ТОЛЬКО ЧТО

2018.02.06

Почему дорожает бензин: Гройсман требует объяснений

Премьер-министр приказал АМКУ узнать - «откуда взялся рост?»

Picture

Вы самогонный аппарат когда-нибудь разбирали-собирали? Нет. А зря. Тогда вы бы лучше понимали, почему в стране резко вздорожал бензин, и даже, может, докумекали бы, почему его мало.

А ещё вы бы поняли, почему «строжайший»  наказ Владимира Гройсмана Антимонопольному Комитету Украины – «Хочу услышать, откуда взялся рост цены на бензин в январе» не стоит цены шнура от микрофона, в который он эти слова произнёс.

Потому что страна, имеющая «на бумаге» аж целых 6 (шесть!) нефтеперерабатывающих заводов, просто не имеет права задавать вопросы, подобные тому, которым сегодня вдруг озаботился премьер-министр Владимир Гройсман.

Он бы и сам не стал заниматься подобной фигнёй. Если бы они  работали – ВСЕ шесть. Но...

Кто-то из  читателей помнит, что есть такой нефтеперерабатывающий завод – Надворнянский? А Дрогобычский? Херсонский, вечная ему память… Да и Лисичанскому та же память… (он на оккупированной территории). Да и Одесский НПЗ прекратил работу в 2014-м, и дело не только в судебных полукриминальных проблемах.

Все они – устарели. В Одессе глубина переработки нефти была совсем позорной для 21 века – до 50% не доходила…  У остальных если и получше была, то ненамного, поскольку каково оборудование – таков и выход готовой продукции, то бишь бензинов.

Вот и получилось: страна, добывавшая 40 лет назад 15 миллионов тонн  нефти, сегодня еле вытягивает из уцелевших после всех политэкономических перипетий 1,5 миллиона. По подсчётам экспертов, Украина за последние 7 лет потеряла 50 миллиардов долларов из-за бездумного импорта светлых нефтепродуктов. Министерство энергетики и угольной промышленности считает, что за последние 10 лет объёмы переработки нефти в стране уменьшилась в 28 (!) раз. Объёмы импортных закупок бензина подкатили к 90% от общей потребности.

При этом главный наш «импортовыдаватель» - Белоруссия. Если подумать – то Россия…

История всех этих «негараздов» длинная, но очень яркая.

Очень много народу полегло на ниве (или фронте?) этого бизнеса. Даже двоих бывших руководителей Фонда Госимущества сюда можно вписать – помните, да? Один стартовал с 16-го этажа, другой (точнее – «другая») взял сам себя на мушку ружья, сунув его в рот для надёжности…

А корни проблемы можно увидеть и в том, как всё происходило во времена, когда с нашими соседями таёжными были в состоянии «укропы-раша пхай-пхай», «мышебратья», и так далее. И наши НПЗ раздавались этим «мышебратьям» ни за понюх табаку… Точнее – за обещания поставлять из России нефть «по дешёвке» и модернизировать предприятия. А они превращали наши заводы в то, во что они сегодня и превратились в итоге: в нефтеперерабатывающий позор Украины.

А поддерживает практически единственный оставшийся «на плаву» НПЗ (Кременчугский) гонимый Коломойский…

Такие дела…

Общая мощность всех наших нефтеперерабатывающих предприятий когда-то составляла более 50 миллионов тонн. К 2012 году было 20 миллионов тонн, и в том же году один из руководителей центра «Психея» Геннадий Рябцев просто вопил в разных СМИ: «Господа, к 2030 году, если так всё будет продолжаться, первичная переработка снизится до 7 млн. тонн, а производство бензина составит 2 миллиона тонн!»

Зря вопил. Сегодня мы имеем меньше 1,5 миллиона тонн собственного бензина. А на дворе вовсе не 2030-й год…

Мы это к чему вообще…

С самогонного аппарата начали… А это потому, что, собственно, производство бензина из нефти очень похоже на производство самогона из буряковой, к примеру, закваски.

А вы, дорогой читатель, слышали когда-нибудь об… Убыточном производстве самогона? Водки, в смысле.

Слышали??? Ах, «Укрспирт»…

Ну да, он тоже – наш, родной.

Но мы о бензине. Мы уже видим, что производство, во всём мире считающееся прибыльным, у нас стало убыточным. Каким образом – мы чуть-чуть намекнули. Но Владимир Гройсман тут ни при чём, конечно. Хотя и ему, наверное, как человеку, который поклялся всем показать, «как надо управлять страной», стоило в самом начале, а не в конце (вполне возможном) карьеры обратить внимание на отрасль, которая в стране была одна из наиболее перспективных. Сегодня, наверное, тоже можно тоже сто-то сделать разумное с нефтепереработкой, а не собирать последние копейки с малого и среднего бизнеса…

А чем поможет Гройсману Антимонопольный Комитет?

Ну, возьмёт «под козырёк»: «Слушаюсь, вашбродь!»

И будет полгода «расследовать» - как же это так получилось?

Как получилось, что на нефтедобывающие регионы США обрушились ураганы и смерчи, как получилось, что в монархической верхушке Саудовской Аравии начнут рассаживать по тюрьмам зажравшихся принцев крови, как получилось, что боевики подорвут магистральный нефтепровод в Ливии? И так далее… И баррель нефти с 40 прыгнул до 70 долларов…

Да, наши ребята, торгующие бензином, мгновенно среагировали: на следующий день добавили к стоимости литра бензина 2-3 гривны. Хотя не имели на это права: запасов сырья по дешёвым фючерсным контрактам было ещё на пару месяцев.

Ну, и пошло…

И даже если сегодня неторопливый по натуре АМКУ выдаст какое-нибудь «суровое предупреждение» топливному рынку, погрозит пальцами или штрафом каким, всё равно нет гарантий, что придурки в аравийской пустыне чего-нибудь не взорвут, а нефтяные поля Ближнего Востока не завалит снегом… Нет таких гарантий.

Так что грозному окрику из кабинетов на улице Грушевского – грош цена.

Раньше чесаться надо было…

Когда ВСЕ заводы (6 штук) ещё целы были.

 

Иван ЕЛИСТРАТОВ

Больше новостей из этой рубрики

Читайте Также

все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ