Мы уже писали о «победоносном сборе от таможни и налоговой» . Победы крупные, не возразишь. Вопрос – каким образом всё «сверхпланово намытое» будет размазываться по всем государственно-народным надобностям - не должен быть главным. Сами видите: там субсидии опять в повале, там парад, там война… Ясно пока одно: ДЕНЬГИ В СТРАНЕ ЕСТЬ. Есть, потому что чем бы тогда наполнялись е-декларации нашей так называемой «элиты»?
Но мы с вами люди реальные, и, когда нам говорят, что в стране где-то что-то приросло, то нам, как настоящим украинцам, интересно сразу помацать, пощупать: что приросло конкретно, конкретно к чему приросло, сколько, и, самое главное – какая нам от этого «прирастания» будет польза.
Уже говорилось о странных «мотаниях» статистических показателей, когда ими оперируют чиновники Кабинета министров. То у них получается, что промышленность делает огроменные успехи, вырастая аж на целых 2,5% к «предыдущему периоду». Мы даже оставляем в стороне то, что эти «проценты роста» вообще находятся на уровне статистической погрешности при расчёте любых динамичных систем. А что может быть «динамичнее» нашей экономики? Которая, не поймёшь, развивается самостоятельно, с определённой целью, программой, или просто банально отвечает на «вызовы политэкономической судьбы»?
Иногда складывается впечатление, что она отвечает ещё и на «амбицио каприозо» наших руководителей… Потому что посмотрите – была ведь тишина до апреля 2016 года, правда? Бодрые и по-пионерски звонкие призывы бывшего премьера Арсения Яценюка «построить стену и посадить на фиг всех коррупционеров» никак не влияли на экономику. Она держалась из последних сил, правящие слои оправдывались, что-де «тяжко жить без Донбасса»… Что мы там столько потеряли… Ужас.
И нужно было что-то делать, потому что в стране оставались отрасли, которым и война по барабану, и падение спроса на продукцию никогда грозить не будет.
Потому что.
Все.
Хотят.
Жрать.
И Боженька (или Творец, кому как удобнее) услышал и увидел нашу страну и преподнёс ей в 2016 году здоровенный урожай зерновых. Такой, что аграрии по объемам валютных заработков для бюджета страны заткнули за пояс металлургов, которые в основном в прошлые годы поддерживали наш торговый баланс. И уже на страницах СМИ затеялись жаркие дискуссии о том, кто же мы на самом деле в этом мире: кормильцы, или эти… Железячники, или как там называют людей, торгующих железными чушками… Многие считали, что кормильцы.
И это хрен бы с ним, если бы не вмешалась иная сила, и потребовавшая немедленной «земельной реформы». А то «денег не даст». (Вы МВФ узнали, да?). А у нас ведь, если что-то начинаем «реформировать», то ему почему-то обязательно «гаплык» наступает. Жалко её, землю-то… Начнёшь над ней «политические эксперименты» со всякими мораториями-куплями-продажами ставить – неизвестно, чем кончиться может.
В общем, трудно нам пока что определить – за какими экономическими показателями нам надо следить в первую очередь. Но у нас зато есть самый-самый главный измеритель эффективности деятельности любого правительства.
Это наш карман. И мы имеем полное право, заглядывая в его дырявые глубины, а потом просматривая сводки Госкомстата и выслушивая правительственных «глашатаев побед», совместить увиденное там и там, и выработать общее впечатление.
Общее впечатление, кажется, уже выработано… Но дьявол кроется в деталях, как сказал немецкий культуролог 19 века Аби Варбург, а за ним повторяют всяческие околокриминальные специалисты, и тщательно прячут этих детали. Мы не можем, потому что слишком тесно связаны с этими «деталями». Мы из них состоим.
Например, если сравнивать общее впечатление от рапортов правительства о широкой, текущей в бюджет реке «лёгких денег» от таможни и мытарей, и рассматривания итогов работы реальной экономики то оно (впечатление) сильно смазывается, например, после такого сообщения: «В Украине рухнула металлургия». За 6 месяцев 2017 года было произведено 79% к аналогичному периоду 2016 года чугуна, 83% стали, 80% проката.
То есть деньги рекой, но «утюг из города Колгуева» по этой реке уже не проплывёт. А между прочим, нашей стране ежегодно требуется не менее 12 миллионов тонн металла для всяческих «народнохозяйственных нужд»…
«При чём тут металл?» - спросит читатель.
Да ни при чём!!! Просто, если внимательно читать эту статистическую лобуду, можно всякого начитать на свою голову. Например, такой вопрос: «А какого чёрта…» В смысле, смотрите: металлургия, как наверняка врут «агенты Кремля», рухнула. Проценты вы видели. Но тогда – какого чёрта эти металлурги спалили за 6 месяцев 880 миллионов кубометров природного газа, на 2% больше, чем за тот же период прошлого года??? Куда «ушёл» газ, спрашивается?
Можно дальше порыться, конечно… И наткнуться на такое: железорудного сырья в стране добыто на 14% меньше прошлогоднего уровня. Что? Война? Но нам пока ещё ничего не известно о «боевых успехах криворожского народного ополчения», которое повлияло бы на добычу железной руды в этих местах. К тому же в стране 80 месторождений железных руд в миллиарды тонн, разве все они в районе боевых действий? Потому что потери в добыче углей нам понятны. А тут что?
Мы не из злорадства всё это спрашиваем. А, чтобы понять, откуда у нас эти вот то 1,5, то 2,5 процентов «роста экономики». Потому что, если падение промпроизводства за 6 месяцев составило 1,3%, то откуда?
Но ни производство стали, ни накапывание углей не влияет на наш карман. Увы. Если мы, конечно, не рудокопы и не шахтёры. Но с шахтёрами ещё сложнее, поскольку все статистические показатели год назад, да и по сегодняшний день содержат в себе масенькую такую оговорочку: «Без учёта оккупированных территорий Донбасса и Крыма». И мы, когда изучали все эти показатели, понимали, что это – не вся Украина, что тут «без учёта». Но… Когда грянула блокада ОРДЛО имени Парасюка, вдруг раздался из всех кабинетов жуткий вой на тему: «Мы потеряем 34% ВВП страны!!!»
То есть, видимо, кто-то, имея свой «гешефт» на неконтролируемых грузоперевозках через линию фронта, и на самом деле мог понести огромные ЛИЧНЫЕ потери! И, видимо, таки понёс. И затаился. Потому что воплей о «катастрофе украинской энергетики» стало поменьше, а веерных отключений по всей Украине, как предрекали некоторые торопыги-эксперты «от Кабмина на Банковой», так и не случилось.
И, кстати, до сих пор осталось неясным: что именно перевозилось в течение двух лет через линию фронта под угольными вагонными насыпями?
Чтобы «Рупор» не обвиняли в сплошном сарказме и жёлчности, можем сообщить вот такое:
«Сообщается, что наибольший рост промпроизводства в июне 2017 года по сравнению с июнем 2016 года зафиксирован в производстве компьютеров, электронной и оптической продукции - 25%, фармацевтике — на 19,1%.
Наибольший рост в июне к маю зафиксирован также в производстве компьютеров, электронной и оптической продукции — более чем в 2 раза».
Вам нравится? Всё-таки эти строчки звучат намного перспективнее, чем, скажем, сообщение о росте объёмов экспорта улиток… Хотя в связи с засухой – как они там поживают? Надо бы глянуть…
Да, и по поводу производства в Украине компьютеров… Терзают смутные сомненья.
Иван ЕЛИСТРАТОВ