«Осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции на принципах равенства субъектов хозяйствования перед законом и приоритета прав потребителей, предотвращает, обнаруживает и пресекает нарушения законодательства о защите экономической конкуренции;
Контролирует по концентрации, согласовывает действия субъектов хозяйствования и регулирует цены (тарифы) на товары, которые производятся (реализуются) субъектами естественных монополий;
Способствует развитию добросовестной конкуренции;
Осуществляет методическое обеспечение применения законодательства о защите экономической конкуренции».
Мы дико извиняемся. Правда, дико – за столь длиннючую цитату прямо в начале публикации.
Но это, дорогие читатели, практически ВСЁ, что вам нужно знать, чтобы иметь представление о задачах, которые по рождению своему и по замыслу «родителей» обязан выполнять Антимонопольный Комитет Украины.
Это мы в связи с чем, собственно. Заголовок такой вот мелькнул в СМИ на днях:
«Антимонопольний комітет вирішив не карати держбанки за можливу змову».
Такие дела… Ну, вот смотрел-смотрел АМК на «вышивания» госбанков в финансовой сфере, да и решил, что, ёлки ж палки, это же очень и очень… Глянь, чё вытворяют! Прямо, как киношная троица Трус, Балбес и Бывалый – шкодят! То есть взяли «Приват-банк», «Ощадбанк» и «Укргазабанк» и 20 февраля 2017 года, одновременно, будто… м-м-м, пардон, «сговорившись», снизили ставки по депозитам. Кто из этих банков кто – пусть читатель решает, но, сдаётся нам, что «Ощадбанк» таки «тянет» на Бывалого. Нет? Ну и ладно.
Зато читатели должны понимать, что это значит – снижение ставок по депозитам. В принципе – очень классный банковский приём для отпугивания клиентов, если они… враги. У нас, скорее – халявщики, пусть не обижаются. С тех пор, как в стране банки начали множиться, как тараканы на захудалой кухне, с тех пор, как оказалось, что «сконстролить» себе банк – плёвое дело, достаточно наобещать клиентам проценты доходов от депозитных вкладов на уровне уличного громилы, так вот с тех пор в этой стране с невиданной быстротой начали множиться… рантье!
Ну, конечно, какие уж там из нас всех рантье… Голозадые… А, уж когда во главе банковской системы появилась мадам Гонтарева и, взобравшись на бочку с финансовым «порохом», веером прошлась из крупного калибра по толпе малокалиберных, малозначащих, но весьма вонючих банков-«скороспелок»…
Граждане были изрядно взволнованы, напуганы и обижены. Потому что вместе со снижением депозитных ставок у многих рушилась надежда на обогащение с помощью банковских вкладов. Шутка ли: некоторые кредитные структуры предлагали (и предлагают!) до 28% дохода на вклад!
Что вы всё про Европу… В Европе вы шиш где найдёте такие проценты. В Швейцарии? В Швейцарии, господа, в банках главное – надёжность, а не дичь африканская… Хотите узнать максимальный процент по швейцарскому сберегательному счёту? Да ради Бога: 0,6. (Словами: ноль целых, шесть десятых процента). Это если кто близорук на цифры…
Так о чём это мы? Ах, да, об Антимонопольном Комитете мы. Вот он, стало быть, мониторил-мониторил, следил-следил за деятельностью банков и вдруг заметил: вышеупомянутые банки одновременно и в одночасье взяли, и - опустили размер процентной ставки на депозиты.
С одной стороны – ну, фиг с ними, с этими «рантье хуторскими». Нечего ждать доходов из воздуха, точнее – из банковского окошка.
С другой стороны: а почему же эти же банки не снижают, причём одновременно, в одночасье, ставки по кредитам???
Как говорится, «понижать, так понижать». Но…
То ли кишка тонка, то ли чувство самосохранения ослабло.
Как бы там ни было, по здравому рассуждению – АМК прав. Шото нечисто тут… Не в факте снижения депозитных ставок, а в одновременности операции. «Совпадение? Не думаю!» - сказал бы один наш мерзко и широко знакомый телеперсонаж.
И будет прав! Вряд ли это совпадение. Это – сговор!
Именно так решили в АМК. И всерьёз занялись (как там?) Ага, расследованием возможного сговора».
Мы не будем разбираться – с какой целью мог быть совершён такой сговор банковскими учреждениями. Чья была команда? Какую цель преследовала? Это была часть плана борьбы с инфляцией? Ну, типа, чем меньше доходы по депозитам, тем меньше денег в народных руках, тем меньше, значит, угроза инфляции.
Возможно? Вполне. Тем более, что ставки по кредитам не опустили! Как были заоблачные, так и остались.
А, чем меньше у этого стремящегося к роскошной жизни рантье наличности на руках, тем меньше, стало быть, угрозы раздувания инфляционных процессов.
В общем, получается, что таким решением эти банки, так сказать, спасали финансово-экономическую систему страны от… Ну, от чего-нибудь, да спасали. Спасали, спасали, да и вляпались в сговор. Возможно, даже картельный. Что тоже – ай-яй-яй. В смысле фигово это с точки зрения рыночной экономики, основанной на сплошной конкуренции не только в сфере пивного производства, но и производства банковских слуг.
А ещё это с точки зрения клиента – втройне неважно. Потому что был у нас в стране один «суперпупербанк» «Ощадбанк», а теперь, случилась в одночасье операция «национализация», и к Бывалому присоединились Трус (Приват-банк) и Балбес (Укргазбанк). И стало их трое. Эдакий банковский Змей Горыныч. И в три пасти начали дуть в одну дуду…
Чуть ли не год прошёл. И вот, после титаногероических усилий самой суровой силы в капиталистическом обществе (АМК в США именно такой!) наш, родной АМК выдал, наконец, свой «вердикт».
Читали, да? Ну, не будет АМК никого карать! Тем более – банки. Как можно! Они ж – государственные… Это же не какой-то там Киевский горсовет. Помните, он запретил продажу алкоголя в МАФах? АМКУ сильно забеспокоился. И немедленно взялся за «расследование». И – вынес вердикт, в котором сурово указывалось на то, что-де «такое решение признано незаконным, так как нарушает конкуренцию…» Да и то правда – получалось так, что крупным супермаркетам – можно зельем торговать круглосуточно, а маленьким МАФикам – зась? Решение о запрете торговли алкоголем, конечно, само по себе глупое, но и согласитесь, сногсшибательный штраф в целых 5100 гривен, выписанный мэрии коллегией Антимонопольного Комитета – тоже под Жванецкого канает…
С банками – совсем другое дело. За каждым из банков торчит какая-нибудь затемнённая фигура «окончательного бенефициара», к которому на драной козе не подъедешь… Вот и получаются такие никакие решения. Почему «никакие»?
Читатель, вы будете удивлены. Они ещё и – «никому»!
Смотрите:
«Антимонопольный Комитет рекомендовал Министерству финансов с целью недопущения искажения конкуренции на рынке банковских услуг принять меры по обеспечению условий назначения председателей и членов наблюдательных советов государственного банка и банка с государственной долей, которые делают невозможным их согласованное поведение или решающее влияние на рынок».
Кто навонял? Невестка… А где она? Корову пасёт… Так звучит украинская пословица, иллюстрирующая «перевод стрелок» в пользу невиноватых.
Минфин, конечно, расстарается. Напишет пару серьёзных бумаг, на коллегии рассмотрит.
Но на самом деле из дела (пардон за тавтологию) получился – пшик. Потому что одновременные действия трёх банков по снижению депозитных ставок видны и без микроскопа, которым, видимо, пользовался АМК при многомесячном рассмотрении всей этой истории очевидного сговора.
Но, когда что-то рассматриваешь в микроскоп, можно и упустить более крупные детали. Они остаются вне поля действия окуляра, сконцентрированного на мелочах.
А вообще-то и сами действия АМК за последнее время заслуживают более пристального рассмотрения.
Но это – в следующих выпусках.
Иван ЕЛИСТРАТОВ