Ни румыны, ни сербы, ни словаки не ведутся на венгерские провокации относительно языка ее нацменьшинств в этих странах. Почему это должна делать Украина?
Ни для кого не секрет, что Венгрия проводит на Закарпатье достаточно агрессивную политику, направленную на формирование у 150-тысячного населения этнических венгров менталитета, который бы работал на обособленность от Украины. Мечтатели из числа «собирателей» земель Австро-Венгерской империи даже не скрывают своих глобальных целей. Прилагая огромные финансовые и организационные усилия, они пытаются сформировать «правильное» самосознание у граждан Украины венгерского происхождения - через образование, культуру, язык, паспорта.
И поэтому негативная реакция правительства Венгрии на новый украинский закон об образовании вполне понятна. В принятом на днях Верховной Радой документе зафиксировано: за государственный счет образование в Украине дается только на государственном языке – украинском. Преподавание учебных предметов на языке национальных меньшинств допускается только в дошкольном образовании и младшей школе (для обеспечения «меньшинских» прав граждан). Или же в частных учебных заведениях, к финансированию и содержанию которых государство не имеет никакого отношения. Все в рамках украинского и международного права. «Стратегов» из Венгрии это не устраивает – вся их схема постепенной «венгризации» украинских граждан за украинский же счет рассыпается.
Действительно государственный подход: блюсти интересы государства, не глядя на чужие истерики
Правительство Венгрии выразило решительный протест против нового закона "Об образовании", принятого Верховной Радой Украины 5-го сентября. Мол, принятие этого закона "фактически лишает национальные меньшинства, проживающие в стране обучения на родном языке". Официальный Будапешт задет одним принципиальным пунктом в нашем законе – в государственной системе образования на языках нацменьшинств можно преподавать только в дошкольных учебных учреждениях и в младшей школе (1-4 класс). Начиная с 5-го класса преподавание предметов ведется на государственном языке.
Венгерские оппозиционеры из правоэкстремистской партии «Йоббик» вообще назвали шаги украинской власти в образовательном законодательстве «шовинистическими». И параллельно раскритиковали действующее правительство Венгрии за то, что, несмотря на существенную материальную поддержку венгерских общин со стороны материнского государства в соседних с Венгрией странах (Сербии, Словакии, Украине), официальный Будапешт не осмелился жестче вести разговор об «ущемлении прав венгерских нацменьшинств».
Ссылаясь на то, что «Йоббик» вторая по величине политическая сила в Венгрии, венгерские правоэкстремисты пригрозили, что в случае прихода к власти не поддержат вступление Сербии и Украины в Евросоюз, если эти государства не изменят своего отношения к венгерскому меньшинству (в сербской Воеводине до 300 тысяч венгров, в два раза больше, чем в нашем Закарпатье).
В ответ на венгерский протест министр образования и науки Украины Лилия Гриневич и министр иностранных дел Украины Павел Климкин вполне справедливо заметили: владение гражданами Украины государственным языком – это никакой не радикализм, а обычная мировая практика.
Сначала «русификация», потом «венгеризация», потом имеем то, что имеем
Следует отметить, что венгерские диаспоры в Сербии и в Украине – не самые большие. В Словакии живет около 500 тысяч венгров, а в Румынии – более миллиона (обе страны – члены Евросоюза). Но ни одна из этих стран даже не подумала исполнить пожелания венгерской власти, когда та аналогично «пела» о языковых нарушениях в системах образования и притеснениях. Более того, в 2010 году лишь за попытку неофициального визита к местным венгерским нацменьшинствам экс-президенту Венгрии Ласло Шойому вообще отказали во въезде в Словакию и Румынию.
А вот в Украине Венгрия уже давно перешла к практическим мерам по реализации своей «великодержавной» политики, полностью закатав рукава. Так, начиная с 2010 года в украинском Закарпатье массово раздаются венгерские паспорта. Сейчас число «паспортированных» украинских венгров, по разным оценкам, составляет около 70 тысяч человек. И это при том, что двойное гражданство украинским законодательством запрещено.
С аннексией Крыма и российской агрессией на Донбассе Венгрия усилила свою активность в попытках дестабилизировать ситуацию в западном регионе Украины, используя фактор национальных меньшинств в сепаратистских процессах. Одним из направлений деструктивной политики с ее стороны стала массовая поддержка образовательных проектов венгерского национального меньшинства.
Анализ, который опубликовал журналист Александр Никоноров за два месяца до своей трагической гибели 6 сентября, свидетельствует, что на территории украинского Закарпатья венгерская сторона практически «воспроизвела» собственную полноценную систему образования, в которой учебный процесс проходит исключительно на венгерском языке. Эту систему составляют 91 школа, 21 из которых – украино-венгерские, 70 – венгерские; Центр унгарологии на базе Ужгородского национального университета, частное высшее учебное заведение – Закарпатский венгерский институт им. Ф. Ракоци ІІ, расположенный в г. Берегово.
При этом официальный Будапешт через разнообразные венгерские благотворительные фонды выделяет на функционирование этой системы около EUR2 млн. ежегодно. В 2015 году, например, было выделено 45 млн. грн, в 2016 году – 60 млн. грн. То есть наблюдается тенденция к росту объемов финансирования Венгрией образовательных проектов и программ на Закарпатье. Вспомним также, что депутаты Закарпатского областного совета в 2016 году обратились к министру образования и науки Украины с просьбой включить языки национальных меньшинств в перечень предметов Внешнего независимого оценивания (ВНО).
Другими словам, венгерская сторона пыталась создать ситуацию, когда граждане Украины по завершении учебы в средней школе вместо украинского языка сдавали бы экзамены по венгерскому. Затем выпускники школ имели бы возможность продолжать обучение в ЗВИ им. Ф. Ракоци ІІ. «Главным риском в этой ситуации видится возможность получения на выходе гражданина Венгрии, а не Украины, оторванного от гуманитарно-культурного пространства Украины. Если не поднимать эту проблему сегодня, то ситуация будет складываться так, что украинское государство вносит свой вклад в восстановление так называемой Великой Венгрии, причем по крымскому сценарию», - обращал внимание ныне покойный политолог.
Украине нужны граждане, а не «чужие» среди своих
Признаемся, не часто нам приходится хвалить собственных правителей, но в случае с венгерскими «наездами» им все же можно поставить «отлично» за отстаивание государственных интересов. Все логично и обоснованно. Там, где государство имеет свой интерес в образовании, учебные заведения должны финансироваться из государственного бюджета. Хотят родители учить своих детей на венгерском, китайском или любом другом - пусть организовывают и финансируют такие «иноязычные» заведения. Законодательством это не запрещено. Есть Министерство образования, где можно получить учебную лицензию. Есть спонсоры, которые могут профинансировать подобные проекты. Есть, в конце концов, специалисты, которые способны организовать образовательный процесс согласно действующим нормам. Хочет национальное меньшинство создать на территории общины «свою» школу? Пожалуйста! Но тогда и помещение, и коммунальные услуги, и зарплаты учителям, и оборудование и пособия пусть оплачивает за свой счет, за общественный. Захочет выпускник такой школы поступить затем в венгерский или другой иностранный вуз – без вопросов! Государство никого не ограничивает в этих законных правах. Но если выпускник такого учебного заведения захочет поступить в украинский вуз, а тем более рассчитывать на государственную стипендию – то, будь добр, сдай ВНО по украинскому языку. Выучит он его самостоятельно или с помощью своей национальной школы - его дело.
Задача государства обеспечить, чтобы представители нацменьшинств Украины были интегрированы в украинское общество, чувствуя себя максимально комфортно в качестве гражданина Украины, а не соседних стран, не боясь при этом дискриминации по национальному признаку.
Оксана Полищук, Киев