В ДЕТАЛЯХ

2017.08.29

Госисполнителям урезали аппетиты

«Десятину» понизили до неприличных размеров

Picture

Мы какие-то странные все… Сколько разговоров было про государственную службу, то есть чиновничью: и платят, мол, там мало, и народ злой, всё во взятках каких-то обвиняет, да в лености и ненависти к реформам… Да и само понятие «госслужащий» нивелировалось в последние годы донельзя, всё время ассоциировалось с толпами людей со смурными лицами, которых под угрозой увольнения сгоняли на городские площади для поддержки какого-нибудь очередного «избранника от народа». В Верхнюю Раду были выборы, в местную,  всё равно это называлось грубым и неприличным, уже на грани матерщины, словом «админресурс» и осуждалось наравне с раздачей гречки и масла «лохторату».

И вдруг… Обнаружилось, что именно государственная служба может приносить дурные и дикие прибыли, причём чётко по Остапу Бендеру. Помните, он знал 400 сравнительно честных способов отъема денег у населения? По сегодняшним меркам Остап – мелкий лох, причём в годы расцвета его деятельности ещё не были изобретены сегодняшние электронные системы функционирования самой денежной системы, а главное – не было тогда ещё наших «законников». Нет, мы не «воров в законе» имеем в виду. Это грубовато всё-таки звучит, тем более, что не все изрядные и очень известные мошенники и бандюки соглашались «короноваться». Например, знаменитый, убитый лет 20 назад одесский «авторитет» Карабас отказался от «коронования», и силу свою и вес в бандитском мире не потерял.

А знаете, чем он гордился?

Он гордился тем, что за свои «услуги», например, по «крышеванию» - никогда не брал больше 10%  от дохода «клиента», не отнимая последнего.  Он считал, что это и «по-Божески», и «по библейским канонам»,  и был  в этом своего рода «честный» экономический расчёт: 10% от дохода – это часть, которая вроде бы оставляет возможность развиваться дальше, и необременительная даже в моральном плане: ладно, не обеднею, но и «защита» будет от других таких же «робингудов».

И самые первые рэкетиры, расплодившиеся ещё в СССР, работали именно по схеме «10%». Мало того, они  в разговорах с журналистами не стеснялись ссылаться на библейские источники! Если читателю интересно, он может «погуглить» и самолично освоить «теоретическую основу» рэкетирского процента.

Так вот кажется, Министерство юстиции Украины пошло по этому же пути… По крайней мере, очень похоже. Смотрите: восемь сотрудников министерства за два месяца получили … 23 миллиона гривен вознаграждения «за труды». Где вы, гитарист – железнодорожник Балчун с миллионной зарплатой, Коболев с такой же,  и иже с ними?

Тут все министерства бьются, как фигуристы об лёд, выискивают какие-то мифические «внутренние резервы» (в пределах строгого бюджета!), пытаются хоть как-то заманить на государственную службу толковых и невороватых сотрудников, а тут рррраз! И скромный государственный исполнитель, с которым и здороваться-то не каждому хотелось ввиду явной «неморальности» самой должности (он – отнимает добро!) вдруг стал одновременно и «завидным женихом» и подозрительно разбогатевшим типом одновременно.

А в чём их, этих внезапных миллионеров, можно обвинить? Они исполняли «государственный долг». Они самым законным образом «вышибали долги» с тех, на кого государство указало. Причём, заметим, они не опустошали Госбюджет, совсем нет! «Выплата вознаграждения государственному исполнителю осуществляется в пределах и за счет соответствующих поступлений в специальный фонд государственного бюджета, который формируется из средств исполнительского сбора, взысканного государственными исполнителями с должников, и не требует дополнительных расходов из Государственного бюджета Украины».

Понятно вам?

Тут возникает очень простой вопрос. Такой: чем руководствовались чиновники, разрабатывая и вводя в действие данную систему «мотивации государственных исполнителей», которая предусматривает, что если этот самый исполнитель добивается взыскания с должника определённой суммы средств, то он вознаграждается «за труды» именно вот так – в 10% от этой суммы?

Тут мы можем, кстати, строить сколько угодно всяких догадок, теорий, даже неприличных. Самая неприличная: договорились – ДЕЛИТЬСЯ. Те, кому выдадут отакенные «премии», обязаны поделиться  с теми, кто разработал такую систему… Что?  Некрасиво так подозревать, и что это вообще «поклёп»? Ну, пусть будет так. Берём некрасивое подозрение обратно.

Но тогда остаётся предположить, что в Минюсте свято чтут Библию, причём оба Завета – и Ветхий, и Новый, там про десятину немало писано, и разного. Главное, что  самим-то исполнителям понравилось! За весь 2016-й год ими было взыскано и перечислено в госбюджет 1,5 миллиарда гривен, а за только за полгода 2017-го – 1,8 миллиарда!

И тут общественность спохватилась. Сказало разные слова в быту и в соцсетях, среди которых «ни хрена себе!» было наиболее мягкой оценкой.

Есть ещё один щекотливый момент во всей этой истории. Ну вот зачем теперь этим самым госиполнителям гоняться за «мелкой дичью» в виде, скажем, злостных алиментщиков с их несчастными копеечными долгами, если можно поймать «по Луценко» крупную рыбу с размахом рук миллионов эдак в 20-50, и получить свою законную (пишем без кавычек, потому что именно определённую Законом!) долю?

Да и скажем честно: судебные исполнители весьма часто грешили вот этой мелкой операцией: «поиметь свою долю» со взысканного в чью-то пользу. Ну, а теперь вообще – это ж само Государство ввело «рэкетирскую десятину!» У исполнителей зарплаты были всегда – никакие, этот вид деятельности в табели о рангах судебной системы был в самом низу. Вот и пробавлялись, кто как может.

А тут такая лафа. Практически эта самая «система мотивации», будучи внедрённой, означала – ЛЕГАЛИЗАЦИЮ ВЗЯТКИ.

Можно долго вспоминать, раскапывать, как на самом деле работала эта система. Важно другое.

Важно посмотреть – КАК на заседании Кабинета Министров был осуществлён «поворот взад».  Это было бы любопытно для специалистов – физиономистов, и для простых граждан тоже, поскольку не каждый день мы можем видеть, как скороговоркой и пряча глаза, чиновники высокого ранга сами себе признаются в том, что при попытке как-то и «рыбку съесть и ножки не замочить»  они, как говорят, «лишку хватили».

А на заседании Кабмина замминистра  юстиции Сергей Петухов как-то очень быстро-быстро обозначил тему, что, мол, в связи с судовой реформой «ввели новую систему оплаты труда государственных судовых исполнителей и ввели процентные отчисления от суммы, которая была взыскана»… И эта система, дескать, просто-таки выручила Минюст, теперь в три раза увеличилось количество завершённых судовых решений (а они в стране традиционно и годами не выполнялись в полном объёме), но… Как-то так получилось…  Слишком большие суммы…

Нам бы, читатель, спросить: «А какие, ети его душу,  суммы для госчиновника  будут – в самый раз?» Что-то, глядя на коттеджные города-спутники вокруг наших Львовов – Киевов, сомнение тяжкое есть, что существует какая-то норма, или грань, определяющая – «в самый раз, или ещё не очень…»

Но слово было сказано. Кабинет министров быстро-быстро, в течение 5 минут решил проблему, уже было собравшуюся «взорвать» общество. Потому что 23 миллиона на восьмерых…  Тут ведь такое дело – кого-то (особенно – министерских и вообще чиновных коллег) «жаба задавила», кто-то немедленно вспомнил о том, что «справедливость есть, и за неё надо бороться», и уже затаился до осени – «побороться», видимо…

Правительство вовремя среагировало. Теперь, даже если госисполнитель, или частный судебный исполнитель (вводится такой институт) слупят с должника миллиард, то в качестве вознаграждения за труды скорбные он больше 200 прожиточных минимумов не получит. Что, кстати, между нами, читателями, тоже явный перебор. Что-то ни разу никто из нас не читал о том, как эти самые исполнители преследовали задолжавшую вражину на мопеде, вертолёте и подводной лодке, уклонялись от автоматных очередей, и, настигнув в каком-нибудь ночном клубе, приставив ствол пузыря «вискаря» ко лбу, содрали с него пяток миллионов и героически донесли до Госбюджета.

Зато теперь больше 300 тысяч гривен такой «герой» не получит.

Добавим: а дальше видно будет…

Тут бы ещё можно было поразмышлять, поспрашивать. Типа: ребята, а вот когда все эти решения насчёт введения новой «системы мотивации» вами обсуждались, рассчитывались и подписывались, никому в голову не пришло, что, как сказал тут же Премьер, «цифры были заоблачными?» Опять будут ссылки на Библию? Или, вот на заседании говорилось, что-де «ничего страшного, эти деньги не из Госбюджета…»

Да, не оттуда. А из специального фонда, созданного как раз вот этими взысканными долгами. Но тогда, пардон, получается, что взысканные миллионы не идут напрямую в Госбюджет, а сливаются в этот самый «спецфонд»? Да и вообще: если вот упомянутые 23 миллиона получили частные, пусть и государственные по должности лица, то, может, лучше бы было их всё-таки в Бюджет страны отправить?

Это уже не говоря о самой моральной сути вопроса. А он звучит так: а с какого, извините… Ну, скажем мягко – перепугу государственные чиновники должны получать какие-либо «отдельные» вознаграждения только за то, что они  выполняют свои должностные обязанности?

Кстати, о библейских мотивах… Надо библейские первоисточники насчёт всяких «пожертвований»  изучать тщательнее, господа чиновники.

Ибо сказано: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять». (От Матфея).

«Суд, милость и веру». Вот что пропустили, поспешив воплотить «десятину»…

Иван ЕЛИСТРАТОВ

Больше новостей из этой рубрики

Читайте Также

все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ