Уже никуда нашим чиновникам и поехать нельзя…
Не, а что, неправда? Смотрите: поехал Президент в Евросоюз, там о делах наших скорбных покалякать. А вокруг него скачут навиженные: «Делай суд! Делай суд!» Поехали наши антикоррупционщики штатные в Америку, на большое научно-практическое совещание с применением, видимо, «наглядных пособий» в виде самих себя и неприехавшего (говорят, недопущенного) Генпрокурора. А там опять скачут кругом (серьёзные ж дядьки!) и опять за своё: «Делайте суд! Делайте суд!»
С ума посходили с этим судом…
А всё так хорошо начиналось… В 2015 году всякие законы понапринимали. В основном тем самым обозначали свою непреодолимую приверженность дальнейшему следованию по пути в Европу (далее – читайте яркие речи политиков того времени. Этого времени тоже, впрочем.) И самым волшебным и самым убеждающим на всех уровнях словом-пропуском для всех голосуемых законов было слово «безвиз».
Прямо волшебная палочка такая! Приносит группа авторов какой-нибудь законопроект спикеру Гройсману. Тот хмурит строго брови, размышляет, вчитывается, и спрашивает типа: «А на фига оно? Оно же вредное!» Он умный, Владимир Борисович, хотя и премьер. А тогда вообще Главой парламента служил… Так вот к нему на ушко склоняются и произносят шепотом, наверх пальцем показывая: «Без-виз!!!» И законопроект, шурша листочками и потрескивая электронами, ползёт в зал…
Тогда туда много чего наползло. Чтобы народ свято верил, что не зря в эти месяцы воевал-умирал-выбирал, все эти бумажки начали называть «реформами». В конце концов Президент Пётр Порошенко их насчитал аж 144, и, помнится, народ кинулся к компьютерам и архивам, на улицы выбегал, прохожих за пуговицы ловил: а какие, собственно?
Ну, какие… А все они! Вот смотрите: «Упразднён анализ изолированных балластных вод». Как вам? Что, это фигня? К вам отношения не имеет? Ладно… Тогда вот: «В армии внедрили 65 стандартов НАТО». Что? Хрен проверишь? А вот: «Отменена регистрация контрактов на экспорт металлолома в Минэкономики». Что, не экспортируете ни черта?
Ну, вам не угодишь… А между тем вся эта муть всерьёз включена в список вон тех самых 144 «реформ», которой так громко похвастался Президент. Там, в этом списке, ещё не такое можно найти. Вот вам адресочек, там подробно обо всём: http://reformy.org.ua.
Почитайте, почитайте. А то взялись критиковать, что, мол, реформа – это если «я ощущаю». Сам, лично. Почитайте, поощущайте…
Вот провели пенсионную реформу – ощутили. Многие. По крайней мере, половина матерится, на чём свет стоит, увидев 200-гривневую «добавку» к своей бывшей «1400» за 35 лет стажа. А много ведь и довольных! Шахтёры, металлурги Донбасса очень даже довольны, «калаши» отложили даже в сторонку и поздравляют друг друга! Теперь их родители, если Путин кормить прекратит, будут привозить из-за «нулёвки» в два раза больше жратвы на повышенные пенсии!
Или «реформа ЖКХ».
Или лучше не надо? Надо, господа, потому что именно эта «реформа» и является стандартом, образчиком самой, что ни есть настоящей реформы!
Смотрите: вот её объявили – и у всех сразу штаны попадали! В едином порыве! Общество взбудоражено, суды от истцов тарифных по больницам и роддомам прячутся, сапоги из рук недовольных по кабинетам НКРЕ летают, народ на заработки по заграницам кинулся! Настоящая реформа!
Чтоб ей…
И над всеми практически этими управленческими действами витал дух «безвиза». Что правда, то правда. Иначе господину Президенту на пенсии нечем было бы оправдать эту свою «каденцию».
Конечно, разгар разговоров и начало практических действий по реформированию всего, что на глаза попадётся, был год 2015-й. Год обалденный. В том году столько всего новоиспечённые парламентарии вместе с Самим понаобещали… И сегодня складывается впечатление, что, обещая международному сообществу с родным народом вместе взятым срочно и безотлагательно что-то там принять «реформационное», большинство неофитов парламентских понятия не имели, что в некоторых случаях запускают эдакий законодательный бумеранг. Ну, это как опытные следователи говорят, что в процессе следствия иногда важно «не выйти на самого себя…»
Ну… В общем, вышли. Ну, когда «е-декларирование» ввели знаменитое, не будем подробно, все в курсе. До того вроде бы всё хорошо было, классно, все гордились сами собой, как ярыми, истинными и непреклонными «борцами с коррупцией». Прямо, как чёрти из табакерки выскакивали: НАБУ, САП, НАЗК…
Но был иной процесс. Невидимый. Его тоже можно назвать «реформами», правда, с приставкой «контр». И вот это «контр» начало вылезать изо всех щелей и дырок прямо на ходу. Потому что за годы Независимости в стране выросла огромная, неисчислимая, при этом – скрытная когорта «спецов», способных из любого архисовременного и архиевропейского Закона сделать… фуфло. Одной правочкой, одним предложением, одной запятой! «Казнить нельзя помиловать»… «Строить нельзя сносить»… «Принимать нельзя придержать (отложить)». Банальная филологическая амфиболия вдруг обрела практическое значение, будучи применённой в кое-каких приготовленных к принятию законодательных актах…
Во-первых, в стране развелась масса «спецов», способных в любом законопроекте найти местечко, куда вот эту «амфиболию» можно воткнуть. Делается это обычно ночью, когда все кошки серы, или днём, во время «путешествия» уже принятого в первом чтении (а иногда и во втором!) документа по предписанному регламентом маршруту. И «живое» тело законопроекта инфицируется какой-нибудь однострочной гадостью, которая и делает из приличного документа – фуфло. Примеров много.
Один из самых «смачных» - это когда в Госбюджет-2016 таким вот «спецом» был вписан абзац, который откладывал на целый год (!) внедрение системы электронного декларирования. Всего-то написано: «не раньше 1 января 2017 года». Точнее – ВПИСАНО.
А какой эффект… Это мы с вами с опозданием на целый год узнали бы о том, что большинство наших «представителей» в парламенте не просто имеют денюжки за душой… Они имеют их в основном – в «кэше», то есть наличными, а не патриотически хранят в родных наших банках… И о «личных» церквях понятия не имели бы. И про древние иконы, «от прадеда доставшиеся»… (Где промышлял прадед – не говорит…) И так далее…
Но перед этим была жуткая борьба и возня под ковром, под столами, в тёмных углах… Вдруг оказывалось, что-де в Агентстве по предотвращению коррупции для анализа этих самых электронных деклараций депутатов и чиновников используют «неправильные», «не так написанные» и вообще – «контрабандные» программы, а потом выяснилось, что «Госкомсвязь» (подотчётная Президенту и только ему) не может лицензировать эти программы… Бились, бились, пока сам Начальник, побывав где-то «на европейском политическом пленере», и получив там массу ехидностей от тамошних завсегдатаев, не гаркнул и на «Госкомсвязь», и на депутатов – словом, кто под руку подвернулся… И е-декларирование заработало. Крик, шум, гам, тарарам…
Ну, и..? Что, НАБУ? САП? Ну, нехай себе НАБУ. Шмабу… Толку-то с них, ежели отловленных, уличённых, разоблачённых и упакованных посадить некому… Не то, что некому, судей навалом. Но кто ж их, эти «памятники» (фамилии называть не будем, на нас как раз судьи найдутся) посадит???
И получилось: уже есть кому вычислять, есть кому хватать и изобличать. Со скрипом, пинками и ором из Вашингтонского и Брюссельского обкомов – но структуры созданы.
Судить – некому. Судьи должны иметь такую же «железную, навсегдашнюю крышу», как Сытник и Холодницкий. Даже ещё круче.
И тут многое зависит от САМОГО. А он, окружённый тем окружением, которым он сам же себя и окружил, начал терять ореол Реформатора, и уж совсем было чуть не потерял, когда что-то там залопотал про какие-то дурацкие «антикоррупционные департаменты» в сегодняшних наших судах… Мол, вообще ВСЕ суды должны быть антикоррупционными!
Ага, ага. Можем себе представить…
Но, как ни странно, всё может кончиться не так уж плохо. После серии (как бы помягче выразиться…) ага, «замечаний», а не оплеух, как читатель мог нехорошо подумать, от европейских и американских партнёров Пётр Алексеевич внезапно стал суровым, и возможно, даже справедливым. Потому что начал произносить: «На очереди законопроект об Антикоррупционном суде. Я знаю, что большая часть юридической общественности не поддерживает этот законопроект. Я просил Верховную Раду подготовить проект, чтобы я мог учесть позиции фракций, чтобы избежать дискуссий и выйти на компромисс».
Хорошее выступление. Многообещающее. Но не даёт покоя ещё одна деталь, теперь уже из «есть ли жизнь без МВФ». Вот что сообщили Укринформу в пресс-офисе МВФ на днях: «Рассмотрение Советом директоров четвертого транша будет возможным, когда будет реализована политика, необходимая для этого. Как мы уже отмечали, основное внимание четвертого просмотра сосредотачивается на реализации нескольких мероприятий, включая пенсионную реформу, формирование антикоррупционного суда, политику в области энергетики, бюджет на 2018 год и пересмотрен закон о приватизации».
Советуем читателю обратить внимание на фразу: «формирование антикоррупционного суда».
МВФ сказал!
Как там? «Дай миллион! Дай миллион!»
Дадут. Но Антикоррупционный суд – вперёд!
Иван ЕЛИСТРАТОВ