ТОЛЬКО ЧТО

2017.11.10

Новая тарифная формула – «копанка плюс»

Правительство повысило стоимость угля, добываемого на государственных шахтах

Picture

Какой-то странный у нас общественно-экономический строй получается. Так вроде бы и РЫНОК объявили, что-то там трещали про «переход экономики на рыночные рельсы»… Ну, и решили, что главное в рынке – приватизация, и, не дочитав до конца книгу Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов»,  а уж тем более не приняв во внимание его же книгу «Теория нравственных чувств», немедленно всё исполнили.

Но у нас особая страна, раненная ещё идеями Владимира Ленина о «всеобщем равенстве». Целых 90 лет этими идеями питались, обнищали вконец, истомились от ожидания «лучшей жизни» и свободы, и вот она – «приняла у входа», и отдала не меч, как в стихах, а – ключи от ВСЕГО. Всего, что на поверхности и в недрах. Ну, а что у нас там в недрах?

Получилось как-то так, что государство, помня заклинания  апологетов «абсолютно рыночной» экономики о государстве, как «неэффективном владельце», отдало «ключи» не от всех подземных кладовых.  Много чего себе оставило. То ли по недосмотру, то ли от жадности. И то и другое непростительно. Тем более, что себе оставило самое никудышнее – малопродуктивные шахты, например.

А отдало в частные руки  самые продуктивные. Самые лучшие. Хотя во всех учебниках пишется, и во всех СМИ начала 90-х писалось, что, мол, в частные руки надо отдавать самое «негодящее», и частник возьмёт и привлечёт инвестиции, новейшие технологии, производительность скакнёт на невиданные высоты, налоги потекут в госбюджет бурным потоком, и будет всем счастье.

Ну… Насчёт бурного потока мы тогда правильно предположили. Он потёк, и до сих  пор не иссяк. Только течёт не в госбюджет, вот в чём дело. Но мы о шахтёрских делах ничего больше говорить не будем, мы вообще-то о правительстве нашем скорбном, да? Так вот правительство наше опять учудило.

 Оно устами и решением Министерства энергетики и угольной промышленности взяло, да и повысило для государственных шахт цену тонны угля с 2200 гривен до 2425. И шаг этот немедленно оброс аплодисментами и чепчиками вверх от представителей самой угольной отрасли и её верных профсоюзов плюс эксперты «на зарплате» от правительства.

Ну, а что… Правильно вроде бы как. Оказалось, (со слов, например, члена Набсовета института энергетических стратегий Юрия Корольчука) что государственные шахты вообще работают себе и державе в убыток! Отмечается, например, что себестоимость добычи тонны угля в мае достигла 3163 гривны… В сентябре – 2978. Не будем разбираться в природе такого «пилообразного» показателя, ну их, этих угольщиков. Сколько себя помнит независимая Украина – всё шахтёрам было «как-то не так». Был «совок» - были недовольны копеечными ценами на  уголь внутри страны, в то время, как на Западе было 60-100 «зелёных денег» за тонну. Кстати, там и сейчас цена держится на том же уровне, несмотря на то, что шахт в Европе и мире осталось – по пальцам пересчитать…

А у нас… Ну, прямо по стихам Михалкова: «А у нас в квартире газ…» Ну, не нужно миру и стране столько угля, как добывали раньше – почти 100 миллионов тонн. На кой чёрт? Был дешёвый газ, повели газопроводы по сёлам дикими темпами в начале 90-х…

Но – электричество… Куча тепловых электростанций, которые без угля – никуда, мало того, значительная часть работает на антраците, без сомнения, самом качественном сорте, но увы, самом дорогом, потому что самом дефицитном в природе. И ещё, видите ли, эти электростанционные топки устроены так, что вот настроена она на уголь, привезённый исключительно из Макеевки… Капризные такие.

И вот Макеевки в составе Украины временно нет, а уголь нужен. Но торговля с врагом – это… Сами понимаете. И повезли уголёк из Австралий-Пенсильваний-ЮАРов… И возникла формула «Роттердам плюс», которую жутко расхваливали все, кто руководил отраслью, а особенно те, кто возле неё отирался, заглядывая в изрядно прохудившиеся корзинки государственных дотаций, и выхватывая застрявшие между прутьями жирные куски…

Так вот: повышение стоимости угля, добываемого на государственных шахтах, и без того уже никудышних по своему оснащению и производительности – оно повлияет на стоимость энергетических услуг населению? Потому что все знают – себестоимость добычи угля складывается не только из количества электроэнергии, потраченной на эту добычу.

Она складывается ещё и из воровства, которое давно стало синонимом системы отношений в связке «госбюджет-чиновник». С 2008 по 2013 год в отрасль было влито около 5 миллиардов долларов (!) госдотаций. «Вливали» не глядя, тем более, что именно «шахтёры» руководили страной: Янукович, Азаров… В годы после Майдана отрасль, будто и не было тех самых 5 миллиардов, продолжала падение: «Из 33 шахт только на двух себестоимость угля ниже уровня, который установило Минэнергоугля. У других шахт реальная себестоимость угля была намного выше, чем цена. Например, когда цена была 1730 гривен за тонну, то в некоторых государственных шахтах себестоимость составляла 20 тыс. гривен за тонну. Так нельзя работать». Это сказал месяц назад вице-премьер Кабинета министров Владимир Кистион. Отныне критикуя Ахметова и Ко за то, что они, несмотря на сумасшедшие прибыли, ни шиша не делали для технического обновления отрасли и улучшения условий труда, вспомним и приведённые выше факты…

Ну, и вот теперь – решение правительства о том, что, мол, надо же и государственным шахтёрам платить «по-человечески». «По-человечески» - значит по общемировым ценам. Наконец-то…

А мы? Уже эксперты «от правительства» принялись горячо убеждать нас, что-де «повышение стоимости угля на государственных шахтах НЕ отразится на тарифах для населения».

Вы в это верите?

И правильно делаете… Потому что, если заглянуть в Интернет и поинтересоваться, «почём уголёк для отопительного котла?», можно обнаружить цены от 5 до 8 тысяч гривен за тонну. Что, заметим, почти в 2 раза выше, чем даже по формуле «Роттердам плюс».

Знаете, кому будет «хорошо»?

А копанкам будет хорошо. Да, тем самым… С которыми так яростно и так беззаветно боролись практически ВСЕ правительства в течение 26 лет независимости и не меньше – «до того». С этой проблемой пока никто не справился, и, видимо, уже и не сумеет. Не будем вдаваться в подробности – какой там труд, тяжелый или нет, опасный или не очень, законный или преступный.

Скажем прямо: государству надо присмотреться к такой любопытной цифре: эксперты, причём едва ли не поголовно, оценивают объем угля, добываемого на этих самых частных и полузаконных шахтах в 6-8 миллионов тонн в год!

Напомним: по Госстату, добыча угля в Украине за 9 месяцев составила около 27 миллионов тонн… Снижение добычи началось, кстати, задолго и до Майдана, и до войны.

Так вот возникает вопрос: а, может, нам и уголь приравнять к янтарю? Ну, аналогичная же проблема: янтарь (а вместе с ним и древесину) добывают в основном незаконно, и вот уже в новейшее время никак государство не решится поставить всю эту вынужденно (!) воровскую возню вокруг драгоценного сырья на законно-лицензионные рельсы. Может, и уголь сюда же включить? Ведь на самом-то деле «угольщики-нелегалы» давно и прочно сотрудничают с директорами шахт,  давно отработали схемы, по которым «нелегальный» уголь микшируется с «легальным», ну, а с прибылью разобраться проще всего, у нас экономистов полками ежегодно вузы выпускают…

Так что попрощаемся с «государственными» ценами на топливо. На сцену выходит формула:

«КОПАНКА плюс».

 

Иван ЕЛИСТРАТОВ

Больше новостей из этой рубрики

Читайте Также

все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ