Вы самогонный аппарат когда-нибудь разбирали-собирали? Нет. А зря. Тогда вы бы лучше понимали, почему в стране резко вздорожал бензин, и даже, может, докумекали бы, почему его мало.
А ещё вы бы поняли, почему «строжайший» наказ Владимира Гройсмана Антимонопольному Комитету Украины – «Хочу услышать, откуда взялся рост цены на бензин в январе» не стоит цены шнура от микрофона, в который он эти слова произнёс.
Потому что страна, имеющая «на бумаге» аж целых 6 (шесть!) нефтеперерабатывающих заводов, просто не имеет права задавать вопросы, подобные тому, которым сегодня вдруг озаботился премьер-министр Владимир Гройсман.
Он бы и сам не стал заниматься подобной фигнёй. Если бы они работали – ВСЕ шесть. Но...
Кто-то из читателей помнит, что есть такой нефтеперерабатывающий завод – Надворнянский? А Дрогобычский? Херсонский, вечная ему память… Да и Лисичанскому та же память… (он на оккупированной территории). Да и Одесский НПЗ прекратил работу в 2014-м, и дело не только в судебных полукриминальных проблемах.
Все они – устарели. В Одессе глубина переработки нефти была совсем позорной для 21 века – до 50% не доходила… У остальных если и получше была, то ненамного, поскольку каково оборудование – таков и выход готовой продукции, то бишь бензинов.
Вот и получилось: страна, добывавшая 40 лет назад 15 миллионов тонн нефти, сегодня еле вытягивает из уцелевших после всех политэкономических перипетий 1,5 миллиона. По подсчётам экспертов, Украина за последние 7 лет потеряла 50 миллиардов долларов из-за бездумного импорта светлых нефтепродуктов. Министерство энергетики и угольной промышленности считает, что за последние 10 лет объёмы переработки нефти в стране уменьшилась в 28 (!) раз. Объёмы импортных закупок бензина подкатили к 90% от общей потребности.
При этом главный наш «импортовыдаватель» - Белоруссия. Если подумать – то Россия…
История всех этих «негараздов» длинная, но очень яркая.
Очень много народу полегло на ниве (или фронте?) этого бизнеса. Даже двоих бывших руководителей Фонда Госимущества сюда можно вписать – помните, да? Один стартовал с 16-го этажа, другой (точнее – «другая») взял сам себя на мушку ружья, сунув его в рот для надёжности…
А корни проблемы можно увидеть и в том, как всё происходило во времена, когда с нашими соседями таёжными были в состоянии «укропы-раша пхай-пхай», «мышебратья», и так далее. И наши НПЗ раздавались этим «мышебратьям» ни за понюх табаку… Точнее – за обещания поставлять из России нефть «по дешёвке» и модернизировать предприятия. А они превращали наши заводы в то, во что они сегодня и превратились в итоге: в нефтеперерабатывающий позор Украины.
А поддерживает практически единственный оставшийся «на плаву» НПЗ (Кременчугский) гонимый Коломойский…
Такие дела…
Общая мощность всех наших нефтеперерабатывающих предприятий когда-то составляла более 50 миллионов тонн. К 2012 году было 20 миллионов тонн, и в том же году один из руководителей центра «Психея» Геннадий Рябцев просто вопил в разных СМИ: «Господа, к 2030 году, если так всё будет продолжаться, первичная переработка снизится до 7 млн. тонн, а производство бензина составит 2 миллиона тонн!»
Зря вопил. Сегодня мы имеем меньше 1,5 миллиона тонн собственного бензина. А на дворе вовсе не 2030-й год…
Мы это к чему вообще…
С самогонного аппарата начали… А это потому, что, собственно, производство бензина из нефти очень похоже на производство самогона из буряковой, к примеру, закваски.
А вы, дорогой читатель, слышали когда-нибудь об… Убыточном производстве самогона? Водки, в смысле.
Слышали??? Ах, «Укрспирт»…
Ну да, он тоже – наш, родной.
Но мы о бензине. Мы уже видим, что производство, во всём мире считающееся прибыльным, у нас стало убыточным. Каким образом – мы чуть-чуть намекнули. Но Владимир Гройсман тут ни при чём, конечно. Хотя и ему, наверное, как человеку, который поклялся всем показать, «как надо управлять страной», стоило в самом начале, а не в конце (вполне возможном) карьеры обратить внимание на отрасль, которая в стране была одна из наиболее перспективных. Сегодня, наверное, тоже можно тоже сто-то сделать разумное с нефтепереработкой, а не собирать последние копейки с малого и среднего бизнеса…
А чем поможет Гройсману Антимонопольный Комитет?
Ну, возьмёт «под козырёк»: «Слушаюсь, вашбродь!»
И будет полгода «расследовать» - как же это так получилось?
Как получилось, что на нефтедобывающие регионы США обрушились ураганы и смерчи, как получилось, что в монархической верхушке Саудовской Аравии начнут рассаживать по тюрьмам зажравшихся принцев крови, как получилось, что боевики подорвут магистральный нефтепровод в Ливии? И так далее… И баррель нефти с 40 прыгнул до 70 долларов…
Да, наши ребята, торгующие бензином, мгновенно среагировали: на следующий день добавили к стоимости литра бензина 2-3 гривны. Хотя не имели на это права: запасов сырья по дешёвым фючерсным контрактам было ещё на пару месяцев.
Ну, и пошло…
И даже если сегодня неторопливый по натуре АМКУ выдаст какое-нибудь «суровое предупреждение» топливному рынку, погрозит пальцами или штрафом каким, всё равно нет гарантий, что придурки в аравийской пустыне чего-нибудь не взорвут, а нефтяные поля Ближнего Востока не завалит снегом… Нет таких гарантий.
Так что грозному окрику из кабинетов на улице Грушевского – грош цена.
Раньше чесаться надо было…
Когда ВСЕ заводы (6 штук) ещё целы были.
Иван ЕЛИСТРАТОВ