Да чего там стесняться… «Рупор» делает свой собственный вклад в копилку неповторимых перлов словесности, на изобретение которых так падки наши чиновные службы, департаменты и сами чиновники в отдельности.
Про «меньше жрать надо» от социального министра Ревы уже как-то неловко и вспоминать. Или о том, что «наши цены на электроэнергию гораздо ниже европейских, а поэтому есть перспектива для их роста». И ещё кое-что можно вспомнить, типа «алё, гараж!»… А вообще становится тревожной тенденция наших руководителей всё прямее и прямее намекать на то, что нас «слишком много». Пенсионная реформа? Направлена на уменьшение «численности нас». Медицинская реформа? Тут тяжелее сформулировать, но там вообще попахивает чем-то типа «чтоб вы все сдохли вААпще…»… Остаётся только затаиться и подождать, кто из наших руководящих «акынов» первым это ляпнет…
Ну, а мы вот тоже делаем свой вклад. Итак: «молоко дорожает, потому что мы стали его слишком много пить».
Нормальная формула, правда? Ничем от формулы Андрея Ревы «слишком много едим» не отличается. Зато наша – многоуровневая, с разными скрытыми смыслами, и даже с оправданиями самого факта роста цен.
Рассмотрим в деталях.
За последние годы мир вообще стал больше потреблять молока. В среднем получается больше 110 килограмм на одну из живущих семи миллиардов душу.
Хотите приятное? Вот вам: в этом году у нас потребление на одну украинскую душу составило в среднем 114,6 килограмма.
То есть мы не отстаём от среднемировых показателей, даже слегка превосходим! При этом держимся наравне с Китаем, и даже Индией! Ну, если Китай в силу своих религиозно-культурно-исторических традиций стал склонен к потреблению молока только в последние 20 лет, и сегодня является крупнейшим импортёром молочной продукции в мире, то с Индией какая-то непонятка получается… Там ведь корова - священное животное! Казалось бы – ну, если их резать и обижать нельзя, то хотя бы доить-то можно! Чего уж проще… Но тут вступает в силу великое историческое изречение красноармейца Сухова: «Восток – дело тонкое...»
А есть вообще страны, где молочка можно попить, только если в пустыне исхитришься догнать, изловить, завалить и подоить верблюдицу… А то и вообще антилопу или жирафицу, как в ЮАР, где потребление молокопродуктов достигает 60 килограммов на человека в год.
В Украине всё было в исторической перспективе проще. Корова в семье означала достаток. В 1990 году Украина производила 25 миллионов тонн молока. И числилась на 4-ом месте в мире. В 2017 году, если надоится 9 – будет праздник…
Поэтому:
«В Украине стремительно дорожает молоко и молочные продукты, цены на эту категорию товаров за год выросли на 30%. По словам экспертов, подорожание носит сезонный характер и связано с переводом коров на зимнее содержание, из-за чего те дают меньше молока. Среди других причин подорожания молочных продуктов называется сокращение поголовья скота, повышение цен на корма и энергоресурсы».
Знаете, что умиляет больше всего? А вот это объяснение таинственных экспертов насчёт «перевода на зимнее содержание»… То есть раньше, когда в стране вырабатывалось 25 миллионов тонн продукта, никто о «переводе» не сообщал.
А теперь информация «для расстройства настроения».
В странах ЕС показатель потребления молочной продукции составил… 305 килограммов на европейскую душу. В Германии вообще – 349 кг! Но это не значит, конечно, что восхваляемые Ревой за гастрономический аскетизм немцы хлебают молоко сутками, не отрываясь от стаканов. Это вряд ли, они ещё и для пива место должны оставлять. Но в понятие «потребление молокопродуктов» входит и поедание сыра, например. А для того, чтобы выработать килограмм твёрдого сыра, необходимо, в зависимости от технологии, от 6 до 15 литров молока. Сколько мы, украинцы, едим сыров – твёрдых и мягких, может сказать каждый. А масла?
Нет, мы не совсем уж упали в молочном деле, даже экспортируем десятки тысяч тонн – в Казахстан, Турцию, Марокко (это там, где верблюдицу ловить надо).
Но среднедушевое потребление уменьшилось на 5,4 кг. За год.
Коровье стадо уменьшилось на 2,3%.
А молоко дорожает. Почему: мы слишком много его пьём. Ну, в смысле, быстро выпиваем, его становится мало, а все же знают: чем меньше продукта, тем он дороже. Рыночный Закон!
У Адама Смита спросите…
Итог? «Слишком много пьём молока».
(Не дай Бог, кто-то из Кабмина эти строчки прочитает…)
А пока – вот такое свеженькое сообщение: «На Херсонщине разоблачили два подпольных молокозавода…»
Докатились…
Иван ЕЛИСТРАТОВ