юриспруденции, даже международной! Деньги начали крутиться в стране огромные (и крутятся до сих пор), и те самые десятки тысяч юристов-экономистов начали находить себе применение, да ещё и нарасхват. Десятки тысяч теневых фирм, полупрозрачных предприятий, фиктивных сделок требовали от них грамотной, порой – филигранной работы. И у них получалось, и знание иностранных языков у них откуда-то взялось…

Они, юные выпускники, попросту стали тем, кого в романе Марио Пьюзо «Крёстный отец» называли – «консильери», то есть юридическими советниками руководителей преступных кланов.

А как мечталось? Когда в конце совковой эры появились первые кооперативы и  первые намёки на «свободную экономику»? Думалось, что нам необходимо будет воспитать, подготовить десятки тысяч классных юристов, поскольку возможность стать хозяевами самим себе обязательно потребует появления хорошо подготовленных кадров – ведь экономические взаимоотношения – это не только подсчёт производственных возможностей и прибылей, которые они принесут. Это, пардон, и судовые сутяжничества, и имущественные и финансовые претензии участников рынка друг к другу, и правильное юридическое сопровождение серьёзных контрактов…

А ещё мы очень на них надеялись. Что они станут помощниками наших новоиспечённых фермеров, создадут в стране совместно с тысячами экономистов эффективные консалтинговые фирмы и помогут продвижению их продукции на международные рынки… Что они встанут на защиту прав собственности как хозяев бизнеса, так и простых тружеников..

Оказалось, что всему этому наши ребята могут научиться.

… И использовать эти знания так, как использует сегодня Андрей Портнов, например…

Вот почему сегодня так трудно приходится нашим правоохранительным органам расследовать «дела минувших дней». Вот почему мы не можем порой «взять за это самое» многих дельцов, вовремя смывшихся за кордон, умело спрятавших своё «намытое» в обширной сети мировой банковской системы. 

Да что мы всё о грустном…

Вступительная кампания 2017 года показала, что в стране… ничего не меняется в профессиональных предпочтениях. За последние 20 лет в мире произошла технологическая революция, Интернет охватил земной шар, всерьёз идут разговоры об искусственном интеллекте. А наши детки, не отрывая глаз от Ай-фонов, оглядываются по сторонам и видят мир реальным, каким он есть, а этом мире главными остаются самые востребованные профессии в Украине: прокурор, судья, адвокат, дипломат и программист.

Причём программисты по уровню востребованности среди молодёжи всё равно остаются на 4-5 месте. После туроператоров и менеджеров…

«Почему так?» А это тема отдельной диссертации, и не одной. Если успеем, конечно, осмыслить итоги сегодняшней  вступительной кампании, показавшей, что (по данным Министерства образования и науки) самыми популярными отраслями, куда стремиться молодёжь, в этом году по-прежнему остаются юриспруденция, экономика, международное право, туризм…

По количеству заявок на поступление лидерами являются КНУ имени Т.Шевченко, (почти 30 тысяч заявлений на вступление), Львовский национальный университет имени И.Франко, (24 тысячи заявлений), Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского (20 тысяч заявлений).

МОН Украины отмечает, что по-прежнему «гуманитарии» популярнее «технократов», и это практически означает опровержение знаменитого стихотворения поэта Бориса Слуцкого, которым он в 1959 году фактически сдвинул с места целый континент профессиональных предпочтений советской молодёжи. Он увёл их в технику, в физику, в космос… «Что-то лирики в загоне, что-то физики в почёте…»

Это было красиво. Но всё это испоганила советская партийная  бюрократия, своей косностью и глупостью практически уничтожившая рвение молодых и вызвавшая в научно-технической гонке СССР и Запада отставание «советских» - НАВСЕГДА.

Сегодня вроде бы нам никто не мешает, правда?

Никто, кроме денег.

Все знают, в какой глубокой ж…  жуткой ситуации находятся наши молодые учёные, учителя, даже молодые Ай-тишники!

Вот почему молодёжь прагматически смотрит не на престиж и глубину интеллекта, которые требуются будущим Нобелевским лауреатам по физике. Они смотрят на собственный «фьючерс-счёт» в банке…

А их обеспечивают сегодня дивные, странно звучащие с тоски зрения науки о семантике слова, понятия «гуманитарных» (читай - «лирических») специальностей: «менеджер», «прокурор», «инспектор»… Прочитал бы это Борис Слуцкий…

Почему-то вспомнилось недоумение одного из школьных учителей, узнавших, что в числе самых популярных  в 90-е годы была специальность «эколога».

Это он, наивный, просто ещё не знал «взяткоёмкость» этой профессии.

Да, вернёмся к началу нашего рассказа про мальчика, задумавшегося – «кем быть»?

… Папа после путешествия по посёлку привёл его в дом. Семикомнатный, кирпичный, с мансардой и балконом при ней. Усадил в кресло, налил лимонаду, спросил: «Ну, что?»

И мальчик  сказал:

- Папа, я хочу быть – ТОБОЙ.

…Папа у него был районным прокурором.

Иван ЕЛИСТРАТОВ

Больше новостей из этой рубрики

Читайте Также

все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ